Музеефикация современного искусства в России все еще остается неразрешимой проблемой для кураторов и соответствующих институций. В отсутствии отечественного филиала Гуггенхайма в столице, эту функцию выполняют сразу несколько организаций – Третьяковка на Крымском, Музей современного искусства Зураба Церетели и Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), обретший вторую жизнь после ремонта в здании на Зоологической улице. Причем, именно ГЦСИ представляется наиболее адекватной структурой (из существующих) для решения поставленной задачи. Он более демократичен, нежели Третьяковка, и свободен от весьма спорных работ главы организации, присутствие которых сопровождает любую выставку в музеях Церетели. Потому к ежегодному пополнению коллекции в ГЦСИ всегда относишься с некоторыми трепетом – а вдруг, вот сейчас получится если не русский Тейт Модерн, то хотя бы яркий шаг в этом направлении. Но, следуя отцу современного русского афоризма М. С. Черномырдину, получается "как всегда".
Конечно, зритель не должен забывать о жанре выставки. Это не самостоятельный кураторский проект, а своеобразный «публичный отчет» - посмотри, многоуважаемый зритель, что нам удалось получить за последний год. Естественно, собирается коллекция (уже более 1000 работ) для более масштабного музейного проекта – иначе гордо заявленная в пресс-релизе цель создании «коллекции, интересной и полезной для всех, кто интересуется современным искусством», а также «помощи зрителям и специалистам» в понимании «многомерной картины современной художественной жизни» невыполнима. Лежащая в запасниках коллекция мало способствует пониманию чего-либо. Как показывают последние события в Эрмитаже, это скорее ведет к постепенному уменьшению количества экземпляров. Но в данный момент речь идет об экспозиции из 215 произведений, открывшейся 9 августа в помещении на Зоологической.
В целом, выставка производит приятное впечатление, хотя и оставляет обширное пространство для критики. Дойти до выставочного зала ГЦСИ стоит хотя бы для того, чтобы посмотреть на произведения ныне покойных классиков Тимура Новикова и Михаила Рогинского, мало представленных в России Юрия Альберта и Леонида Сокова, и эпохальную работу Сергея Шутова «Асса, Племяши», созданную в период работы сценографом в фильме «Асса!». Список вполне можно продолжить – посмотреть есть на что, хотя больше на фамилии, нежели на конкретные произведения. У того же Сокова есть, безусловно, более удачные работы, нежели выставленные. К тому же, некоторые произведения представлены частично – как например работы Острецова из серии «В процессе» или Ефимов-Чернышев с их «Памятником Терминатору».
Но после просмотра возникает тревожное ощущение – а что же будет дальше? Во-первых, комплектование коллекции все же оставляет желать лучшего. Из перечисленных выше работ только «Асса, Племяши» - закупка ГЦСИ (точнее, Федерального Агентства по Культуре и Кинематогрфии), остальное было подарено самими авторами или коллекционерами. Очевидно, что с коммерциализацией современного искусства среди подобных даров будет все меньше первостепенных работ, которые будут расходиться по ценителям, способным за них заплатить. И государственных денег, выделяемых ГЦСИ, не будет хватать для полноценной конкуренции с частным капиталом. Но пока не видно, за счет чего Центр планирует выходить из этой ситуации.
Во-вторых, даже такой ограниченный формат выставки «новинок в коллекции» оставляет пространство для кураторской активности. Ее, впрочем, не наблюдается – работы скорее размещены по принципу «где было достаточно места», нежели с какой-то осмысленной концепцией. Иначе очень интересно, как именно соотносятся «Аватары» молодого зеленоградского художника Алексея Звероловлева с расположенными вокруг работами Ефимова-Чернышева и «Слониками» Вадима Захарова. Проект «Deisis» Константина Худякова, представленный тремя работами (включая неожиданно актуальную "Израиль времен Иисуса Христа. Вариант 2"), оставлен без какого-либо комментария, что лишает зрителя возможности понять авторскую задумку. Хорошо, хоть видео-арт теперь можно смотреть без посторонних шумов из зала – а значит, из неудачи Московской Биеннале были извлечены уроки. Но четких перспектив возникновения полноценного музея современного искусства европейского уровня все так же не видно. Хотя представленные на выставке работы в этом не виноваты.