21 марта 2007 г. в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открылась первая в России монографическая выставка одного из наиболее ярких и необычных художников «парижской школы» начала XX века Амедео Модильяни (1884 – 1920). По всей видимости, на Волхонке, как ранее в Милане и Нью-Йорке, выстроятся огромные очереди – многие россияне впервые смогут увидеть оригиналы работ художника, т.к. в российских музеях нет ни одной картины Модильяни, а в Пушкинском музее есть лишь два его рисунка.
Выставка проходит при поддержке VII Международного Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес». Его тема в этом году – «Встреча возвращения». В рамках фестиваля пройдет новое открытие тех художников, режиссеров, артистов, которые по тем или иным причинам не могли вернуться в Россию, чьи работы были на долгие годы преданы забвению. В апреле в итальянском Сорренто откроется выставка итальянской живописи русского художника Сильвестра Щедрина ((1791-1830. Черешню на этот раз посадят не только во дворике Пушкинского музея, но и в Италии. В мае в Международном Доме Музыки будет показан концерт-спектакль «Персефона» Игоря Стравинского. Российский зритель также услышит имена Якова Протозарова, Михаила Чехова, Александра Вертинского, Сергея Дягилева.
Выставка итальянского мастера получила название «Встреча с Модильяни». Публике будут показаны произведения живописи, графики и скульптуры – всего 25 картин и чуть больше рисунков, предоставленные двумя десятками европейских и американских музеев и частных коллекций. По словам директора Музея Ирины Антоновой организация встречи-возвращения великого художника в Россию была «необыкновенно трудным» делом. Многие из картин Модильяни были получены в результате взаимовыгодного обмена – в зарубежных музеях состоялись выставки картин из коллекции ГМИИ. С каждым из многочисленных сотворцов выставки нужно было провести переговоры, оплатить страховку, современную упаковку, защищающую от всевозможных бед, и транспортировку бесценных произведений искусства. Отдельный раздел экспозиции составят архивные документы и фотографии, комментирующие биографию художника, из коллекции Института Модильяни (Париж–Рим).
Открытие выставки состоялось 19 марта в Итальянском дворике Пушкинского музея. В церемонии приняли участие организаторы и постоянные участники «Черешневого леса»: народный артист СССР, председатель попечительского совета фестиваля, актер театра «Ленком» Олег Янковский, художественный руководитель театра «Современник» Галина Волчек, дизайнер выставки Борис Мессерер, а также спонсоры выставки: представители Банка ВТБ, страховой компании «Спасские ворота» и Группы компаний «Bosco di Ciliegi».
Казалось, что рассказ о жизни и творчестве гениального Амедео Модильяни слушали не только журналисты и организаторы выставки, но и «Давид» Микеланджело и средневековые рыцари – все взгляды были устремлены на прекрасного рассказчика – «Командора искусств» Ирину Антонову, которой 20 марта исполнилось 85 лет. «Это обаятельный, дивный, человечный художник в нашем бесчеловечном мире, художник, согревающий душу», – так тепло она прокомментировала свое личное отношение к Модильяни. «Он не был маргиналом, но всегда шел своим путем».
Она отметила, что художественное наследие Модильяни еще плохо обработано, в нем много «белых пятен», не всегда точно установлена принадлежность картин. «Здесь еще надо проделать большую научную работу, поэтому можно сказать, что Модильяни еще в пути к своему зрителю».
Куратор выставки, старший научный сотрудник Отдела Искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков, Алексей Петухов рассказал о том, как была организована «Встреча с Модильяни». По его словам, искусствоведы проделали кропотливую работу, попытавшись соединить два подхода к экспозиции произведений итальянского мастера: биографический и эволюционный, передав развитие мастерства художника от его юношеских работ – через страстное увлечение скульптурой – до зрелых классических работ.
Творения итальянского мастера дороги россиянам еще и потому, что в жизни Модильяни была страница, связывающая его с Россией. В 1910 г. он познакомился в Париже с Анной Ахматовой, которая была необыкновенно красивой женщиной, и Амедео, как ценитель прекрасного, не мог не перенести образ поэтессы в свои рисунки. По словам Ахматовой, этих рисунков было шестнадцать. Иосиф Бродский, вспоминая о поэтессе, передал ее рассказ о том, что большая часть бесценных листов погибла в Царскосельском доме в первые годы революции, красногвардейцы раскурили рисунки, сделав их них «козьи ножки». Посетителям выставки стоит обратить внимание на несколько рисунков кариатид – дань увлечения Модильяни античным искусством, на которых, по мнению специалистов, изображена именно Ахматова.
Открытие экспозиции творений Модильяни совпало со столетием первой выставки, на которой парижская публика впервые увидела работы итальянского художника (1907). Картины Амедео не пользовались успехом при жизни автора, а его первая монографическая выставка в 1917 году была закрыта, едва начавшись. «Обнаженные» на картинах Модильяни были сочтены непристойным зрелищем. Сегодня в ГМИИ им. Пушкина представлены три картины из этой серии «ню».
Жизнь Модильяни закончилась трагично. Он умер 24 января 1920 г. от туберкулезного менингита. Его жена Жанна Эбютерн, которая в то время ожидала ребенка, не выдержала смерти любимого мужа и ранним утром следующего дня выбросилась из окна. У Модильяни осталась одна дочка, тоже Жанна, которая многое сделала для сохранения памяти отца. К ней за советами и консультациями обращался один из видных российских историков искусства В. Я. Виленкин, написавший книгу «Амедео Модильяни», в которой дан серьезный и вдумчивый анализ творчества художника. На открытие выставки должна была приехать внучка Модильяни, но визит отменился из-за ее болезни.
К открытию выставки приурочено и появление в Рунете Интернет-сайта Amedeo Modigliani с рассказом о жизни и творчестве художника. Государственный Эрмитаж сейчас ведет переговоры о том, чтобы после Москвы картины Модильяни попали и в Санкт-Петербург.