будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
культура некролог
Май 17, 2025
Культура

Умер театровед и балетный критик Вадим Гаевский

Умер театровед и балетный критик Вадим Гаевский
DSC_0744
Вадим Гаевский. Фото Ольги Дюшен

16 июля в Москве умер русский театровед, балетный критик, историк культуры Вадим Гаевский. Об этом сообщила его племянница, театровед Мария Малкина. Ему было 92 года. 

Детство 

Вадим Гаевский родился 12 ноября 1928 года в Москве. Его отец Моисей Абрамович Гаевский был журналистом, редактором журнала «На аграрном фронте» (ежемесячного органа Аграрного института и Всесоюзного общества аграрников-марксистов), мать (девичья фамилия Померанц) закончила Консерваторию в Одессе, а после стала корректором в Академии наук.

«Отец [дед по отцовской линии] был Федермеер, знаменитый на всю Одессу зубной врач, с немецким образованием, лечивший бесплатно бедных людей, а богатых — за хорошие деньги, имевший дом, имевший охранную грамоту, подписанную Лениным непосредственно», — рассказывал о дедушке сам Вадим Моисеевич. У них с сыном не было хороших отношений: даже фамилия Гаевский появилась не от желания скрыть еврейское происхождение, а от желания отца отстраниться от семьи, рассказывал в интервью Вадим Гаевский.

По легенде, когда началась Гражданская война, его родители вместе с друзьями уехали жить из Одессы в Киев. Когда там начались еврейские погромы, компания решила ехать обратно в Одессу: они раздобыли вагон, запломбировали его. Но вместо Одессы поезд привез их в Москву. Там все и остались.

Отец получил работу в «Комсомольской правде», где работал вместе с Надеждой Аллилуевой, женой Иосифа Сталина.

«И пришла она как-то в редакцию в слезах, и он спросил: "Отчего вы в слезах?" И она говорит: "Понимаете, я не могу этого наблюдать, я не могу этого…" — вообще-то она закрытый была человек, и он не понял, говорит: "Что такое?" — "Знаете, как он будит Васю? Сына, когда он не встает… как Иосиф будит сына? Выстрелом из револьвера! Подходит и над его головой…" А он, говорит, очень с трудом вставал. И он его будил выстрелом из револьвера. Поэтому он стал сумасшедшим, психом, этот Вася. И пьяницей стал страшным и умер пьяницей в тюрьме. Кстати, уже году в 72-м», — рассказывал Вадим Гаевский.

Во Вторую мировую войну его отец ушел добровольцем на фронт, очень быстро получил контузию, и поэтому выжил — один из четырех братьев. О послевоенном времени Гаевский-младший говорил так: «До 35-го года в доме было просперити какое-то. Потому что я помню, что две зимы подряд, два года, 34-й и 35-й, Новый год у нас встречал Еврейский театр, Михоэлс, Зускин. Меня будили, и он на коленях [меня держал] и пел песенку. Это я помню. Почему-то была большая дружба совершенно. А потом всё это исчезло: денег не было никаких, очень бедность началась большая».

Его дядей был профессор, советский экономист Давид Батуринский: «Тогда это значимо было, он всегда, когда уезжал в город, голосовал на дороге и говорил: "Я профессор". И его подвозили. Тогда профессоров было мало». 

«Перед войной было такое, он всё время менял жен, каждые два года приезжал с новой молодой женой. А потом последняя, Анна Ивановна, очень дружившая с моей мамой, бившая его страшно, потому что он впал уже в абсолютное [детство], а он плакал, рассказывал, как она его била. А она говорила: "Да что вы, я его не бью, просто я не могу, это невозможно!" Мы как-то все в идиотском были положении», — вспоминал Вадим Гаевский.

Учеба

В школе Вадим Гаевский был страстным футбольным болельщиком и хулиганом. Его даже пытались выгнать из Медведковской гимназии, но заступилась учительница по математике, отмечавшая его талант к предмету.

«У нас было четыре ряда по два человека, и всем давали разные варианты задачек, и я решал все варианты, и все это видели, и им даже это нравилось, поскольку я успевал за это время. И я имел за это два завтрака — от класса получал два завтрака! Учитель всё это видел, но не прерывал, а с интересом следил», — рассказывал Гаевский. 

Его даже проверяла комиссия из РОНО. Сам Гаевский объяснял свой успех не талантом, а аналитическим складом ума: «Метод работы как у кибернетической машины какой-то, у меня было несколько способов, я знал сразу, что все задачи сводятся к каким-то определенным типам решения, и я мог сразу понять, какое тут решение». 

