будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 18, 2025
Культура
Карась Алена

Ты безнадежен

Если бы не было «Авиатора» - его следовало бы выдумать: что может полнее поведать об ухудшающем отборе в индустрии кино и в самой киноэкспертизе, чем то, что средний фильм Скорцезе был так высоко оценен, получив 11 номинаций "Оскара" и будучи признанным Британской киноакадемией лучшим фильмом 2004 года?

Скорцезе выбрал одну из самых козырных карт и проиграл вчистую. История Говарда Хьюза – соблазнительнейшая из множества возможных, и ей заранее было обеспечено место в анналах Киноакадемии. Не случайно  многие мечтали экранизировать ее. И все же она не реализована и на четверть, несмотря на огромный бюджет, фантастические снятые самолетокружения и падения, несмотря на красавчика Лео, который не побоялся предстать одновременно  жуиром и безнадежным невротиком.

По признанию Скорсезе идея сыграть Говарда Хьюза принадлежала самому актеру. Он мечтал о нем давно и должен был сниматься у другого режиссера несколькими годами раньше. Для молодого актера  мечта неплохая. Но его возраст все же накладывал ограничения на   возможности сценарных ходов. Скорцезе был вынужден (даже если бы не хотел) остановиться на периоде 20-х-40-х годов,  когда красавец Хьюз изобретал и испытывал самолеты, первым летал вокруг земного шара, влюблялся в кинодив и снимал собственные фильмы в Голливуде. Это был, наверное, самый эффектный, с точки зрения голливудского кино, период Хьюза. Его одержимость перфекционизмом, его гениальность, его неврозы и фобии в полной мере проявились уже тогда. Но за пределами возможностей ДиКаприо остался старик Хьюз, Хьюз-шизофреник, ситуация с Карибским кризисом, финансирование президента Никсона, таинственная связь с ФБР и сам его конец: окруженный мормонами, которые раз в полгода меняли его белье и стригли ногти, Хьюз день и ночь созерцал собственные фильмы и газеты, в которых красовался двухметровый денди с изысканным пробором черных волос. Америка, в конце 40-х годов буквально бредившая идеей посадить Хьюза в президенты, ни за что не хотела поверить, что ее харизматический кумир выглядит как тот заросший и опустившийся старикан, портрет которого однажды опубликовали в американской прессе 70-х годов.

Какой-нибудь европейский мастер классического кино, скорее всего, довел бы сценарий до этого невероятного и пугающего конца. В нем история выдающегося отпрыска успешного американского клана просвечивала бы во всей своей парадоксальности и безысходной абсурдности.

Скорцезе тоже догадывается об этих возможностях сюжета о Хьюзе. Не случайно он начинает фильм прямо-таки по Бергману: мальчик стоит в тазу, его моет мама, нежно гладит по голове, спрашивает, знает ли он, как умирают от рака и что такое тиф.  «Ты безнадежен», - горестно констатирует обезумевшая мать, которой ясно, что даже со всеми своими миллионами она не сможет оградить сына от эпидемий и болезней века. Мамина коробочка с мылом, как и сами эти слова, превратят бесстрашного Хьюза-титана, за четыре дня в одиночестве облетевшего землю, построившего самый большой самолет своего времени, в жалкого раба собственный фобий. Колосс на глиняных ногах, слон, испугавшийся мыши.

Но коробочка с мылом у Скорцезе в символ не превращается. Она теряется где-то в фильмовых джунглях, среди роскошных гетер Голливуда 20-х годов, в черно-белых цитатах хьюзовских фильмов, в набегающих морщинках страха на его лбу, среди самолетных полчищ и эстетских красот. Она теряется как и мысль создателей картины: пытаясь охватить все, она не удерживает чего-то самого главного. 

У ДиКаприо ладонь Хьюза одинаково чувственно скользит по женской коже и обшивкам самолетов. Между тем, известный своими многочисленными романами с голливудскими звездами этот человек-фантом смертельно боялся женщин. Фильм же преподносит нам эти страхи в слезливо-романтическом ореоле: например, приступ безумия, после которого Хьюз на долгие месяцы заперся в своем кабинете, Скорцезе связывает с уходом Кэтрин Хепберн.
Саморазрушительный кошмар, в который вверг себя один из кумиров американской цивилизации, мог бы стать поводом для гораздо более страшного и захватывающего психологического и философского анализа. Созерцая же трехчасовое повествование Скорцезе, натыкаешься на странное чувство: подлинный Хьюз ускользает от нас тем дальше, чем дольше длится фильм. Все новые и новые детали его биографии не уточняют и не утончают мерцающую и страшную реальность этой удивительной жизни, а, напротив, как-то стремительно огрубляют ее. Скорцезе точно не слышит поразительных синкопов и парадоксов этой жизни, пролетая мимо несметных сокровищ. 

Идеальный – не случившийся фильм Скорцезе – весь расположен в словах матери «ты безнадежен», которые не проросли сквозь актерскую работу ДиКаприо. Нежный красавец Лео попытался, но так и не смог до конца впустить в себя всю бездну открывавшихся ему смыслов, не сумел проскользнуть по лезвию опасных парадоксов человеческого существа. Вместе с режиссером он остался в границах того наивного, приторно-сладкого образа человека, в которых редко рождается великое кино. Так что, кажется, и сегодня личность Хьюза осталась неразрешимой загадкой для  голливудской киноиндустрии.

Карась Алена
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).