будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 18, 2025
Культура
Кучерская Майя

Унибук

На вопрос, зачем и почему придуман проект «Борис Акунин», японист, блестящий переводчик с японского и английского, автор монографии "Писатель и самоубийство" Григорий Чхартишвили всегда отвечает похоже. «Чтобы не скучать», «чтобы развлечь себя», - примерно так.

Существенней всего здесь то, что состояние тотальной скуки объединило Григория Чхвартишвили с сотнями тысяч, с миллионами его современников, жаждущих, чтобы их развлекли, разогнали унылую скуку. Оттого-то  разнообразие и новизна – давно стали  рычагами рынка культуры. В том числе рынка книжного. Однако это море разливанное, пестрота и разнокалиберность продукции все же должно быть разлито в озера, пруды и иные емкости с мгновенно узнаваемыми, хорошо знакомыми контурами. Иначе говоря, всякий потребитель предпочитает разнообразие патентованное, выходящее с фирменным знаком любимого брэнда.

Брэнд «Борис Акунин» - гарантия качественной развлекательной литературы. Это давно очевидно и для издателей, и для книгопродавцев, а потому и эффектный жест (выложить за один месяц сразу три книги), которым Акунин решил обозначить начало нового проекта "Жанры", ни у кого не вызвал ни малейших сомнений и тревог по поводу возможной передозировки читателей: Акунина много не бывает. И проект стартовал. 4 февраля на прилавках появился первый экспонат коллекции «Детская книга», 13 февраля выйдет «Шпионский роман», 23 февраля – «Фантастика». В чуть более отдаленном будущем явятся «Семейная сага», «Триллер», «Производственный роман» и «Исторический роман»… 

Схема «разнообразие + брэнд = успех» уже активно воплощается в действие – согласно рейтингу магазина «Москва» «Детская книга» вошла в пятерку самых продаваемых книг недели.   «Детская книга» - сказка про 11-летнего мальчика из интеллигентной московской семьи по прозвищу Ластик, праправнук славного сыщика Эраста Петровича Фандорина.  Приключения Ластика начинаются 29 сентября 2006 года и заканчиваются утром того же дня, хотя продолжаются целый год. Почему так – узнает всякий открывший книгу. Пробираясь сквозь "хронодыры", Ластик легко перемещается во времени, сначала попадает во "вчера", в Москву 1914 года, а затем и в "позавчера", в год 1605, эпоху Смутного времени, одним глазком заглядывает герой и в далекое, стерильное "завтра".

Как и положено сказочному герою, Ластик проходит сквозь множество испытаний, разыскивает Райское Яблоко, роль которого в книге исполняет крупный алмаз, и затем бережет его от рук злодеев. Есть у Ластика и «волшебная помощница», она же "мудрая дева" - дочка Шуйского Соломка (Соломония), которая несколько раз спасает героя от неминуемой гибели. Есть и "волшебный предмет", чудесный "унибук" - универсальный компьютер-ноутбук, pамаскированный под современный учебник геометрии Киселева. "Унибук" в огне не горит, в воде не тонет, не рвется, не мнется, умеет переводить тексты и речи со всех существующих и существовавших языков. А стоит шепнуть в него незнакомое слово, хоть вот "полуимпериал" - унибук немедленно выдаст справку: "русская золотая монета в 5 руб. (ок. 6 граммов чистого золота)".

Как и многие другие вещи Акунина, "Детская книга" создает устойчивое ощущение "дежа-вю": где-то мы уже встречали похожих литературных героев, похожий язык и  чудеса - но в акунинском случае это не промах и не слабость, а продуманная стратегия. Он сознательно играет литературными топосами, создавая не столько книгу в определенном жанре, сколько действующую модель жанра.  В данном случае несколько условного жанра детской книги.  Написанной во вполне определенную эпоху. Какую  – подсказывают иллюстрации Дениса Гордеева, стилизующие  ультареалистические картинки в духе передвижников к детским книжкам эпохи 1960-х,  того самого времени, когда Бориса Акунина и на свете не было, а маленький Григорий Чхартишвили, размахивая портфелем, ходил в школу.

