будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 14, 2025
Культура

В гостях у циклопов

Владимир Сорокин впервые публично откликнулся на литературную критику, посвященную его романам «Лед» и «Путь Бро». В приложении к «Независимой газете» Ex-Libris (от 14 апреля 2005 года) опубликована статья писателя «Mea culpa?» с подзаголовком «Я недостаточно извращен для подобных экспериментов», в которой Сорокин дает современной критике строгую отповедь. По его мнению, у нее нет не только "третьего глаза", как подозревают некоторые писатели, но не существует даже второго: "у филологов есть лишь один глаз, сугубо литературный, способный сравнивать тексты".  

                                                                                     1

«Хватит навешивать на нас гнилых собак, порожденных вашим высокомерием, самоуверенностью и леностью ума. Хватит прятаться за цитаты. Хватит впаривать высоколобую туфту. Хватит лепить горбатых шоколадных зайчиков шизоанализа и деконструкции. Литература – живое дело, свободная и сильная река. Она течет. И течет по-разному. Следите за ее течением. (…) Войдите в эту реку, почувствуйте ее своим телом, станьте частью ее», - пишет Сорокин, адресуясь современной литературной критике, в первую очередь, в лице литератора Василия Шевцова и  филолога-слависта Игоря П. Смирнова, написавших отрицательные (как показалось автору) рецензии на его последний роман  "Путь Бро". 

Особенно подробно писатель останавливается на критическом отклике Игоря П. Смирнова, опубликованном в журнале «Критическая Масса» (2004, № 4). Как признается исследователь, читать «Путь Бро» ему «было скучновато», хотя «думать о прочитанном, напротив, оказалось необычайно увлекательным времяпрепровождением». Писатель, которого связывают со Смирновым давние дружеские отношения, предлагает приятелю сходить в баньку,  «прочистить голову» и забыть "Леви-Стросса, деконструкцию, трансинформативность и магическое для западных славистов слово «карнавал»” - с тем, чтобы взглянуть на последний роман Сорокина "без филологических шор".

На сделанное Владимиром Сорокиным предложение  Игорь П. Смирнов, филолог, философ, профессор Констанцского университета, откликнулся открытым письмом, которое "Полит.ру" публикует с его любезного разрешения. Орфография автора сохранена.  

Игорь П. Смирнов:

Дорогой Володя,
я с удивлением прочитал в «Независимой газете» Твои высказывания  по поводу моей статьи о «Пути Бро» в «Критической Массе» (2004, № 4). Ты прекрасно знаешь, что уже давно я имею к филологии весьма косвенное отношение. А если и берусь толковать литературные тексты, то главным образом Твои. Поверь мне, это отнюдь не филологическое занятие – мне интересен в данном случае не текст, а автор. Представлять меня человеком, проглядевшим «живую жизнь» (которую Ты почему-то нашел в бане) и погруженным в художественное слово по образцу веривших в его власть шестидесятников, - заведомая неправда. Я немало написал отрицательного и об этой эпохе в целом, и о ее филологизме в частности. Странным для меня, далее, выглядело объединение моей статьи с выступлением Василия Шевцова, который на самом деле с моим мнением о Твоем романе полемизирует. В отличие от Шевцова меня волнует, придется признаться, не «нравственный императив», а тот, который навязывает нам тело. Писатель, конечно же, имеет право интерпретировать свой текст и защищать его от чужих пониманий. Но вот какого права он не имеет: запрещать эти чужие прочтения, пусть даже они будут исходить от филологии, дышащей на ладан и без Твоего вмешательства.

Дружески,
всегда Твой
Игорь Смирнов

                                                                                     2

"Полит.ру" попросило прокомментировать статью Сорокина "Mea culpa?" главного редактора журнала "Критическая Масса", филолога Глеба Морева, а также редактора отдела "Прагматика культуры" на "Полит.ру" Майю Кучерскую.

