будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Р.М. Фрумкина
Ноябрь 7, 2025
Культура
Фрумкина Ревекка

Вера, наука, любовь

Вера, наука, любовь
98_frumkina

Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942) известен как один из родоначальников русской школы физиологии и прежде всего – как автор учения о доминанте. Кроме немалого числа опубликованных научных трудов, Ухтомский оставил обширное рукописное наследие – дневники, личные письма, заметки, которые хранятся в Санкт-Петербургском отделении Архива РАН. Как можно судить из предисловия к книге Ухтомского «Лицо другого человека» (СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2008; заглавие принадлежит составителю тома И.С.Кузьмичеву, предисловие – ему же и Г.Цуриковой), перед нами републикация части этого наследия по нескольким изданиям, подготовленным ранее этими же авторами.

Кроме нескольких собственно научных текстов Ухтомского, я не читала ничего, вышедшего из-под его пера. Так что солидный том – почти 700 страниц – открыла с немалым интересом.

Том этот включает сохранившиеся дневниковые записи (1896-1941; неясно, какая часть дневников сохранилась – как отмечают другие исследователи, большая их часть пропала) и переписку с четырьмя женщинами, по отношению к которым Ухтомский в разной степени играл роль учителя и духовного наставника. Наиболее обширный корпус – это письма Ухтомского Варваре Александровне Платоновой, близкому другу и любимой женщине, которой он писал с 1906 года до самой своей кончины в 1942 году. И еще 150 страниц – это письма ученицам и младшим коллегам: Иде Каплан, Елене Бронштейн-Шур (с большими купюрами) и Фаине Гинзбург.

Книге предпослано обстоятельное предисловие составителей. Его откровенно апологетическая тональность мне показалась настолько неуместной в биографии ученого, а тем более – естествоиспытателя, что поначалу предисловие я сознательно пропустила. Оказалось, однако, что какие бы то ни было комментарии в книге отсутствуют. Так что к предисловию все же пришлось неоднократно обращаться – хотя бы для того, чтобы узнать, почему Алексей Алексеевич, умерший холостым, называл Варвару Александровну Платонову своей женой, кем была Ида Каплан и что такое Александрия.

Впрочем, осмысленность комментария, «растворенного» в предисловии, - отдельный вопрос, к которому я вернусь ниже.

Совокупность дневников и писем Ухтомского позволяет увидеть в его личности по меньшей мере три ипостаси.

Во-первых, он был ученым, университетским профессором и мыслителем, и в этом качестве - человеком своего времени, учеником Н.Е.Введенского, современником Шеррингтона, Павлова, Чехова и Горького, а также Ильи Эренбурга, повесть которого «Хулио Хуренито» неоднократно Ухтомским упомянута.

Во-вторых, Алексей Алексеевич Ухтомский был не просто верующим человеком, но еще и членом Единоверческой Церкви. В 1921 году он принял тайный постриг как монах Алипий, а позже еще и был хиротонисан (т.е. избран на определенных условиях в тайные епископы). Родной брат Ухтомского, архиепископ Андрей, после многочисленных арестов и ссылок был в 1937 году расстрелян.

Религиозность Ухтомского была укоренена в семейных традициях и проявлялась не только в постоянном чтении текстов отцов Церкви и активном участии в церковной жизни, но и сопровождалась переживанием религиозных праздников как глубоко личных событий. При этом Ухтомский напряженно искал гармоническую связь между верой «нерассуждающей» и верой философской.

В-третьих, Ухтомский профессионально владел мастерством иконописца и сам писал иконы. Эту сторону его жизни читателю приходится реконструировать на основе двух иллюстраций и немногочисленных, притом не вполне внятных упоминаний в тексте.

Жизнь Ухтомского складывалась достаточно своеобразно. Он родился в селе Вослома Ярославской губернии, детство провел в Рыбинске, причем при живых и достаточно состоятельных родителях был почему-то отдан на воспитание одинокой сестре отца, тете Анне. Всю жизнь он будет вспоминать ее с нежностью; создается впечатление, что ни к кому он не был так сильно и глубоко привязан.