Победа на районной олимпиаде по математике дала возможность поступить в МГУ без экзаменов. Сходил на день открытых дверей на физмат — из-за влюбленности в девушку, объяснял Гаевский. Но физики ему не понравились — «ничего живого в них не было». «Но потом мой одноклассник Никита Санников, с которым я дружил все эти последние годы, сказал (поскольку я тогда был вообще-то гуляка — это сейчас я боюсь время терять, а тогда я был гуляка): "Проводи меня, я поступаю в ГИТИС". Я говорю: "А что такое ГИТИС?" — "А это есть такой театральный институт". — "А ты что, актер будешь?" — "Не актер, театровед". — "Ну, пойдем", — я сказал». 

Прошел консультацию, сдал рецензию на спектакль, собеседование. «И тут я их всех совершенно поразил, потому что на обычный вопрос "Почему вы приходите в ГИТИС на театроведческий?" (на это обычно отвечают: "Потому что я люблю театр") я сказал: "Потому что я люблю театральную критику!" — "А кого вы знаете?" Я всех знал. А потому что меня на самом деле страшно интересовало это дело — я читал… Я всех знал! Меньше всего думал, что я буду этим заниматься! Но меня это интересовало, я только не знал, что мой интерес возник до моего ощущения, что это мое призвание, а интерес был, я всё читал. Я знал всех их, и это настолько поразило их всех — первый раз за всё это время». 

Из ГИТИСа его выгоняли четыре раза: три раза — за космополитизм, один раз — за неуспеваемость. И всегда его восстанавливал директор института Матвей Алексеевич Горбунов, полковник из армии, далекий от театра, называвший актеров «игроками». Занимался он не только студентом Гаевским, но и аспиранткой Вишневской, и уволенными профессорами: «Всех, всех восстановили. Только, конечно, уже не на прежних должностях, но кто хотел — пожалуйста. Не сразу. И я понял, в чем дело. Потому что провела эту кампанию ГэБуха: и это была кампания не столько идеологическая, сколько антисемитская, и это делало ГБ совершеннейшее, и представитель ГБ, Витя Залевский, наш коллега, который там работал, возглавлял комиссию по проверке, меня, собственно, и подставил. Всё это шло от ГБ. А Горбунов как действующий полковник армии, особистов ненавидел больше, чем кого бы то ни было».

На четвертом курсе стал много прогуливать: «В ГИТИСе теперь было неинтересно, да и девочки мои перестали обращать на меня внимание — и Наташка, и Валя. Их поклонниками уже были знаменитые актеры, никаких шансов у меня не было. Я сидел дома и прикиды­вался больным», — рассказывал Гаевский «Арзамасу». Однажды в дверь позвонили: «какой-то человек» велел пойти с ним. Допрос — 26 часов, перечисляли имена товарищей, требовали анекдоты.

«Одно из моих исключений из института было связано с тем, что я любил шутить шуточки. Теперь, когда я вспомнил, как шел мне навстречу отец, я проклял свою легкомысленность! Я понял: нельзя допустить, чтобы такое повторилось!» — рассказывал позже Гаевский.

Карьера

В 1951 году Гаевский окончил театроведческий факультет ГИТИСа. В любой его биографии после этого факта эклектично сказано: в 1959–1966 годах работал научным сотрудником Института истории искусств, с 1970 по 1972 год — научным сотрудником Института философии АН СССР. Как рассказывал сам Гаевский, после института он долго не мог устроиться на работу, а после история повторялась — его часто выгоняли.

«В моей трудовой книжке много чего написано: "Уволен как не прошедший чего-то там", "Уволен по сокращению штата", "Уволен…" Только одна запись в отделе поощрений: "Благодарность за хорошую работу агитатором на выборах", в самом начале 70-х годов. Такой получается образ дебила, которого увольняют отовсюду, куда бы он ни пришел, но используют, потому что он ходит на выборы».

В 1954 году его взяли на работу в издательство Академии наук СССР: «сказали, что если отец уйдет, то меня возьмут на его место». На семейном совете было решено «проиграть эту партию», но вмешались и обстоятельства: в качестве научного редактора Гаевский готовил издание первого исторического «Французского ежегодника». Уже при подписи книги в печать выяснилось неожиданное: редактором-составителем вместо Гаевского записали любовницу главного редактора издательства Академии наук, который так дал ей возможность подзаработать. Гаевский сообщил об этом авторам-ученым, и вместе они заставили ее вернуть деньги. 