 Глеб Морев:

Эмоциональное выступление Владимира Сорокина – чуть ли не первый, сколько помнится, его металитературный текст – выглядит неожиданным лишь на первый взгляд. Если отбросить мусор, связанный с контекстом публикации – газетой Ex Libris НГ и ее авторами, упомянутыми Сорокиным, - становится ясно, что перед нами банальный писательский бунт против критики, в данном случае бунт Сорокина против его интерпретатора – И. П. Смирнова. Бунт во вполне фрейдистском духе: Смирнов (и персонифицированные им западные слависты) – Отец репутации Сорокина. Именно славистам Сорокин обязан славой и успехом на Западе, определившими его статус классика актуального искусства и в России. Проблема (Сорокина) в том, что с некоторых пор (а точнее – со времени публикации «Пути Бро», вышедшего не в радикальном Ad Marginem, а у коммерсанта Захарова) этот статус перестал его удовлетворять. Ниша актуального искусства предполагает, как известно, тесное взаимодействие автора с критиком-куратором. Теперь эта ниша оказывается для Сорокина слишком тесна и он жаждет «перемены участи», манифестируя разрыв уже не с издателем, но с самим собой – автором романа «Роман» - и кураторами своего «концептуалистского» проекта в лице самого авторитетного из них, И. П. Смирнова. В российской социокультурной реальности столь прочная прописка по ведомству актуального искусства уже сослужила «новому» Сорокину плохую службу - в нелепой истории вокруг постановки Большого театра невинное либретто «Детей Розенталя» оказалось заложником репутации своего автора. Оставившему литературу как «проект», концептуалисту-дезертиру Сорокину менее всего требуются сейчас виртуозные интеллектуальные комментарии – они способны лишь дезориентировать публику Большого театра и читателей «Огонька» и «Известий» (места последних публикаций рассказов Сорокина). Автор решил пополнить ряды «властителей дум», выясняющих свои отношения с Литературой всерьез, до полной, так сказать, гибели. Надо надеяться, он знает, что делает.


Майя Кучерская:

В том, что Сорокин счел необходимым объясниться с публикой, присутствует странность. Объяснять, как глубоко заблуждаются литературные критики в оценках "Пути Бро", что на самом деле означает роман и какие задачи при его создании автор преследовал  – очевидное нарушение конвенций искусства, которое вряд ли исчерпывается растущей склонностью Сорокина к прямому, публицистическому, одномерному слову.

Остается сделать единственное предположение - блистательный стилист, в обманы которого так легко влюбиться, еще легче их возненавидить, бросил публике еще один крючок. На этот раз Сорокин публично сыграл роль современного критика, причем собирательный его образ.
Перед нами спокойная и продуманная пародия, в которой,  по законам жанра, точно воспроизводятся самые разные черты современной литературной критики, вся ее не слишком пестрая палитра. Есть здесь и легкая фамильярность по отношению к объекту разговора (критике) в духе молодежного глянца. Эмоциональность, не поддержанная никакой аргументацией - в стиле журнала "Афиша". Элементы анализа текста (собственного текста, что придает рассуждениям о нем особую пряность), которые встречаются у критиков всех направлений. И, наконец, сердитые поучения, заставляющие вспомнить «реальную критику» ХIХ века или позднего Льва Николаевича Толстого, имя которого, разумеется, неслучайно мелькает в статье Сорокина; поучения, занудно объясняющие критикам и литературоведам, как именно они должны писать про литературу. Обычно ведь это как раз критики любят разъяснять писателям, как им следует писать. Сорокин подносит к лицу неугомонных зоилов зеркало. Кривое, разумеется. Комната кривых зеркал – что смешнее этого аттракциона?

Адекватная реакция на «Mea culpa?» – смех.

Смех тем более радостный, что все пишущие о литературе, так часто задыхающиеся от ощущения, будто они кричат в пустоту, могут, наконец, убедиться: обратная связь есть.  Значит, и филология, вопреки печальному вздоху Игоря П.Смирнова, дышит не на ладан, а в полные легкие.  


 

читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).