Ухтомский начинал учиться в Рыбинской городской классической гимназии, но в тринадцать лет был определен родителями в кадетский корпус в Нижнем Новгороде, который некогда закончил его отец. Однако окончив корпус, Ухтомский не выбрал для себя карьеру офицера, а поступил на словесное отделение Духовной Академии.

Дневник Ухтомского - во всяком случае, текст его, предложенный публикаторами данного тома, - начинается с 1896 года, то есть еще во времена его обучения в Духовной Академии. Ухтомскому 21 год; он читает Канта, Фихте и Шопенгауэра, Жорж Санд и Достоевского. Его размышления поражают напряженностью поиска и одновременно беспощадностью к себе.

Любимую свою тетушку Ухтомский похоронил в 1898 году – и, защитив магистерскую диссертацию по богословию, окончательно понял, что его влечет наука, причем наука точная – математика, физиология. Более близкое знакомство с монастырской жизнью (он провел полгода в Иосифо-Волоколамском монастыре) еще более убедило Ухтомского в правильности его намерения заняться точными науками.

В 1898 году он записал в дневнике: «… физиологию надлежит положить в руководящие основания при изучении законов жизни (в обширном смысле) ». Что Ухтомский и сделал, поступив в Петербургский Университет, куда его как магистра богословия вначале могли принять только на восточный факультет, и только потом он перевелся на естественное отделение физико-математического факультета. Став опять студентом уже в двадцать пять лет, учился Ухтомский, видимо, со страстью, потому что уже через два года работал ассистентом главы тогдашней физиологической школы Н.Е.Введенского.

Только после ухода Введенского с поста заведующего кафедрой физиологии животных в 1922 году Ухтомский возглавил эту кафедру и полностью развернул в печати свое учение о доминанте, хотя основные идеи у него сложились к 10-м годам прошлого века.

Ухтомский будет тесно связан с университетом до конца своих дней - он умер в 1942 году в блокаду, все в той же казенной университетской квартире на Васильевском острове, где он жил с начала века. Собственно, сколько-нибудь длительное время он отсутствовал в Питере только в 1917-1918 гг., когда уехал в Рыбинск, там заболел и постепенно выздоравливал, спасаясь от голода картошкой, выращенной на вскопанном им самим огороде.

В 20-е годы обыски и аресты не миновали Ухтомского – к счастью, аресты были относительно краткими, так что в этом отношении судьба была к нему милосердна. Катастрофы 30-х заставили его быть крайне осторожным в переписке, но, судя по всему, работать ему власти не мешали.

По стилю и направленности научные построения А.А. Ухтомского как физиолога были ближе всего к идеям и экспериментам крупнейшего английского физиолога Шеррингтона. Именно Шеррингтон пришел к выводу, что «весь количественный диапазон функций спинного и головного мозга, по-видимому, зависит от взаимодействия между двумя основными процессами – возбуждением и торможением, причем каждый из них одинаково важен». Напомним один из часто цитируемых пассажей из сочинений Ухтомского: «Во все моменты жизнедеятельности создаются условия, при которых выполнение какой-либо функции становится более важным, чем выполнение других функций. Выполнение данной функции подавляет другие функции.…». И еще: «Одним из ярких примеров доминанты можно назвать доминанту полового возбуждения у кошки, изолированной от самцов в период течки. Различные раздражители (призыв к миске с едой, стук тарелок накрываемого стола) вызывают в данном случае не мяуканье и оживлённое выпрашивание пищи, а лишь усиление симптомокомплекса течки».

Что касается современной интерпретации учения о доминанте, то следует помнить, что, помимо ценных данных, полученных Ухтомским в обширных экспериментах на животных, сама идея доминанты была уже тогда им использована как богатый источник продуктивных метафор. Именно в этом качестве понятие доминанты и осталось в культуре: ср. такие выражения Ухтомского, как «доминанта на лицо другого человека»; его анализ поведения Пьера Безухова в плену и известные примеры контрастов в восприятии внешности Наташи Ростовой, обусловленных конкретными обстоятельствами и жизненными установками других героев романа.

Сам Ухтомский вовсе не считал понятие доминанты какой-то универсальной отмычкой: «Доминанта как общая формула еще ничего не обещает. Нужно знать ее содержание и конкретные условия ее возникновения. Как общая формула доминанта говорит лишь то, что и из самых умных вещей глупец извлечет повод для продолжения глупостей и из самых неблагоприятных условий умный извлечет умное».

