будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 12, 2025
Культура
Любарский Георгий

Вера. Религия. Церковь.

Вера. Религия. Церковь.
lubarsk_a
Вера-религия-Церковь

Я уже давно различаю ЦЕРКОВЬ, РЕЛИГИЮ и ВЕРУ на три абсолютно разных вещи.
(из блогов)

Как устроена социальная действительность вокруг таких понятий, как «вера», «религия», «церковь»? Что люди преимущественно имеют в виду, когда произносят эти слова? С чем ассоциируются выражения, а с чем – нет? В каком социальном ландшафте находятся эти понятия?

Ответ на это может дать когнитометрия, которая позволяет построить когнитивную карту, полученную при сравнении сотен и тысяч высказываний. В сравниваемых  высказываниях выделяется общее и различное, происходит сравнение, отбираются наиболее часто встречающиеся связи элементов, более устойчивые, и полученные когнитивные структуры представляются в виде схем. Это поэтапная формализация высказываний, производимая на основе немашинных методов.

Рассмотрено около 1500 высказываний в блогах, найденных по ключевым словам «вера», «религия», «церковь» (В-Р-Ц). После многоэтапной классификации высказываний и фильтрации получена схема отношений, которая связывает понятия. Это не результат личного теоретизирования автора, а совокупность наблюдений: какие понятия в нашем обществе связаны с религией, что общего в разговорах сотен разных людей по этому поводу.

Схема оказалась очень сложной, эти три понятия связаны со множеством других понятий, и карта общественного мнения в этом месте оказывается очень богатой. Но если предельно упростить ситуацию, безжалостно выкинуть все не очень частые смыслы и оставить лишь самые важные отношения, мы получим схему отношений вокруг В-Р-Ц.

Ландшафт мыслей вокруг триединства понятий «о вере»

Есть дорога, правила дорожного движения и гаишники.
Есть вера, религия и церковь!
Речи блогера

Вот карта отношений внутри В-Р-Ц согласно блогам. Пользоваться ею можно, как в детской игре: ходить с кружочков и квадратиков на ближние, смежные с ними. Так что это – карта путей, которыми мыслят то, что происходит между верой, религией и церковью.

п

Картинка выглядит очень сложной, но по сути это три куста отношений, свой куст от каждого узла: веры, религии, церкви. В прямоугольниках – то, что мыслится как социальные институты, в овалах – понятия, обозначающие эмоции, мысли, действия. Это не слишком важное деление, так что на форму клеточек сначала можно не обращать особенного внимания.

В центре картинки – круг из понятий, связывающих В-Р-Ц. Вера (как публичное дело отдельных личностей) приводит к образованию общин верующих, те объединяются в некие корпорации, что и называется церковью. Конкретный, содержательный характер веры по отношению к этой форме значения не имеет:

верой может быть коммунизм, а корпорациями – партячейки.

Это мыслится говорящими как процесс создания церкви-организации – секулярной, коммерческой, идейной – какой угодно.

Согласно высказываниям блогеров, вера в теоретическом аспекте, как система догматов, «образует» религию, так что религия оказывается чем-то вроде теории для практики индивидуальной веры.

Религия оформляет и видоизменяет некоторые общие положения, создавая вероисповедания, которые служат объединению и разъединению церквей (коллективов верующих).

Теперь рассмотрим куст понятий около узла «вера». Вера, поскольку это личное дело, способ самоосуществления личностей, соседствует с множеством понятий внутреннего мира, способов совершенствования. Как дороги, эти способы личного самоустроения ведут к представлению о вечной жизни, истине, любви, сверхъестественному и к Богу.

Группа понятий около кружка «церковь» описывают существование этой корпорации по поводу духовных дел. Здесь всё, что связано с культом, обрядами, священниками и правилами поведения. Рядом с «церковью» существуют понятия противников, т. е. атеистов: сюда относятся «обман», «выдумки попов» и прочие бранные слова, которыми люди нерелигиозные, неверующие предпочитают объяснять жизнь церкви.

Группа понятий около кружка «религия» имеет несколько очень важных связей. Прежде всего в связи с религией оформляется система ценностей человека и общества, возникают мораль и образ жизни, представления о святом и греховном. Именно здесь – почитание Родины, Земли отцов, Родителей…

Кроме системы ценностей, в связи с религией формируется общественный идеал, который, развиваясь, оказывается типом устройства общества – либерализмом, демократией, коммунизмом и чем угодно еще.

Третья важная связь понятия «религия» уникальна: это антагонистическая связь. На всей схеме она такая одна, обозначена жирной черной обоюдоострой стрелкой. Это мощное, яркое противопоставление религии и науки. Наука связана с разумом, доказательностью и полезной деятельностью, технологиями. Религия – через веру – связана с истиной и другими ценностями внутреннего мира. Видимо, в таком расположении понятий в высказываниях блогеров отражается давняя война религии и науки. Получается очень болезненный разрыв истины (это понятие, находящееся вне науки) и доказательного знания, разума.

