будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
опросы
Июль 13, 2025
Культура

Вдохновленные фантастикой

Вдохновленные фантастикой
AlanDean1_1317631308.288x216_q85
Алан Дин Фостер. Фото с сайта Алана Дина Фостера

Прыжок в будущее

В рамках проекта «Вопросы «Полит.ру» мы публикуем ответы известного американского писателя-фантаста Алана Дина Фостера (Alan Dean Foster). Под псевдонимом «Джордж Лукас» Фостер написал новеллизацию «Звёздных войн» (серия "Star Wars"). Эту работу писатель проделал по заказу режиссера и продюсера Джорджа Лукаса — создателя и автора сценария фильма «Звездные войны». Фантаст известен работами в циклах «Звездный путь», «Чужой», а также самостоятельными циклами «Приключения Флинкса», «Чародей с гитарой», «Челанскийская федерация» и др.

Что вы думаете о феномене «расширенных вселенных» культовых текстов и их роли в современной культуре? Что общего между «расширенными вселенными» и спонтанно возникающими некоммерческими фэндомами? В чем разница?

Наиболее очевидное различие состоит в том, что расширенная вселенная, создаваемая в коммерческих целях, проектируется заранее. То есть у нее структура с самого начала определяется людьми, которые в этом проекте участвуют. У некоммерческих миров, или фэндомов, границ нет. Их участники вольны всё время вносить новые правила, создавать новые ситуации и новых персонажей и двигаться в любом направлении, какое им только понравится.Одна система закрытая, а другая открытая.

Некоторые художественные миры представляют собой серию отдельных произведений, созданных разными авторами (мультфильмов, книг, фильмов и т. д.). Какова культурная роль таких коллективных проектов?

Всё зависит от того, может ли проект привлечь много внимания. В случае с научной фантастикой и фэнтези это часто работает наподобие бесплатной терапии. Такие произведения, позволяя на время перенестись в другую реальность, могут ослаблять напряжение и развеивать беспокойство. Посмотрите, сколько людей, вовлекаясь в воображаемые миры «Звездных войн», «Звездного пути» или Гарри Поттера, тут же забывают о своих личных проблемах или о проблемах, осаждающих реальный мир. Фантастический мир — это как чистая комната, в которой человек, испытывающий тревогу, может укрыться на время и избежать проблем.

В прежние времена люди ходили прогуляться в лес или в парк. А теперь они берут книгу или выходят в Интернет, чтобы «избавиться» от повседневных проблем.

Многие писатели-фантасты размещают действие своих произведений за пределами Земли (как, например, в случае со «Звездными войнами» или «Звездным путем»). Изменилась ли ситуация в последнее время или это всё еще остается продуктивным материалом для научной фантастики?

В принципе, в нынешней научной фантастике появилась отчетливая тенденция размещать действие рассказов о будущем на Земле. Но я всё-таки считаю, что потенциал путешествий в иные миры научная фантастика еще не израсходовала.

В каком-то смысле описывать отдаленное будущее проще, чем недалекое. Я писал и о том, и о другом, и мне нравится писать в обоих направлениях.

Почему так часто авторы используют внеземные миры для изображения земных конфликтов? Почему вы предпочитаете создавать новые миры, вместо того чтобы оперировать знакомой реальностью?

Причина та же, что и у тех исследователей, которые хотели узнать, что происходит за горами или за морем — в неизведанных краях. Если у вас есть воображение, реальность вам быстро надоест.

Есть люди, которые всегда покупают себе одно и то же мороженое и совершенно этим довольны, а есть те, которым всегда не терпится попробовать что-то новое.

Вот и любители научной фантастики всегда хотят чего-то нового. Мы, писатели, стараемся им это дать — таков наш долг.

Как ваше политологическое образование помогает вам писать научную фантастику?

Да никак, на самом деле, не помогает. Но благодаря знакомству с реальной политикой я вижу, как работают умы политиков и тех, кто работает в правительстве. Это, конечно, очень ценно, когда я в своих рассказах создаю воображаемых политиков и выдумываю правительства. Больше всего меня всегда поражало, насколько у большинства политиков скудны знания о мире.

Вы известны как создатель нескольких романных циклов. Какие части вашей личности каждый из них отражает?

«Чародей с гитарой», конечно, отражает мое чувство юмора. Серия про Флинкса и других отражает мою склонность занимать позицию стороннего наблюдателя, а также мой интерес к тому, что за теми самыми горами и морями. Я всегда старался (и продолжаю стараться) узнать об этом мире как можно больше.