Впрочем, работы Ухтомского о доминанте изданы, так что специалисты и просто любопытствующие могут оценить их в соответствии со своими запросами и интересами: есть шеститомное Собрание сочинений А.А. Ухтомского (1945-1962 гг.), отдельная его книга «Доминанта» (М.; Л.: Наука, 1966), а также другие издания его научных трудов.

О философских взглядах Ухтомского можно судить по его записям, опубликованным в сборниках "Интуиция совести" (СПб., 1996), "Заслуженный собеседник" (Рыбинск, 1997) и по книге «А.А. Ухтомский в воспоминаниях и письмах» (СПб. : Изд. СПб. ун-та, 1992).

Именно Ухтомскому мы обязаны введением в научный и культурный обиход понятия хронотопа, более знакомого нам по трудам М.М.Бахтина, который в работе «Формы времени и хронотопа в романе» записал: «Автор этих строк присутствовал летом 1925 года на докладе А.А.Ухтомского о хронотопе в биологии; в докладе были затронуты и вопросы эстетики».

Казалось бы, очередное издание дневников и переписки выдающегося ученого должно приблизить нас прежде всего к пониманию личности и особенностей жизненного пути Ухтомского – человека уникального в разных отношениях. К сожалению, в обсуждаемом томе этой цели публикаторы не достигли - и вот почему.

Когда издаются частные дневники или переписка - ученого, писателя, вообще любого значительного исторического лица, а также просто чем-либо интересного для потомков человека, - у издателя есть выбор: осуществить собственно научное издание или издание общедоступное.

Общедоступность, увы, не достигается одним лишь красивым темно-синим переплетом, белейшей бумагой и крупным шрифтом, хотя все это тоже не мелочи. Общедоступной такую книгу делает подача материала – даже неловко повторять подобные тривиальности… В этом смысле образцовым изданием, несомненно, являются дневники и переписка А.Е.Преснякова – книга, о которой я не так давно писала. Не случайно подробные комментарии к дневникам и письмам Преснякова составлены видными историографами, знатоками петербургской школы историографии - Т.Н.Жуковской, Б.С.Кагановичем и А.Н.Цамутали.

Выше я уже упоминала, что, по всей видимости, публикаторы дневников Ухтомского сочли, что отсутствие комментария возмещается наличием в данном издании подробного, на 55 страниц (!) предисловия. Центральное место в этом предисловии занимают две темы: религиозные искания А.А.Ухтомского и история его отношений с В.А.Платоновой.

Об Ухтомском и Платоновой И.С.Кузьмичев ранее уже написал книгу «А.А.Ухтомский и В.А.Платонова: Эпистолярная хроника» (СПб, 2000). Быть может, предполагалось, что любопытствующий читатель может к этой книге обратиться - но наличие такой возможности не оправдывает публикацию писем без каких-либо пояснений.

Собственно говоря, публикация любого эпистолярного наследия без всяких комментариев – вообще нонсенс; однако в данном случае комментарии тем более необходимы, что многие письма, фактически предназначенные Платоновой, формально адресованы другому лицу, поскольку написаны с учетом возможной их перлюстрации советской цензурой. Не говоря уже о необходимости уточнения многочисленных деталей событий давно исчезнувшего мира, без чего многое остается неясным и в тогдашней жизни самого Алексея Алексеевича, и в жизни его адресата.

Что касается религиозных исканий Ухтомского, то современный читатель нуждается не в восторгах по поводу особой, старинной, не испорченной модерностью русской духовности, а как минимум в подробных комментариях, касающихся как лиц, так и реалий. Что такое единоверческая церковь? Каковы были обязанности церковного старосты, которым Ухтомский уделял много времени и сил? Где и когда Ухтомский приобрел столь детальное знание русского монашеского быта, но вместе с тем и скепсис по отношению к монастырскому укладу? Насколько обычным для человека его положения было не только соблюдение двенадцати главных православных церковных праздников, но особое почитание многих православных святых и великомучеников, имена которых носили близкие Ухтомскому люди?

В еще большей мере нуждаются в комментариях письма Ухтомского к его ученицам и младшим коллегам, равно как и упоминание некоторых из них в дневниковых записях.

