будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 14, 2025
Культура
Борисова Марина

Урок аристократизма

Урок аристократизма
ianbostridge

Йен Бостридж – юноша с ангелоподобной внешностью и голосом родом из чистых небесных сфер. Вид соответствует биографии: изучение философии и права в университетах Кембриджа и Оксфорда, звание магистра в 1990-м. Однако Бостридж известен миру не как ученый. Сегодня он один из самых востребованных теноров планеты, а именно -- специалист по особо утонченному репертуару, каркас которого составляют барокко и современная музыка.

Певческая карьера Бостриджа укладывается в 10 лет, за которые он без разбега достиг  наивысшего: ангажементы в главных оперных домах (Ковент Гарден, Баварская опера), репертуар, вызывающий дрожь меломанов (Нерон в «Коронации Поппеи» Монтеверди, Тамино в «Волшебной флейте» Моцарта, Том в «Похождениях повесы» Стравинского), работа с лучшими дирижерами (Саймон Рэттл, Сейджи Озава) и пианистами (Лейф Ове Андснес, Мицуко Ушида). Словом, Бостридж – музыкант той  изысканности и кондиции, какие в наших краях просто не вызревают – климат не тот, запросы не те. Находится только один аналог – Михаил Плетнев, но и он существует в мировом, а не российском пространстве.

На Декабрьских  вечерах Бостридж возникает впервые, но по всему ясно, что  здесь он свой: группа крови  та же, что у основателя фестиваля Святослава Рихтера и самых харизматичных персон этой коллегии избранных. Бостридж поет то, что в России отсутствует как репертуарная единица – песни Шуберта, и поет так, что его голос воспринимается посланием внеземной цивилизации. Для нас это не то что высший пилотаж, а пример другого понимания материи искусства и существования физического тела в нем.

Во-первых, от голоса Бостриджа веет той утонченной сладостью, какая в давние времена отличала певцов-кастратов – мужчин, поющих женскими голосами, которым поручались героические роли в старинных операх. Сегодня искусством благозвучия, вновь востребованным на мировой сцене, владеет целый сонм музыкантов, первые из которых – Дэвид Дэниелс и Андреас Шолль: когда они извлекают звуки, земное притяжение словно исчезает. Эту же воздушную легкость несет Бостридж: его пение находится за гранью материального, в нем никаких следов тяжелого труда и усилий вообще, что, естественно, и поражает наше воображение в первую очередь. Вот, оказывается, что такое искусство пения: огромный волшебный мир, где передвигаются с восхитительной легкостью, пленяя богатством в пределах малого (например, оттенки в диапазоне piano) и выразительностью на уровне обертонов.

Второе – манера. Певец настолько свободен и прост, что кажется, он вышел на сцену не затем, чтобы исполнить чудесные песни Шуберта, а затем, чтобы рассказать несколько нехитрых историй, которые он прожил, как свою жизнь. О том, что природа прекрасна («Весной»), что тишина – это бездна («Край тишины»), что возвращение в прошлое грустно («Возвращение могильщика на родину»), а счастье мимолетно («Любовь рыбака»). Все эти сюжеты о краях и людях, написанные на посредственные стихи друзей-поэтов, стали бессмертными для всего мира: немецкая песня, известная под брендом Lied, есть сокровенная часть европейской культуры, а незамысловатый Шуберт – пожалуй, лучшее, что в ней есть. После выступления Бостриджа на Декабрьских вечерах-XXV Шуберт – не нотный, музыковедческо-консерваторский, а живой, теплый, звучащий - так естественно пророс в нашей зимней московской жизни, как будто родился здесь и странствовал по тихим вечерним переулкам.

Еще одна составляющая феномена Бостриджа – качество, проступающее в мелочах: нет ни одного обертона, озвученного бессмысленно, ни одного вдоха впустую. Такая же выделка у пианиста Джулиуса Дрейка, проявившаяся с первых звуков  (песня «Весной»). Самое удивительное, что качество здесь - не завоевание, а способ бытия, что филигранность – не достижение, а подразумеваемая норма, к которой моментально привыкает слух.

Однако фокус вечера скрывался в финале, когда Бостридж исполнил последний бис – песню из цикла Бриттена «Эхо поэта» на знаменитое стихотворение Пушкина «Соловей и роза». В отличие от Шуберта, спетого в оригинале по-немецки, Пушкин звучал по-английски (в переводе известного британского певца и друга композитора Питера Пирса), но звучал так, будто Бостридж пел с оригинальной фонетикой. Это и был урок аристократизма, возможного в искусстве звукоизвлечения: пение как чистейшая поэзия, где все очевидно без перевода.

Борисова Марина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).