На моей могиле напишут: «Земля: плавали, знаем».

Что бы вы посоветовали почитать? Какие новые авторы кажутся вам перспективными?

Из старых авторов: Эрик Фрэнк Рассел (Eric Frank Russell), Мюррей Лейнстер (Murray Leinster), Роберт Шекли (Robert Sheckley). Поновее... у меня зрение сейчас ухудшилась, так что я больше не могу читать художественную литературу в больших количествах. Забавно получилось.

С чем у вас ассоциируется Россия? Что в ваших книгах, по-вашему, наиболее важно для россиян?

Бунт против власти, особенно при помощи искусства. Широкие просторы. Умение найти хорошие стороны в трудной ситуации.

Для россиян, я думаю, важнее всего в моих книгах то, что даже один человек может изменить жизнь других.

Кстати, отец моего отца родом из Одессы.

Какова будет Земля через 50 лет? Колонизируют ли люди другие планеты?

Ну и вопрос. Через 50 лет? Ну, на Земле будет еще больше народу. Дикие животные останутся только в зоопарках, частных заповедниках и в таких местах, где отстреливают браконьеров, дабы сохранить виды (как в Южной Африке, например).

Будет прогресс в области связи: каждый сможет связаться с кем угодно посредством Интернета или мобильного телефона. Будут серьезные конфликты из-за водных ресурсов, особенно между Индией, странами Юго-Восточной Азии и Китаем. «Простая» нефть закончится, но это не будет такой катастрофой, как прогнозируют некоторые эксперты, потому что большинство автомобилей будут работать на электричестве. США останутся в позиции могущественной державы, но не благодаря военной силе, а потому что будут наиболее эффективным производителем продуктов питания. Потому и Бразилия станет еще более важно мировой державой. Африка всё еще будет в хаосе. Уровень моря слегка повысится, а погода из-за наступающего глобального потепления станет еще более непредсказуемой. Россия от этого выиграет, потому что Сибирь и побережье Северного Ледовитого океана станут теплее.

Некоторые ученые считают, что будущее за полностью автоматическими космическими аппаратами, управляемыми человеком дистанционно, а пора пилотируемых полетов прошла. Что вы об этом думаете?

Полностью согласен. Даже в пределах Солнечной системы расчеты, необходимые для управления космическим кораблем, слишком сложны, чтобы этим могли заниматься люди. Человеческие способности остаются прежними, а компьютеры становятся быстрее и умнее.

Я всегда буду с теми, кто быстрее и умнее.

И компьютеров вроде HAL я не боюсь.

Как вы думаете, каким своим работам вы больше всего обязаны своей известностью? Как можно было бы продолжить фразу «Алан Дин Фостер — автор...»?

Ну, это простой вопрос. Новеллизация фильмов — таких как «Звездные войны», первые три фильма «Чужой» и многие другие. Даже тем, кто не читает НФ, и знает об этих произведения только по фильмам и телепередачам, эти названия знакомы.

Почему вы решили не продолжать цикл «Чародей с гитарой»?

Тут две причины. Во-первых, в издательстве, в котором выходили эти книги (Warner Books), сильно изменился редакторский состав. Во-вторых, я почувствовал, что начинаю повторяться. Мне как автору это категорически не нравится. Я хотел писать другое. Но, возможно, со временем я вернусь к этой серии. Особенно учитывая, что австралийская компания Vincero Productions планирует снять по этим книгам фильм.

Как вы классифицируете свои тексты и тексты своих коллег? Едина ли фантастика, или вы видите в ней некую жанровую систему? Если вы выделяете определенные поджанры и направления, то кого бы вы назвали в качестве их основателей? Почему в НФ сменяются жанры?

Ну, тут три разных вопроса. Что касается моих собственных произведений, то я писал в нескольких «жанрах». Книги про Федерацию — это по большей части космоопера. «Чародей с гитарой» и другие — это чистая фантастика. А серия «Полоса Монтесумы» (Montezuma Strip) — это хотя бы отчасти киберпанк. «Саграманда» (Sagramanda) — это фантастика близкого будущего. И так далее. А уж кто придумал каждый из этих поджанров — это вопрос спорный, тут всегда идут дискуссии, и так как я знаю многих участников споров, я в это дело не ввязываюсь. Что касается смены жанров в научной фантастике, так такова ее природа: здесь постоянно ведутся эксперименты, всё время идет поиск чего-то нового и необычного.

