будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 15, 2025
Культура
Карась Алена

В театре имени Пушкина сыграли «Косметику врага»

«Косметика врага» Амели Нотомб – замысловатое и высокоумное сочинение молодой бельгийской писательницы, успевшей уже заинтриговать собою европейский читающий мир.  Почувствовав некую художественную новость в ее романе «Страх и трепет» (о, как невинно эта Нотомб присваивает себе названия чужих великих книг!),  его быстро экранизировал Роман Карно, но мировая театральная премьера ее прозы появилась только сейчас, в России – благодаря усилиям Романа (sic!) Козака и Константина Райкина. Любовь Романов к ее романам понятна – в них записаны едва ли не все романы и философские сочинения XIX и XX веков.


Горьковатый привкус перверсий, мрачные потемки человеческого подсознания, оказывается, давно объединяли  двух худруков - Козака и Райкина. История, рассказанная Амели, на первый взгляд, посильнее «Молчания ягнят». «Косметика врага» касается тайны - того сокровенного внутреннего человека, о котором человек внешний легко забывает, пытаясь освоиться и адаптироваться в современном социуме, стать успешным, стильным, деловитым, иногда, по возможности, счастливым. И даже если ему захочется ненароком изнасиловать или убить объект своего тайного обожания, он легко вытеснит из памяти свое преступление: за миллионы лет человеческий мозг успел выработать разнообразные стратегии умерщвления совести. Так и поступает герой «Косметики врага». Тонкий знаток культуры, литературы и  философии (как и сам автор,  столь беззастенчиво, напомню, позаимствовавший у Кьеркегора название его знаменитой книги!), извлекая по необходимости цитаты из Густава Гийома, Блеза Паскаля, Августина и Янсения, он  обосновывает свое право на убийство любимой женщины, а затем – с помощью той же эрудиции – изобретает двойника, Текстора Текселя.
Текстор – постмодернист, ткач, ткущий текстуру слов, простодушный потомок Умберто Эко.  «Жаль, - вдыхает Текстор, - что с таким именем я не стал писателем». Зато писательницей стала Амели Нотомб, чьи отношения с текстами мировой литературы ничуть не лучше, чем у Текстора Текселя: она их убивает, сводя к элементарности смыслов.

Сквозь волокна этой текстуры просвечивают «Легенда о Великом инквизиторе», традиция экзистенциальной прозы, драма абсурда, философия Кьеркегора и Ницше. Просвечивают с невиннейшей откровенностью, в виде прямых или скрытых цитат. Но действует Нотомб не как циничный постмодернист, скрывающий цели своей игры. Ее цели ясны и высокоморальны: она размышляет об угасании совести, она тычет пальцем в современную постиндустриальную цивилизацию. Излишек ригоризма с лихвой компенсируется отсутствием литературного этикета: она пишет роман как ленивый студент свои курсовые работы, скачивая раскавыченные цитаты прямо из Интернета.

Итак, Текстор вынуждает своего собеседника слушать его жутковатую исповедь, исполненную теологических рефлексий и патетических умозаключений. Райкин играет решительно и страстно. Ему нравится копаться в душевных тайнах человека, обнаружившего в детстве равнодушие Творца. С тех пор его герой только и делал, что испытывал на себе и окружающих это глобальное открытие. Так он стал янсенистом, удалился от людей, и стал регулярным посетителем библиотек и кладбищ.

Райкин наслаждается глубиной и тонкостью психологического анализа Нотомб. Его изворотливое, трепещущее тело с восторгом откликается на каждый поворот триллера: он только мечтает об убийстве, а мальчик-однокласник умирает от его помыслов, он только желает девушку,  застывшую у изваяния на кладбище Монмартра, но, не справившись с порывом, насилует ее. Райкин с актерским сладострастием и вкусом обживается на краю этих мрачных бездн современного человечества. Глаза его горят, он исполнен воодушевления, «бездна» все доверчивее открывается ему навстречу. Крутые виражи и зигзаги криминально-психологического триллера заставляют его прыгать сквозь чемоданы кладбищенский статуй, взгромождаться на катафалки аэропортовских тележек, бесом кружиться вокруг своего солидного и раздраженного собеседника, чья брезгливая сдержанность, в конце концов, рушится под напором его захватывающих саморазоблачений.

Райкин, в своей театральной юности игравший Достоевского, потом проникший в кафкианский мир, слышавший демонические голоса подсознания в Гамлете и Ричарде III, одним словом, познавший не одну бездну, - Райкин не слышит в прозе Нотомб дребезжания литературной претенциозности.

Романа Козака в этой истории жалко чуть меньше, потому что пик его нервных затрат приходится только на последнюю часть душераздирающего сюжета, когда оказывается, что его герой Жером Ангюст и есть сам Текстор. Что он соткал его из небытия, чтобы заглушить муки совести, одним словом, что это он убил свою жену. Актер Козак к душевному подполью  тоже привычный: в его собственной театральной молодости были легендарные «Эмигранты» Мрожека. Червоточины в мозгу  среднего интеллектуала-европейца были изучены им досконально. Так что нынешний Жером ему как семечки.

Почему же с такой страстью и душевным подъемом оба изощренных актера отдаются простодушным «безднам» Амели? Она сымитировала интеллектуальный текст как компьютерную игру, матрицу. Двухчасовые муки совести Жерома Ангюста основаны на знании философии и литературы, а вовсе не жизни. Но это тонкое различение не очень существенно для современных людей, живущих в мире матриц и имитаций. Ее матричный «подпольный» человек показался Козаку знакомым. Он опознался.  Это привычный в современной культуре коктейль-адаптация, полный знаков интернет-цивилизации: не знаешь, кто такой лингвист Густав Гийом – легко найдешь в паутине.  С десяток телевизионных мониторов, развешанных наверху художником Александром Орловым, помогут опознать остальные топографические приметы – перед нами современный театр, в нем все похоже на настоящую жизнь, но все в нем - имитация.

Карась Алена
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).