будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 19, 2025
Культура

Василий Аксенов: «Я затеял роман о сегодняшних днях»

"Прагматика культуры" уже писала о новом "городском" романе Василия Аксенова "Москва-ква-ква". На этот раз лауреат русского Букера погружает читателя в мир послевоенной Москвы. В знаменитом Доме на Котельнической набережной завязывается любовная интрига (в героиню влюбляются летчик и "придворный" поэт), которая оборачивается авантюрной историей. Об эпохе 1950-х, о ерничестве и трагизме, поэзии и о том, ощущает ли он себя современным писателем Василий Аксенов рассказал Леониду Клейну.


Кажется очевидным, что когда вы пишете о высотке на Яузе, возникает аналогия с «Домом на набережной», и с романом, и с самим домом. Насколько актуален был для вас этот образ?

Знаете, совсем не актуален. Я когда писал, то думал о доме на набережной, но совсем с другой точки зрения. Мы вообще с Трифоновым были большие друзья, я считаю, что он удивительный мастер в передаче прошедшего времени. Когда Трифонов начинает описывать какой-нибудь трамвайный поворот или покосившийся куст сирени… Но, должен признаться, что когда я писал, у меня не возникало параллели с трифоновской повестью. 

Если эта параллель не актуальна, то, может быть, вы могли бы назвать другую книгу о той эпохе, которую вы держали в уме, когда писали свой новый роман?

Я собственно не книгу держал в уме, а кинофильм. Была такая картина, сделанная Абрамом Роомом, - «Строгий юноша». Это фильм конца тридцатых годов, положенный на полку, хотя там было полно патриотических высказываний. Но эстетически он очень связан с моей новой вещью, правда, никаких высоток тогда еще не существовало. Но была уже в архитектуре такая смесь фашизма, конструктивизма и уже проглядывавшего сталинского барокко. Вообще Москва заполнена хаотическими скоплениями различной эстетики. И сама тема преданности фашистскому режиму тоже роднит «Ква-ква» с этой картиной. 

Кстати, почему такое странное название? Из-за этой хаотичности, или потому что все кругом бутафория, и нет внутреннего содержания за этой величественной высоткой?

И то, и другое. Хотя, в общем внутренне содержание я пытаюсь открыть в образе лабиринта, по которому идет Тезей. Собственно Тезей ходит внутри этого высотного здания как по лабиринту. Эстетика соединяется с попыткой анализа внутреннего содержания.
По сравнению, кстати, с «Домом на набережной», это уже другая эпоха, когда отшумела самая страшная волна террора.

Это уже эпоха посттеррора?

Да. Я описываю попытку оставшихся, уцелевших людей, обласканных властью, сформировать некое «высотное» общество, как у Платона в «Республике», общество царей и философов.

Вот это развернутое сравнение с греческой мифологией и философией, насколько оно было для вас принципиально? Какие-то вещи считываются легко: Тезей – Ариадна – лабиринт – это все понятно. Но когда начинает упоминаться Платон, то эта постоянная отсылка к Древней Греции кажется в какой-то момент избыточной или нарочитой. 

Знаете, многие вещи возникали совершенно случайно. Когда я начинал писать, я не думал, что одну из главных героинь будут звать Ариадной, и когда Смельчаков поднимается на восемнадцатый этаж и встречает свою бывшую однокурсницу, я сам не знал, что она станет Ариадной. И ее дочь Глика в каком-то смысле является образом мифологической сестры Федры… Это не было специально придумано, все шло спонтанно. 

Когда читаешь роман, то сравнение с древнегреческой мифологией воспринимается как пародия. 

Ну, разумеется. В произведении очень много пародийного. И бал у Ариадны в честь ее сорокалетия, где играет бэнд из заключенных, и многие другие сцены, это все пародийное изображение нового рабовладельческого строя. 

Я все-таки пытаюсь найти какую-то актуальную для вас литературную аналогию. У Солженицына в «Круге первом» тоже есть отсылка к древнегреческой философии, когда Володин цитирует высказывание Эпикура о страдании. Не говоря уже о названии романа, в основе которого лежит миф. 

