В Петербурге художник Олег Лукьянов нарисовал на школьном заборе портрет Иосифа Бродского к его 80-летию. Место он выбрал со смыслом — напротив дома Мурузи, где жил Бродский и где сейчас находится его музей. Тем не менее рисунок это не спасло — руководство школы на следующий же день его закрасило, и городская администрация это поддержала.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Музей Иосифа Бродского (@brodsky.online)24 Май 2020 в 1:26 PDT
«Можно предположить, что Иосиф Александрович и сам весьма иронично, да и вряд ли одобрительно отнесся бы к своему появлению на школьном заборе. Скорее, он бы выступил за сохранение целостности и чистоты исторического центра Петербурга, столь долго вдохновлявшего его в творчестве», — заявили в администрации. И добавили, что никаких проблем бы не возникло, если бы рисунок с ними согласовали.
Впрочем, необходимость в согласовании кажется странной: люди бы поняли, если бы администрация стерла любое «несанкционированное» неприличное слово со здания, но зачем стирать красивое граффити, даже если на него не получены необходимые бумаги?
Впрочем, инцидент на этом не закончился: люди стали приходить и писать на месте стертого граффити стихи и цитаты из стихотворений Бродского. А утром всё опять закрасили.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Музей Иосифа Бродского (@brodsky.online)26 Май 2020 в 2:31 PDT
Впрочем, некоторые стрит-арт-художники считают этот инцидент с граффити ловким пиар-ходом: Олег Лукьянов коммерчески продвигает разработанную им технологию «урбан-фрески» (хотя сама технология уже известна под названием «холодный деколь»). По ней фотораспечатка пластифицируется и «переводится» на стену. Краску ПВА с нее легко смыть, а вот содрать такую фреску нельзя - только соскоблить с повреждением стены. Это вроде как нарушает законы уличного искусства, которое априори должно быть временным.
Правильно ли без разрешения оставлять рисунки на стенах муниципальных зданий? И что считать искусством, а что нет? Рассказываем, как в разных городах и странах власти борются с уличными художниками.
Московские коммунальщики в начале марта 2020 года закрасили знаменитое граффити с Гагариным в Нагорном районе. Рисунок появился десять лет назад — его нарисовали к 50-летию первого полета в космос. И сейчас, за год до 60-летия, стерли.
В ночь на 31 декабря стрит-арт-художник Павел Кас разрисовал нефункционирующий дверной проем на углу Невского и Суворовского проспектов. Он изобразил распахнутую дверь в советский Новый год.
Коммунальщики закрасили рисунок, но прохожие стали постепенно оттирать его монетками — работа начала проглядывать через зеленую краску. Один из участников процесса петербуржец Валентин Смирнов рассказал «Фонтанке», что пришел посмотреть на картину. Она оказалась закрашена, но он заметил, что кто-то начал оттирать ее, тогда Валентин тоже оттер немного краски, а за ним — и другие петербуржцы. Смирнов заметил, что процесс был похож на оттирание лотерейного билета. Полностью картину не оттерли, но, возможно, это и не было нужно.
Екатеринбургские коммунальщики уложили асфальт поверх работы «Супрематический крест» российского художника-каллиграфа Покраса Лампаса (Арсения Пыженкова), которую тот нарисовал за день до этого на площади Первой Пятилетки на Уралмаше. Площадь работы была 6686 квадратных метров.
Покрас Лампас решил лично восстановить работу, но в преддверии приезда художника в социальных сетях начали появляться угрозы в его адрес со стороны «православных активистов», которые негодовали по поводу использования креста в стрит-арте. Ситуация настолько накалилась, что организаторы Stenograffia пообещали создать специальную комиссию для согласования представляемых на фестивале работ и включить в ее состав представителей местной епархии.
Посмотреть эту публикацию в Instagram