Наконец, еще одна группа понятий, связанных с церковью. Это – старый, «полузаживший» конфликт, ставший двустронней связью: отношения церкви и государства. Когда-то это была настоящая война. История Европы написана войнами о взаимоотношениях этих понятий. Сейчас в современной России это уже не реальный конфликт, а двусторонняя связь (белая обоюдоострая стрелка). Через понятия власти, общества эти облака смыслов связаны с народом. От религии к этому же смысловому центру идут другие связи: произносятся разные слова вроде цивилизационной парадигмы, души культуры, типа рациональности. Смысл тут один: именно через религию устанавливается чрезвычайно важная категория национальной культуры, той спайки, которая обеспечивает единство народа. Для общества и государства это чрезвычайно важный узел.

Поля согласия и столкновения платформ

«Нелепо, потому и верую!» — говорил Фома Аквинский
и лучше него вряд ли и скажешь.
Речи блогера

Большинство понятий вокруг каждого узла В-Р-Ц относительно бесконфликтно. Есть верующие различно и в разное, но между собой разноверующие спорят не так часто, чтобы это попалось в нашу выборку, споры о вере, видимо, довольно редки. Внутренняя развертка «мира веры» - бесконфликтна. Один полагает, что главное – любовь, другой – что истина, третий больше говорит о Боге или судьбе. Это не принципиальные конфликты. Такие области смыслов можем назвать «плато согласия» – там конфликты относительно локальны и сравнительно легко разрешимы.

Но есть и конфликты принципиальные. Например, жаркий конфликт между религией и наукой раздирает всю сферу смыслов надвое – появляются дублирующие понятия, подобные паре «шпион» и «разведчик». Есть истина и доказательное знание, есть рациональность и Высший Разум, святая вера и идеология.

Но конфликтов много больше. Черными звездами на схеме обозначены возникающие конфликты, связанные с насилием над верой. Верующими в данном случае могут выступать хоть католики, хоть атеисты. Это люди, которые не желают терпеть, чтобы над ними без их согласия производили обряды чуждой им религии. Насильно заставляли детей в школе учить чужой катехизис или без спроса показывали по телевизору греховные образы.

Один такой конфликт – в области церкви и государства. Власть, опираясь на национальную культуру, может насаждать определенную религию, веру, препятствовать проявлениям другой веры, развертывать религиозные конфликты.

Другой конфликт разворачивается в быту, на уровне столкновения личных мировоззрений – в левой части схемы, около системы ценностей, – тот же по природе конфликт.

Итак, описан в общих чертах социальный ландшафт вокруг В-Р-Ц. В этом рельефе смыслов есть области относительного спокойствия («это ваше дело», «меня не касается») и очень опасные зоны, в которых всё время ведутся идеологические сражения.

"Дырки": о чем не говорят, потому что не думают

Религия ничего общего не имеет с верой Богу
Речи блогера

Следует добавить к этой схеме представление о том, чего в ней нет. Это будет указанием на «дырки» общественного сознания: на схеме нарисовано, как и о чем говорят в связи с В-Р-Ц, но не видно, о чем не говорят. Как это неговоримое можно выявить – отдельный вопрос, это надо подробно описывать методику составления когнитивных карт. Попробуем обойтись без этого, просто указав, где же зияют дыры.

Не говорят о добре и зле. Интересно, что есть разговоры о системе ценностей, о моральных запретах, реже появляется слово «грех». То есть многие близкие понятия из этого семантического окружения употребляются, а вот этих самых смыслов – нет.

Люди не говорят о добре и зле, весь этот круг понятий «утонул». О грехах говорят либо в самом общем, абстрактном смысле, либо – каталогизируют, какие есть смертные грехи и почему они соединены в такой особенный список. Видимо, «добро и зло» слишком конкретны – все же знают, что они относительны и у каждого свои.

Не говорят о значении той войны, которая ведется между религией и наукой и которая раздирает всю социальную сферу. Взаимных обвинений («обман! мифы! невежество!» // «плоский подход, непоследовательность!») – более чем достаточно. Но это именно «война двух вер», где каждый считает себя правым. Попытки понять социальную систему, в которой как постоянное качество присутствует бой непримиримых мировоззрений, – нет.

«Наука» появляется в кругу понятий, связанных с религией, «из ниоткуда», это своеобразный внешний враг, ломающий систему культуры и интеграцию социальной жизни.

Вопросов о том, как этого бы можно было избежать, как исправить дело – не возникает: дырка.

Ещё один важный провал: дырка в понимании связи религии и свободы.

Понятие свободы в Новое время появляется именно как свобода вероисповедания, социальная свобода коренится именно в конфликтах конфессий. Но этого понимания в разговорах людей нет.

Они говорят – с ненавистью – об инокультурных иноверцах, о том, как их принуждают к тому, во что они не верят. Конфликты с иноверцами осознаются и вызывают горячие эмоции, но трансформации в представлении о связи религии и свободы не происходит.

Любарский Георгий
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).