Для чего вы пишете? Что вас вдохновляет?

Моя цель — развлекать. Если в процессе развлечения мне удается чему-то научить читателя, это плюс. Все великие произведения, во-первых, развлекательные, во-вторых, познавательные. «Моби Дик», тексты Диккенса, Дюма, Толстого и даже Солженицына... В них всех есть развлекательная сторона. То же касается религиозных текстов. Библия, Коран, Бхагават-гита... Они все предназначены не только для поучения, но и для развлечения.

Какую роль играет научная фантастика в жизни общества?

Вы, наверное, имели в виду не-фанатов. Думаю, они не осознают, что живут в мире научной фантастики. Компьютеры, Интернет, спутниковое телевидение, так много всего... это всё повседневность — и научная фантастика.

Существует мнение, что фантасты не столько предсказывают будущее, сколько формируют его. Думаете ли вы, что что-то из ваших произведений уже сказалось на нынешней реальности? В каких еще направлениях они могут повлиять на мир?

Я думаю, научная фантастика в первую очередь оказывает воздействие на людей по отдельности, а не на общество в целом. Те изобретения и разработки, о которых я уже упоминал, часто исходят от людей, которых вдохновила научная фантастика. Несомненно, это в большой степени относится к космическим программам (как в США, так и в России), а также к электронике, материаловедению и прочим областям. Собственно, НФ хороша тем, что может подготавливать широкую общественность к научно-фантастическим изобретениям.

Люди были подготовлены к полетам в космос, потому что об этом позаботилась научная фантастика. То же касается компьютеров, мобильных телефонов и пр.

Что вы думаете о копирайте и законодательстве об интеллектуальной собственности? Как создать эффективную систему для оперирования культурным наследием?

Я думаю, нынешняя система работает вполне качественно. А вот что касается культурного наследия — это уже другая проблема. Когда дизайн или символика становятся общественным достоянием? В США, например, сейчас большая проблема с индейцами, которые пытаются наложить копирайт на свое древнее искусство. В Африке и Австралии то же самое происходит с искусством аборигенов. Я не знаю, какое решение тут было бы верным. Я думаю, было бы справедливо и разумно, если бы коммерческое предприятие, использующее такие элементы чьей-то культуры, платило отчисления тем, от кого это пошло. Но тогда разные группы и племена начнут спорить между собой о том, кому из них принадлежат эти права... Это очень непростая ситуация.

Какие недавно вышедшие НФ-фильмы вам больше всего нравятся?

«Луна 2112» (Moon). Прекрасный небольшой фильм, который продемонстрировал, что для создания хорошего научно-фантастического кино не обязательно располагать огромным бюджетом. Многие из недавно снятых фильмов с CGI-графикой — фантастические. Еще, конечно, фильмы студии Pixar, в том числе замечательный ВАЛЛ-И (WALL-E). Мне очень понравился мультфильм «Как приручить дракона» (How to train your dragon). И мне понравился мультфильм «Князь Владимир» - в отличие от предыдущих, там традиционная анимация, и в США он не выходил (я купил себе диск в Екатеринбурге). Но вообще голливудские студии не знают, как делать научную фантастику. Взять хотя бы «Планету 51» (Planet 51) или «Тайну красной планеты» (Mars Needs Moms). С научной точки зрения, это ужас. Оба фильма провальные.

Как бы вы описали наше время в целом и последнее десятилетие в частности?

Насыщенное, суматошное, наполненное невежеством.

Какие направления в развитии Интернета и цифровых технологий кажутся вам наиболее интересными?

Я обожаю беспроводной Интернет. Южная Корея, например, сейчас вся опутана проводами, но именно беспроводная связь объединит мир. Развитие технологий сжатия данных скоро приведет к тому, что каждый человек на планете, где бы он ни находился, сможет скачать видео очень быстро. Это окажет колоссальное влияние на то, как правительства реагируют на проблемы. Уже сейчас люди, у которых есть мобильные телефоны, оперативно рассказывают о событиях в социальных сетях. А скоро они смогут в режиме реального времени транслировать видео происходящих событий — например, демонстрации, и каждый сможет это увидеть. Развитие небольших мобильных wi-fi-устройств позволит людям обходить правительственный контроль над серверами. Только представьте себе, что это значит.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).