будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 13, 2025
Культура
Колбовский Александр

Вавилон слезам верит

Вавилон слезам верит
kolb_98

Броскую афишу с лицами Бреда Питта, Кейт Бланшетт, Гаэля Гарсиа Берналя и коротким словом «BABEL» можно было встретить в европейских городах еще осенью. Я увидел ее в октябре в Риме и, честно говоря, по простоте душевной и, видимо, по необразованности своей удивился: неужели Бред Питт играет Исаака Бабеля? Или, может быть, Беню Крика? Или Фроима Грача?

Сейчас фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту дошел наконец и до нас. Конечно, не о Бабеле речь – о «Вавилоне». Точнее, о том, что бывает, когда смешиваются в пространстве одной небольшой, в сущности, планеты языки, темпераменты, ментальности, представления о мире, человеческие слабости, пороки и комплексы. Вполне, кстати, бабелевская коллизия, если вспомнить одну из главных отличительных особенностей стиля певца Молдаванки и Первой Конной – смешение разнородных пластов, как языковых, так и бытовых.

Сегодняшний Вавилон видится режиссеру Иньярриту как глобальное общечеловеческое непонимание. Несовпадение. Неумение услышать инородца или иноверца. Атрофия чувства сопереживания по отношению к не самым близким, но тоже людям.

Бог наказал когда-то людей, возомнивших о себе, что они равновелики творцу. Это из Книги Бытия: хотели достичь небес, построив Вавилонскую башню, – получили вавилонское столпотворение, смешение языков, хаос и человеческую разобщенность. Потом ко всему этому добавились государственные границы. Хотя «настоящие границы проходят внутри нас самих» – это слова самого режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту.

С этого места давайте поподробнее. «Вавилон» – кино, безусловно, конъюнктурное, если понимать под конъюнктурой констатацию и анализ обострившейся в мире нетерпимости. «Границы внутри нас самих» – это обо всех межнациональных, межконфессиональных, межличностных, этнических и всяких прочих иных конфликтах и фобиях. Еще – о легкомыслии, о том, как от неосторожного слова, поступка, взгляда случается обвал, камнепад в человеческих отношениях. И дальше всё в мире может повалиться как карточный домик. От одного слова. От одного взгляда.

Так что картина очень вовремя пришла к нам, в Россию, да еще и вполне широким экраном – больше двухсот копий.

Четыре истории, действие которых параллельно развивается в разных уголках земного шара. Японец-турист подарил после охоты в марокканских горах свою винтовку другу-арабу, тот продал ее соседу-пастуху – шакалов отгонять. В конце концов ружье по чеховским законам выстрелило. Без всякого злого умысла – просто мальчишки-оболтусы, сыновья пастуха, проверяли оружие, и выстрел попал в автобус с американскими туристами. Тяжело ранена женщина, путешествующая по марокканской пустыне вместе с мужем. Тем временем няня-мексиканка нелегально вывезла из Калифорнии в сопредельную Мексику детей американской пары, путешествующей по Марокко. Тоже без всякого злого умысла. Просто женщине очень хотелось попасть на свадьбу сына, а детей оставить было не с кем. Тем временем в далеком Токио глухонемая девочка-японка, дочь бывшего владельца злополучной винтовки, переживает свою личностную драму…

История закольцована не столько во времени, сколько в пространстве. Цепь совпадений и несовпадений. Судьба. Рок. Фатум. Переплетение случайностей, на которые в жизни не обращаешь внимания, но в кино возведенное в абсолют.

Вообще кино умеет вот так складывать в причудливый паззл разные параллельные истории, которые в конце концов соединятся в непредсказуемой точке будущего финала, чтобы потом опять разойтись. Еще кино умеет фиксировать сгустки энергии на одной стороне земного шара, отзывающиеся вдруг напряжением и грозовыми разрядами где-нибудь на другом континенте. Последний пример – фильм Пола Томаса Андерсона «Магнолия». Там как раз было вот это замечательное ощущение «нервного электричества», соединявшего или разъединявшего десятки и сотни незнакомых друг с другом людей, – оно буквально шибало током через экран. Иньярриту тоже умеет ловить эти эмоциональные перепады – он соединяет все свои разноязыкие истории по принципу сходства и противоположности настроений, чувств, человеческих реакций.

Вопрос в том, насколько кино в своем монтаже жизни этой самой жизни соответствует. Иными словами, действительно ли всё в мире связано, как в кино? И как уловить эти причинно-следственные связи?

И вот тут, мне кажется, «Вавилон» может немножко помочь в наших нынешних делах. Смешно, конечно, обольщаться в глупой надежде на то, что искусство способно менять нравы и вообще как-то улучшать жизнь. Но вот что получается в данном конкретном случае. «Вавилон» – очень громкий, очень амбициозный проект. Иньярриту уже получил за него каннский приз за режиссуру, «Золотой глобус» за лучший фильм и 7 главных оскаровских номинаций. Иными словами, посмотреть это кино сочтут своим долгом многие. Публика у нас, конечно, пока еще не очень привычная к тому, чтобы в кинотеатрах думать, переживать и плакать. Те, кто плачет, в кино почти не ходят – там больше собираются люди трезвомыслящие и расчетливые. Но «Вавилон» – картина эмоционально сильная, вполне способная пробиться через защитную броню цинизма и скепсиса. Если не поймут, так хотя бы почувствуют. Это я к тому, что мысль мексиканца, нынешнего голливудского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту о том, как важно в вавилонской какофонии голосов услышать каждый единственный и неповторимый голос, может прочитаться просто как побуждение к пониманию всякого инакоговорящего, инакомыслящего и инакочувствующего. К миру – со всем миром и с самим собой.

Хотя «Вавилон», конечно же, содержит гораздо больше смыслов – кинематографических, идеологических и всяких прочих. Это антиглобалистское кино хотя бы потому, что посвящено глобальному непониманию людьми друг друга. Хотя в такой же степени фильм Иньярриту можно назвать и глобалистским – мир так разобщен, что следует искать хоть какие-то общие знаменатели.

В сущности, при всей своей многофигурной композиции «Вавилон» – очень простое, очень человечное кино. Через него проходишь, как через очищение. Такое кино снимается нечасто – оно способно дать каждому то, что ему нужно. Умному – пищу для размышлений. Жестокому – успокоение. Сильному – радость почувствовать себя хотя бы на пару часов слабым. И любому нормальному человеку – слезы, которых в темном кинозале никто чужой не увидит.

Конечно, Москва, как известно, слезам не верит. Но растопить границы – те самые, которые внутри нас, – эти слезы вполне способны.

Колбовский Александр
читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).