С романом Солженицына связь, бесспорно, есть. У него, как вы помните, тоже речь идет о новом сталинском доме, там описывается строительство этого дома, и герой видит котлован. 

Скажите, а вам не страшно было писать об этой эпохе в таком пародийном дискурсе после «Московской саги»?

Все-таки в романе так много фантасмагории, что в какой-то момент читателя выбрасывает из привычной жанровой колеи, и уже непонятно, что значат те или иные эпизоды, как, например, путешествия Сталина на подводной лодке по Яузе…

Действительно, многое написано в ерническом ключе, но все это очень быстро переходит в трагическую ноту, с моей точки зрения. Читатель должен понять, что речь идет о материализации городских мифов, по сути дела, любая история, рассказанная мной, это перевоплощение каких-то легенд, которые бродили в гигантском городе среди таксистов, грузчиков. Например, ходили слухи, что со здания МГУ спрыгнул заключенный и улетел за зону. У меня в романе это происходит по-другому, но основывался я на той легенде. Или история с похищением Гитлера во время войны. Ну, казалось бы, более фантастического и придумать нельзя, к тому же там говорится, что фашистская группировка под Сталинградом сдалась именно в связи с этим обстоятельством… То есть, понятно, что история фальшивая, но на самом деле она опирается на факты. Дело в том, что в Германии во время войны была потрясающая красавица, любимая актриса фюрера, Ольга Чехова, которая была агентом НКВД…

Это факт?

Да. Или та же подводная лодка… Я слышал это не раз, что у вождя действительно была какая-то подводная лодка для эвакуации. 
 
В вашем новом романе очень много стихов. В какой-то момент это кажется тоже элементом пародии, потом стихи воспринимаются как некое противопоставление поэзии и той реальности, которую можно описать только эпическим способом. С другой стороны, стихи особым образом организуют текст.

Вообще стихи постоянно прокрадываются в мою прозу, хотя отдельно от романов я никогда не пишу стихов. Мне сейчас «Вагриус» предложил сделать поэтическую книгу. И я, очевидно, соглашусь, интересно посмотреть, что из этого получится.

А кто скрывается под фамилией Смельчаков? Это Смеляков?

Нет, это, скорее, Симонов. Но там есть и Межиров, и те же фронтовые стихи Самойлова, и Гудзенко. И вообще все это поколение. 

Как вы себе представляете своего читателя? «Москва-ква-ква» - это чтение для человека с очень определенным культурным багажом, и значит, ваш читатель, скорее всего, не может быть молодым.

Вы хотите сказать, что круг моих читателей ограничен возрастными рамками? Я был на книжной ярмарке, и подписывал читателям свою новую книгу. И там была огромная очередь, и среди людей было процентов сорок молодежи. И во время беседы я поразился, что молодые люди не спрашивали меня, а знали все реалии. Правда, это была интеллигенция. 

Насколько вы ощущаете себя современным русским писателем?

Я ощущаю себя писателем, когда пишу. Что касается современности, то я сейчас затеял роман о сегодняшних днях, а раз это затевается, то значит, я включен в текущий момент. Но для меня важно, что я всегда делаю некий сплав из реальной и альтернативной истории. Что такое «Остров Крым» как не альтернативная история, хотя там все происходит в Советском Союзе, и многие факты имели место. В этом смысле можно провести параллель между «Островом Крымом и моей последней вещью.

Сталинская высотка стала в вашем романе образом той эпохи. Если писать следующем историческом отрезке, то главным героем нужно делать «хрущовку»?

Это хорошая идея. Это мне напомнило, кстати, одну историю. В 1967 году я снимал однокомнатную квартиру в хрущовке, чтобы там работать. И однажды приехал ночью, стою под луной, и не могу понять, где мой дом, все кругом одинаковое. Потом, наконец, узнал, стал подниматься по лестнице, открыл дверь и вижу, как в дверном проломе торчит голая нога, кто-то спит. Я просто опять не туда попал.

Но это уже фантасмагория другой эпохи. 

 

См. также о романе Василия Аксенова "Москва-ква-ква":

Галина Юзефович. Ква-квазимодный роман.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).