Действие «Детской книги» приходится на сентябрь 2006-го года, но и мальчик будущего, Ластик, ходит в школу с портфелем. Не с рюкзаком, даже не с сумкой через плечо – с портфелем. В котором лежат мамины бутерброды с колбасой. Кроме того, Ластик еще летом решил «укреплять волю и развивать храбрость», он находчив, великодушен и смел. В классе он самый маленький, но как со временем выясняется, при этом и самый удаленький. Стоит ли продолжать? Перед нами герой, смоделированный из штампов добротной детской и подростковой литературы эпохи соцреализма.  «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Незнайки и его друзей», «Вниз по волшебной реке» Эдуарда Успенского,  заодно и братья Стругацкие, чей роман «Трудно быть богом» несколько раз упоминается в акунинском тексте, заодно и фильм "Алеша Птицын вырабатывает характер" - все это вместе взятое и помноженное на подобное и очерчивает круг источников великого мистификатора и затейника современности.  

Подчеркнутая старомодность Ластика проявляется и в романтической почтительности, которую он испытывает "к некоей особе с соседней парты" (не к Машке, не к Таньке – к "некоей особе"), и в том, что 11-летний герой довольно плохо ориентируется в современном подростковом слэнге,  в своем языковом развитии остановившись на архаичных "зыкински" и "классно". Впрочем, возможно, тут кроется тайный авторский намек: вот к чему приведет нынешняя реставрация социалистических ценностей - в 2006-м году, даже малые дети заговорят на языке 1970-х.

Однако скорее всего, совсем не потому Акунин отказался от столь любимой им аутентичности. Стиль ретро понадобился писателю для другого, «зыкински» и «классно» говорило поколение родителей сегодняшних школьников, именно они поедали на переменках заботливые мамины бутерброды с колбасой и мечтали прокатиться на машине времени. Они - то есть те, кому сейчас от 30 до 50-ти, тот самый средний класс, для которого Акунин (вот она великая тайна золотого ключика!) и писал свою «Детскую книгу». Потому что «Детская книга» создавалась для взрослых. Именно родителям писатель и преподнес идеальную книгу их детства. Слишком многое сказано в «Детской книге» поверх детских голов – особенно при описании реформ и царствования Лжедмитрия (случайно провалившегося в хронодыру бывшего киевского пионера Юрки Отрепьева). В этот момент Ластик лишается унибука, а значит, и перевода с непонятного на понятный, но Акунин  уже и не пытается объяснить юному читателю, что такое «уроки праламентаризма» и «сословие свободных земплепашцев» – не оттого ли, что вовсе не на юные умы и рассчитывает?

Но если все же самые настойчивые мамы и папы уговорят прочитать историю Ластика и своих детей,  то для них, поедающих вместо старинных бутеров чизбургеры и биг-маки, книжка Акунина может оказаться весьма назидательной. Ведь Ластику, в отличие от многих и многих современных школьников,  все любопытно, все интересно, все важно, он то и дело шепчется с «унибуком», который объясняет ему, что к чему. Знание, образованность – вот очевидная и непреходящая ценность, которая незримо присутствует в волшебном мире «Детской книги». И потому (при допущении, что книга все-таки доберется до школьника), можно признать ее одним из самых ярких просветительских проектов Бориса Акунина.

Просветитель Григорий Чхартишвили, в свое время открывший российскому читателю Юкио Мисиму и других японских авторов, продолжающий потчевать читателей и неизвестными детективами, выходящими  в серии «Иностранки» «Лекарство от скуки» (Чхартишвили - ее куратор), на этот раз демонстрирует школьнику привлекательность знаний и эрудиции, прививает привычку заглядывать в энциклопедии и словари. К тому же, как это обычно пишется в аннотации к детским книжкам, «в легкой и непринужденной форме автор сообщает множество полезных сведений из русской истории эпохи Смутного времени и первой мировой войны». Так что не будем удивляться, если следующим детищем Акунина станет проект «Учебник»: «Литература», «Физика», «Страноведение», продолжение следует…

«Детская книга» - проект просветительский еще и для потенциальных иноязычных читателей, которые наверняка и у этой книги появятся – Акунин много и активно переводится. Как в «Эрасте Фандорине» писатель продвигал великую русскую литературу, так теперь он продвигает русскую историю. И потому «Детская книга» – это еще и один из самых патриотичных книжных проектов, патриотизм которого, однако, не шибает в нос запахом портянок – по счастью. Или наоборот, к несчастью? Ведь невозможно забыть - перед нами не оригинал, а великолепная копия, искусный муляж, талантливая имитация среднестатистической детской книжки, которая не пахнет, не жжется, не горит и не тонет. Унибук для униридера от унирайтера. Уже в продаже.

Борис Акунин. Детская книга. М.: Олма-пресс, 2005 (тираж 150 000 экземпляров; цена - 264 руб.)


 

Кучерская Майя
читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).