будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 17, 2025
Культура
Щербина Татьяна

Цвет граната

Цвет граната
sh_b[1]

Израиль – моя футуристическая родина, поэтому раз в год я ее навещаю, слушаю неизменные споры левых, правых, светских и разномастных религиозных о том, кто из них является основой государства Израиль и источником его процветания. Процветание же налицо: несмотря на кризисы и интифады, строятся новые (и очень хорошие) дороги, дома из бело-бежево-розового иерусалимского камня, каменная пустыня с каждым годом отступает на несколько шагов, позволяя цвести и плодоносить садам.

Арабо-израильский конфликт неразрешим – арабские и еврейские деревни и районы городов чередуются повсюду, и выходов всего два (оба утопические): либо насильственное переселение для создания компактных зон, либо «ребята, давайте жить дружно». Или, без выходов, продолжать как есть, расцветают же розы там, где вчера был голый камень, и плодоносят гранатовые деревья, несмотря на то, что в озере Кинерет остается все меньше воды. Гранат – один из символов Израиля, и в городе каббалистов и художников Цфате, когда я рассматривала керамические плоды в одной из многочисленных галерей, меня спросили: «А знаете, почему это символ?» «Потому что много их в Израиле», – предположила я. «Нет, – сказали мне, – потому что в каждом гранате 613 зернышек» (согласно Талмуду еврей должен соблюдать 613 заповедей). В среде ультраортодоксов – это те, кто соблюдает все 613, по крайней мере, подписался соблюдать – эту возбудившую меня новость опровергли. Мол, раввины зернышки считали – не сошлось. Жаль, было бы красиво, но я еще сама посчитаю – вдруг сойдется? Нумерология – родом из иврита, где буквы – они же цифры, и хочется, чтоб они же были и зернышками, и из них прорастала жизнь.

В этот приезд я путешествовала по Северу; где сугубо еврейский Цфат, угнездившийся на вершине горы, там я наткнулась на «Книжную лавку у Лилии». Значит, много русских, думаю, тем более, что русская речь слышалась отовсюду, и галерей русских художников полно, но лавка была закрыта, судя по слою пыли на витрине, не один день, значит, даже прикрепленные к стеклу листы о 50%-х скидках перестали соблазнять местных русских покупать книжки. Кризис, на который жаловались мне и здешние художники – продажи упали в разы, но дело, думаю, в другом: предмет все больше заменяется цифрой, тем более, в стране столь развитых IT. Компьютер, букридер – и сборник резаной бумаги или прямоугольник холста, законопаченный красками, только засоряют пространство. Между тем, в еврейских галереях («русские» – тоже евреи, но светские: художники торгуют чем-то своим, ни с чем не соотносящимся, или пейзажиками для туристов: виды Цфата, русская зима) торговля идет бойко. Люди покупают символы Израиля: те же гранаты, меноры, волчки, но не простые, а дизайнерские, красиво придуманные и исполненные.

В Тверии (название от императора Тиберия, при котором происходили евангельские события, а откуда русская Тверь – не знаю) я услышала сзади разговор нескольких молодых людей. Один говорил: «Представляете, я видел еврея!» – эта фраза и заставила меня прислушаться: всё же удивительное признание, особенно, когда находишься в Израиле. Оказалось, что под евреем заезжий одессит, как стало ясно из разговора, понимал ультраортодокса. И в этом есть определенный смысл: совсем светский еврей, репатриант из России, ничем не отличается от русского: он вспоминает, как служил в советской армии, как его обзывали жидовской мордой, для него то, что он оставил, – живо, и он, вольно или невольно, адресуется к своей языковой родине, а есть и те, чьи дети мечтают жить в Москве. Иврит, как правило, знают, но это язык выученный, несвободный. Соответственно, эти люди – светские, а в зависимости от места обитания – левые или правые, иначе говоря, относящиеся к арабам лучше, чем к ортодоксам, или наоборот. Детский поэт Леонид Сорока живет со своей семьей в Кармиэле, они и возили меня по христианским святыням – церковь Нагорной проповеди, монастырь в Табхе (где двумя рыбами и пятью хлебами Иисус накормил пять тысяч человек – это были рыбы Святого Петра, я знаю, я такую ела в прибрежном ресторане), монастырь в Капернауме, построенный на том месте, куда Иисус пришел пешком по воде, – теперь, когда Кинерет обмелел, большие плоские камни вышли на поверхность и смотрятся как подводная тропа. Съездили мы и в Назарет – чисто арабский город, и когда смотришь на современную церковь Благовещенья, построенную как совместный международный проект (все страны – кроме России – изготовили для нее свою Деву Марию, есть даже японская), в центре города, то прежде видишь большую растяжку с «аллахакбаром». На иврите это тоже значащая фраза, прежде смысла не имевшая вовсе, оттого ее почти никто и не знает в Израиле, а теперь имеющая, хотя случается такое редко: аллах акбар значит «мышка сломалась». Это когда я была уже в Иерусалиме в гостях у поэта-пародиста Евгения Минина, он мне рассказал – просто однажды у него сломалась мышка, тут и выяснилось. Так вот, Сорока, живущий среди арабских и христианских деревень и городов никакого такого «арабо-израильского конфликта» даже не видит; Минин, живущий на «бедной» иерусалимской улице, видит, но не среди своих соседей (бедность, как и богатство, сплачивают, Мининых, выходцев из советской глубинки, антураж не смущает – это бывшие столичные жители стремятся при первой возможности переехать в более престижное место), а те, в кого летят камни и кассамы, кто живет за колючей проволокой, под охраной военных – те еще как видят! Скажете: речь о «территориях», – так и есть, но территориальный спор кажется мне лишенным смысла. У всех сторон свои логические доводы, только чего стоит логика в мире, где нет единого и незыблемого закона: Курилы завоеваны в войне, поэтому они российские, или Курилы прежде принадлежали Японии, поэтому они японские. Израильские «территории» были завоеваны в войне, поэтому они израильские, а предыстория тут намного сложнее, чем в случае Курил, и по Торе (для кого это Священное Писание), территории эти тоже принадлежат Эрец Исраэль. Правда, еще не принадлежат («мы всё еще в изгнании», – говорят жители религиозных поселений), но обещаны, Святая Земля продолжает быть Обетованной.