«Но, как инициатор скандала, я не был забыт. Буквально через несколько дней после произошедшего с моего стола исчезла рукопись академика Евгения Алексеевича Косминского. Пропажа рукописей влекла за собой уголовную ответственность. Руководство мне, улыбаясь, сообщило: "Либо подаете заявление об уходе, либо мы возбуждаем уголовное дело". Я и ушел — без крика и шума. Было это в 1959 году», — рассказывал эту историю Гаевский.

Несмотря на сложный путь, его труды и преподавание стали одной из основ современной театральной критики, а его первая книга «Дивертисмент» о балете стала хитом.

«В 1981 году книгой Вадима Гаевского "Дивертисмент" в Ленинграде можно было дать серьезную взятку. В учреждениях, где заседали разнообразные норны, ведающие судьбами. Например, в загсе и ОВИРе. В приключения танцующих ног впилась вся читающая страна. Первая же книга Гаевского стала бестселлером во всех смыслах. Кроме одного: в 1981 году "Дивертисмент" был опубликован, сразу же изъят из продажи и вступил в следующий год книгой уже легендарной. Вадим Гаевский сказал то, что думал, о балете в стране, где балет всегда значил больше, чем балет», — писала Юлия Яковлева в журнале «Большой город» в 2009 году. 

Также среди книг Вадима Гаевского — «Флейта Гамлета» (1990), «Дом Петипа» (2000), «Разговоры о русском балете» (совместно с Павлом Гершензоном, 2010).

«Мой путь определило соприкосновение с великим искусством. Теперь этот пережитый опыт мной владеет. Опять же, почему дивертисмент? Потому что и это — любовь, и это — любовь, и это… Такая полигамность. У меня нет детей, хотя, по-видимому, должно было быть много, но так сложилось. Книги, как детки, просятся на свет. Главный мой замысел — красиво закончить то, что я начал. Ведь я начал писать поздно, в 53 года. В последнее время я начал еще и много выступать, так что теперь я труженик вербальности: всё время что-то где-то рассказываю. Я переполнен впечатлениями от встреч с великим искус­ством и испытываю внутреннюю необходимость их осмыслить и перевести в слово», — рассказывал он в интервью «Арзамасу». 

В 2019 году национальная премия «Золотая маска» запротоколировала его вклад в развитие театрального искусства статусом лауреата.

В 1990-х Гаевский входил в редколлегию театрального журнала «Московский наблюдатель» (до 1998 года), стал заведовать в РГГУ сперва кафедрой истории театра и кино историко-филологического факультета, с 1993 года был заведующим кафедрой театроведения.  

Последний раз его «выгоняли» в 2016 году: новый ректор распорядился убрать профессоров-консультантов Юрия Манна, Нину Павлову, Вадима Гаевского, Николая Фёдорова, Владимира Дыбо. Поднялся скандал. Гаевский остался — в качестве преподавателя кафедры истории театра и кино. 

Представить себе мир российской театральной критики без Гаевского невозможно: он один из наставников целого поколения — не только театральных критиков, но и людей, интересующихся культурой в целом.

«…Я потом очень много раз сталкивалась с такой его решимостью и умением, не оглядываясь ни на какие правила, ранжиры, иерархии, поддерживать тех, кого он считал талантливыми, помогать тем, кого он считал честными. Я не говорю сейчас об удивительной его способности облекать мысли и чувства в слова — для меня эти его слова всегда были образцовыми, я всегда мечтала писать так, как пишет Гаевский, и я не уверена, что моя мечта хоть когда-нибудь сбудется. Но то, что он стал для меня абсолютным эталоном — и в профессии, и в жизни, — это я могу сказать твердо», — написала Марина Давыдова, главный редактор журнала ТЕАТР.

Полит.ру выражает соболезнования близким, ученикам и читателям Вадима Гаевского.

Еще Гаевский:

«Когда они ставят ногу как розу в вазу...» — Ревекка Фрумкина, Полит.ру

«Мальчики кровавые» поджидают новых хозяев студии на Поварской — Полит.ру

«Вопрос недели: Русский балет сегодня — такой же безусловный национальный бренд, каким он был в советское время?» — Полит.ру

Пина и танец страсти — Вадим Гаевский, Полит.ру

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).