Например, что значит «моя трагедия с И.И.К.», которая, насколько можно судить по дневниковым записям, так угнетала Ухтомского? Внимательный читатель может догадаться, что речь идет об Иде Исааковне Каплан (1903 – 1998 гг., одной из «серапионовских девиц», будущей жене Михаила Слонимского – «Полит.ру»), ученице и сотруднице Алексея Алексеевича, которая летом 1922 года вместе с другими студентками работала под его руководством в одном из зданий паркового ансамбля «Александрия» в Петергофе. Именно ей адресованы публикуемые в том же издании письма осени 1922 г., тон которых отличает необычная для Ухтомского взволнованность непосредственного чувства.

Но читатель может и не связать инициалы И.И.К. с Идой Каплан – тем более что из самих писем даже при большом желании нельзя «вычитать» трагедию: в них есть теплота, сердечность, грусть….

В дневниках и опубликованных в обсуждаемом томе письмах Ухтомского очень мало сведений, которые позволили бы составить представление о его повседневной жизни. В определенной мере эта лакуна восполняется воспоминаниями ученицы Ухтомского, Нины Казанской-Копериной  –  в предисловии они кратко цитируются с фамилией автора, но почему-то без ссылки на публикацию в упомянутом выше сборнике (см.: Казанская (Коперина) А.В. [Воспоминания] // А.А. Ухтомский в воспоминаниях и письмах. СПб, 1992. С. 43-71).

Именно из этих воспоминаний делается понятным, что имеет в виду Ухтомский, когда в письмах Платоновой упоминает о бесконечных посетителях и своей загруженности «мелкими» делами. Ухтомский готов был приютить бездомных студентов – в частности, жил у него товарищ Казанской по факультету Коля Владимирский, да и сама Нина нередко оставалась ночевать; Алексей Алексеевич вникал в дела и сложности жизни своих коллег и постоянно хлопотал за кого-нибудь; делился всем, что имел – а имел он в голодные годы очень немного, – точнее, ничего не имел и привычно делился последним…

Но вот и другие издания, осуществленные в основном тем же авторским коллективом, что и составил тот синий том, который я держу в руках:

Ухтомский А.А. Доминанта души : из гуманитарного наследия. Рыбинск : Рыбинское подворье, 2000. 605 с.;

Ухтомский А.А. Интуиция совести : Письма. Записные книжки. Записки на полях / отв. ред. А.С. Батуев; сост. Л.В. Соколова, М. Цурикова, И.С. Кузьмичев ; Предисловие Г.М. Цуриковой и И.С. Кузьмичева ; прим. Л.В. Соколовой. СПб. : Петербургский писатель, 1996. 527 с.;

Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник : Этика. Религия. Наука. Рыбинск : Рыбинское подворье, 1997.

Тем не менее, за вычетом некоторых указаний на публикацию писем к Каплан, Бронштейн-Шур и Гинзбург, мы так и не узнаем, как соотносятся эти издания гуманитарного наследия Ухтомского.

Видимо, не случайно журнал «Отечественные записки», напечатав в т.40 в качестве анонса прочитанной мною книги некоторые письма Ухтомского к Платоновой и Гинзбург, снабдил текст редакционными примечаниями – а публикатор И.С.Кузьмичев ограничился только кратким введением, касающимся биографии Ухтомского.

Остается только удивляться, что издательство Ивана Лимбаха предложило широкому читателю столь странно и неосмысленно сделанную книгу.

См. также:

  • Наташа Цветкова-Потапова. Монах в миру (пьеса об Ухтомском и Иде Каплан)
  • Ревекка Фрумкина. «И с отвращением читая жизнь мою…»: книга как событие жизни
  • Ревекка Фрумкина. А был ли мальчик-то?
  • Ревекка Фрумкина. Психолингвистика как проект
  • Ревекка Фрумкина. Магия в/о
  • Ревекка Фрумкина. Провокативность и провокационность
  • Ревекка Фрумкина. «Входите тесными вратами»
  • Ревекка Фрумкина. «Дневник для записывания»
  • Интеллигенты, интеллектуалы и умные люди: "Нейтральная территория" с Ревеккой Фрумкиной 
Фрумкина Ревекка
читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).