Есть и другая логика, Ахмади-Неджад (и не он один) публично заявляет, что Израиль должен быть стерт с лица земли, немало есть и евреев, которых отвращает от Израиля то, что он себя позиционирует как национальное государство: чем, мол, это отличается от нацизма или лозунга «Россия для русских»? Да простая разница: европейские государства строились некогда как национальные и моноконфессиональные, во Франции евреев держали в гетто, а с сарацинами (мусульманами) бились насмерть, из Испании, как известно, однажды выслали арабов и евреев, отказавшихся креститься, поскольку под евреем, как и в разговоре, подслушанном мною в Тверии, понимался религиозный еврей, а кто принял католичество, тот стал испанцем, французом, итальянцем и т.д. Теперь мир интернационален, мировая пролетарская революция победила, превратив пролетария в офисный планктон и мелкий бизнес, а «князьев и графьев» в миллиардеров и миллионеров, и конфессионального осталось ислам с экспансионистским джихадом да иудаизм с желанием иметь свой уголок (Израиль все же очень маленькая страна), чтоб соблюдать шабат, кашрут и всё что называется «традицией». Последнее веяние в Израиле – волна иммиграции из Франции, вселюбящей, всеприемлющей Франции, которую джихад разъедает изнутри, поскольку вялотекущее христианство отрекается само от себя (не захотели же внести этот пункт, о христианской культуре, в декларацию Евросоюза), биологически вымирает – по многу детей только у мусульман и еврейских ультраортодоксов. Когда-то и у христиан было по десять детей в семье, но – когда культура достигает своего совершенства, она говорит «остановись, мгновенье» и переходит на цифровые носители: количество людей и предметов и так кажется ей избыточным.

Сорока показал мне сделанный им для израильского сайта видеосюжет об Анастасии Михаэли, питерской модели, русской красавице, вышедшей замуж за израильского бизнесмена, прошедшей ортодоксальный гиюр (то есть принявшей еврейство), родившей восемь детей и ставшей депутатом Кнессета.

Евреем может стать каждый, и эта двойственность – еврейство по крови и/или по религии – существует и в самом государстве Израиль. Официально оно светское, но браки на территории страны заключаются только религиозные, шабат в общем и целом соблюдается, главный символ – Менора из того самого Храма, так что некоторая мерцательность, неопределенность заложена в нем изначально.

То, что называется «светлая вязаная кипа» – это умеренно религиозные, сторонники иудаизма с признанием того, что время меняет людей и мир. Такова, например, Дина Рубина, с которой я познакомилась в этот приезд, напросилась в гости, поскольку недавно открыла ее для себя и полюбила, такова поэтесса Гали-Дана Зингер, у которой тоже была в гостях (еще один признак «умеренных» – свободное владение ивритом, Гали-Дана даже пишет на иврите и переводит). Мне уже не раз хотелось купить в Израиле гранат (и зачем только его именем назвали гранату!), но я себя всякий раз останавливала: еще одна безделушка среди бесчисленных сувениров, которые некуда ставить, а тут – Гали-Дана подарила, и не предмет, которому нужно найти место, а подвеску на шею. Гранат с зернышками, буду носить. Про то, что «светлая кипа – лучшее в Израиле», сказала мне Дина, и я согласилась бы, поскольку музы чаще летают на этой высоте, если б не знала по опыту, что замечательные и незамечательные люди встречаются во всех стратах, волшебного рецепта «правильной идеологии» не существует. Побывала в гостях у главы самого крупного израильского издательства «Гешарим» Михаила Гринберга – вот уж не ожидала, что он ультраортодокс. Весельчак, путешественник, и издает «всё» – и светское, и «традицию», которая в Израиле неотличима и неотделима от веры. Он живет в городке Ефрата, неподалеку от того места, где и располагается моя футуристическая родина: в каменной Иудейской пустыне, под сенью гранатовых деревьев, рождаются мои внуки.

Фото Александра Тягны-Рядно

Фото Александра Тягны-Рядно

Израиль – цвета и фактуры халвы, но явно не сладкой, Святая Земля – это холмы, круглые пирамиды, куличики, поднимающиеся горизонтальными террасами, их прорезают темно-зеленые силуэты кипарисов, как часовые, которые здесь всегда на страже, и в этой сдержанной, скромной цветовой гамме там и сям вспыхивают ярко-розовые соцветья иудейского дерева, красные цветки и бордовые шары гранатов, как обещание, что Эдем вернется. 

Щербина Татьяна
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).