будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 19, 2025
Культура
Шевченко Василий

В сторону музея

В сторону музея
c_sokov02b

Музеефикация современного искусства в России все еще остается неразрешимой проблемой для кураторов и соответствующих институций. В отсутствии отечественного филиала Гуггенхайма в столице, эту функцию выполняют сразу несколько организаций – Третьяковка на Крымском, Музей современного искусства Зураба Церетели и Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), обретший вторую жизнь после ремонта в здании на Зоологической улице. Причем, именно ГЦСИ представляется наиболее адекватной структурой (из существующих) для решения поставленной задачи. Он более демократичен, нежели Третьяковка, и свободен от весьма спорных работ главы организации, присутствие которых сопровождает любую выставку в музеях Церетели. Потому к ежегодному пополнению коллекции в ГЦСИ всегда относишься с некоторыми трепетом – а вдруг, вот сейчас получится если не русский Тейт Модерн, то хотя бы яркий шаг в этом направлении. Но, следуя отцу современного русского афоризма М. С. Черномырдину, получается "как всегда".

Конечно, зритель не должен забывать о жанре выставки. Это не самостоятельный кураторский проект, а своеобразный «публичный отчет» - посмотри, многоуважаемый зритель, что нам удалось получить за последний год. Естественно, собирается коллекция (уже более 1000 работ) для более масштабного музейного проекта – иначе гордо заявленная в пресс-релизе цель создании «коллекции, интересной и полезной для всех, кто интересуется современным искусством», а также «помощи зрителям и специалистам» в понимании  «многомерной картины современной художественной жизни» невыполнима. Лежащая в запасниках коллекция мало способствует пониманию чего-либо. Как показывают последние события в Эрмитаже, это скорее ведет к постепенному уменьшению количества экземпляров. Но в данный момент речь идет об экспозиции из 215 произведений, открывшейся 9 августа в помещении на Зоологической.

В целом, выставка производит приятное впечатление, хотя и оставляет обширное пространство для критики. Дойти до выставочного зала ГЦСИ стоит хотя бы для того, чтобы посмотреть на произведения ныне покойных классиков Тимура Новикова и Михаила Рогинского, мало представленных в России Юрия Альберта и  Леонида Сокова, и эпохальную работу Сергея Шутова «Асса, Племяши», созданную в период работы сценографом в фильме «Асса!». Список вполне можно продолжить – посмотреть есть на что, хотя больше на фамилии, нежели на конкретные произведения. У того же Сокова есть, безусловно, более удачные работы, нежели выставленные. К тому же, некоторые произведения представлены частично – как например работы Острецова из серии «В процессе» или Ефимов-Чернышев с их «Памятником Терминатору».

Но после просмотра возникает тревожное ощущение – а что же будет дальше? Во-первых, комплектование коллекции все же оставляет желать лучшего. Из перечисленных выше работ только «Асса, Племяши» - закупка ГЦСИ (точнее, Федерального Агентства по Культуре и Кинематогрфии), остальное было подарено самими авторами или коллекционерами. Очевидно, что с коммерциализацией современного искусства среди подобных даров будет все меньше первостепенных работ, которые будут расходиться по ценителям, способным за них заплатить. И государственных денег, выделяемых ГЦСИ, не будет хватать для полноценной конкуренции с частным капиталом. Но пока не видно, за счет чего Центр планирует выходить из этой ситуации.

Во-вторых, даже такой ограниченный формат выставки «новинок в коллекции» оставляет пространство для кураторской активности. Ее, впрочем, не наблюдается – работы скорее размещены по принципу «где было достаточно места», нежели с какой-то осмысленной концепцией. Иначе очень интересно, как именно соотносятся «Аватары» молодого зеленоградского художника  Алексея Звероловлева с расположенными вокруг работами Ефимова-Чернышева и «Слониками» Вадима Захарова. Проект «Deisis» Константина Худякова, представленный тремя работами (включая неожиданно актуальную "Израиль времен Иисуса Христа. Вариант 2"), оставлен без какого-либо комментария, что лишает зрителя возможности понять авторскую задумку. Хорошо, хоть видео-арт теперь можно смотреть без посторонних шумов из зала – а значит, из неудачи Московской Биеннале были извлечены уроки. Но четких перспектив возникновения полноценного музея современного искусства европейского уровня все так же не видно. Хотя представленные на выставке работы в этом не виноваты.

Шевченко Василий
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).