Спасибо прошлогоднему «Дневному дозору»! Именно благодаря вампирскому блокбастеру о борьбе темных и светлых сил вошли в моду определения типа «первый фильм года». И именно после «Дозора», стартовавшего в кинопрокате в ночь с 2005-го на 2006-й, россияне в новогодние праздники отправляются не только в баню, но и в кино.
Государство щедро подарило населению десять выходных дней, совершенно не озаботившись, чем население их заполнит. Будет смотреть телевизор? Многие так и делали, но уже на вторые-третьи сутки повального телесмотрения от этого занятия хотелось лезть на стенку. Старые любимые фильмы пересмотрели по трехсотому разу, старые юмористы в четырехсотый раз повторили одни и те же несмешные шутки, старые певцы и певицы в шестисотый раз перепели любимые когда-то и уже ненавистные сегодня старые песни о главном.
Конечно, кто-то уехал греться на египетских пляжах и кататься с альпийских горок. А некоторые поняли: единственный выход – выключить телевизор и выйти из дома. И вышли. И многие - очень многие, как никогда прежде многие! - дошли до кино.
Кинотеатр оказался самым демократичным и доступным для россиян местом культурного заполнения праздничного досуга. В эти дни установлен прокатный рекорд – если в прошлом году суммарные сборы кинотеатров за праздничные новогодние дни составили 26 миллионов американских денег, то теперь уже к 8 января эта цифра достигла 40 миллионов. С 28 декабря по 7 января в России куплено более семи миллионов билетов в кино. И ведь это еще не окончательные цифры.
Что это значит? 7 миллионов билетов в кино – это 7 миллионов «человекопосещений». Не так много по прежним советским понятиям, когда в кинотеатр забегали как в соседний продуктовый магазин. Не так много по сравнению с киноманской страной Америкой, где по выходным выстраиваются очереди на новые голливудские фильмы, а к рождественским каникулам (правда, куда более коротким, чем наши новогодние) «выстреливает» целая обойма развлекательных и новогодних фильмов. Но уже немало для народа, за полтора десятилетия успевшего забыть дорогу в кино и считающего просмотр художественных фильмов не по телевизору занятием элитарным (что ошибочно и глупо) и дорогостоящим (что, безусловно, справедливо, учитывая цены на билеты в российских кинотеатрах).
Конечно, никто не посчитал кинозрителей по возрасту, уровню доходов, образованию, социальному положению. Конечно, невооруженным глазом видно, что преобладают в кинозалах молодые люди и дети с относительно благополучными родителями. Но тенденция сама по себе приятная. И обнадеживающая.
А теперь посмотрим, что же смотрели в эти праздничные дни. В прошлом году все скопом ринулись на «Дневной дозор», который благодаря долгим новогодним выходным стал абсолютным рекордсменом российского проката – из 32 миллионов заработанных им долларов 20 пришлись как раз на праздничные дни. Сейчас лидер «Волкодав» (более 15 миллионов за первые 10 дней проката), но лидер не бесспорный. Почти 12 миллионов у скромной гламурной «Жары», 8 с половиной у голливудской комедии «Ночь в музее».
Скорее всего «Волкодаву» прошлогоднее достижение «Дозора» не перекрыть. И причина как раз в том, что в новогоднем киноменю появилась какая-никакая конкуренция.
Но вот одно наблюдение. Мое собственное. Из мультиплекса рядом с моим домом, где в разных залах одновременно шли и «Волкодав», и «Жара», и «Ночь в музее», и забавный американский мультик про поющих пингвинов «Делай ноги». С какими лицами выходят люди после сеансов? И насколько состояние духа, в которое приводят зрителей фильмы новогодней декады, соответствует настроению веселых и беззаботных праздничных дней?
Так вот, после «Волкодава» народ выходит мрачный, угрюмый. Без улыбок на лице. У зрителей «Жары» лица какие-то неопределенные – вроде бы беззаботные, но понимаешь, что человек уже думает, куда пойти дальше. И только те, кто посмотрел «Ночь в музее» и «Делай ноги», улыбаются.
Все меняется в нашем мире чрезвычайно быстро. В прошлом году у нас не было выбора: хочешь смотреть кино – иди на «Дозор». Сейчас прокатчики подготовили несколько премьер на разные вкусы. Очевидно, что через год борьба за кассу развернется нешуточная. Слишком велика цена новогодних каникул. И в этой борьбе, возможно, залогом успеха будет не столько художественное качество фильма (конечно, предполагается, что оно не ниже определенного уровня), сколько его настроение. В новогодние праздники скорее всего будет «работать на кассу» кино позитивное, радостное, желательно – имеющее отношение к реалиям сегодняшнего дня, к новогодним рождественским сюжетам. Хитрые американцы непременно готовят к концу декабря какую-нибудь сказку о добром, плохом или веселом Санте, о Гринче, похищающем Рождество. Вот на этот раз в честь наступавшего года Свиньи приготовили мультик о спасении поросенка («Паутина Шарлотты»). А в главном американском блокбастере этих дней «Ночь в музее» тоже заложена тема Рождества, снежных чудес и волшебных праздничных превращений.
«Ночь в музее» - вообще фильм показательный, точно просчитанный и правильно позиционированный. Мало того, что он, наверняка, поднимет посещаемость американских музеев, мало того, что он уверенно лидирует в американском прокате, так эта прелестная вещица еще и работает как собрание полезных сведений из истории, естествознания, географии. Это для детей. А для взрослых – как воспоминание о книжках, прочитанных в детстве, об играх и сказках, спрятанных где-то глубоко, на обочине памяти.
В новогодние дни не только маленькие, но и большие дяди и тети ждут от кино доброго чуда. Думаю, в будущем мрачное русское фэнтези с брутальными неулыбчивыми героями смогут по-прежнему работать на подростковую аудиторию, но уже не будет иметь успеха у взрослых людей, которые теперь опять ходят в кино. Потому что не всякие чудеса хороши в Новый год. Только светлые. Только дающие надежду и хорошее настроение. В этом смысле идеальным новогодним фильмом для нас была и остается «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова. Не новая, телевизионная, а старая, которой в эти дни как раз исполнилось 50 лет. Премьера «Карнавальной ночи» состоялась 28 декабря 1956 года, и это был первый фильм, на который в новогодние дни сходила вся наша страна. Смотрите, полвека прошло – а до сих пор смотрится как новая и «держит» какой-то необъяснимой энергетикой, невероятным драйвом. И абсолютно точным соответствием массовому праздничному ожиданию новогоднего чуда и счастливого доброго будущего.