будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 19, 2025
Культура

Вести с полей

Вести с полей
Polissky-UniversalMind-Main_2
Открытие проекта "Вселенский разум" в Никола-Ленивце

Юноша посреди  поля  звонит по мобильному своей подруге, и говорит: «Я стою у границ империи». Это не джедай из «Звездных войн», просто  парень  приехал в деревню Никола-Ленивец посмотреть новую работу Николая Полисского «Вселенский разум». А «Границы империи» - работа 2007 года, два ряда оголенных деревьев-столбов, на которых сидят двухглавые орлы. Удивительно удачно Полисскому удалось связать западную традицию лэнд-арта с русской географией и порожденными ей особенностями сознания.

«Границы» эти стоят посреди поля – и не отделяют что-то от чего-то. А само поле это – оно не так уж далеко от Москвы. И тут так поймано это ощущение – как только ты выезжаешь из организованной структуры мегаполиса в любую произвольно взятую точку среднерусской возвышенности, то сразу появляется ощущение, что ты потерялся на краю света.

Проект 2012 года вдохновлен новостью о разработке суперкомпьютера – искусственного интеллекта. Полисский уже работал с темой науки как областью мистического, новым объектом поклонения современного человека – в 2009 он с артелью сделал «Большой адронный коллайдер», похожий на архаические тотемы.

"Границы империи", 2007. Фото: www.polissky.ru

«Вселенский разум» - огромная полусфера из кривых деревянных балок, к ней ведет аллея между двумя рядами конусов-ракет из дранки, с антеннами из веточек наверху – это вроде как органы чувств, приемники, передающие информацию к «мозгу». Полисский говорит зрителям, что центральный объект - это такая вот «античная кудрявая голова». Потом приглашает всех зайти внутрь конструкции – снаружи стоит палящая жара, а в тени кудрей-извилин прохладно. На вопрос, почему в такой умной голове внутри пусто и гуляет ветер, Полисский отвечает – «мы, люди, в ней стоящие, и есть этот вселенский разум». Крестьянская мудрость, которую вряд ли ученым удастся опровергнуть – никакой искусственный интеллект не будет сильнее, чем чудо человеческого разума.

"Вселенский разум", 2012
Вид от "Вселенского разума" на аллею ракет. Николай Полисский рассказывает о том, как делали проект.

А за извилистой сферой в кустах расположены конструкции, напоминающие промышленные станки, тоже из бруса. Если аллея из конусов с антеннами – органы чувств, то это – органы исполнительные. Но дерево уже стало серым от старости, стоят они в густой траве и становится понятно, что эти «станки» ничего не производят. Это напрямую связывает проект в Никола-Ленивце с впечатлениями, полученными по дороге из Москвы. В буйной зелени вдоль дороги то и дело видны заброшенные заводы и сельскохозяйственные комплексы. Они почти всегда красивы своей функциональностью, как и любая индустриальная архитектура, но и печально красивы - как руины. Некоторые заводы отреставрированы и приспособлены под торговые центры, и хотя они и сияют ухоженностью, все равно рождается чувство меланхолии. Мы перестали производить, деятельная жизнь отмирает и остается потребление.

Деревянные "станки".
Аллея ракет-антенн из дранки.

Эта ситуация когда-то и породила никола-ленивецкий проект Полисского. Сейчас именно масштабность и зрелищность его проектов вышла на первый план, как главный компонент его славы. И еще имперская тематика, национальная идентичность. Все это оказалось близко к идеям правительственным, Владислав Сурков даже попробовал себя в роли арт-критика и опубликовал в журнале "Артхроника" № 6, 2008, статью о Полисском, в которой высоко оценил его произведения.

Принята и приветствуется «русскость-деревянность», масштаб и размах, она имеет успех – «Вселенский разум» уже приглашен в парк скульптур в Сочи, правда, когда Полисский сообщил, что для транспортировки проекта потребуется семнадцать фур, чиновники замерли в некотором ступоре. Но надо думать, Сочи таки обретет «разум», потому что авторов, подобных Полисскому, у нас нет, парк скульптуры без его работы не будет таким сильным событием, каким мог бы стать вместе с ней.

При всем этом отошло на задний план то, что Полисский первым стал делать в русском искусстве социальный проект, и сейчас продолжает его. Купив дом в деревне, он столкнулся с упадком сельской жизни, с неустроенностью и заброшенностью. Он стал придумывать работы, в которых деревенские ремесла, такие, как плетение из лозы, создание деревянных конструкций и контраст этих техник с современной жизнью стали особенностью произведений. Получая гранты, он делил их с крестьянами, вместе они ездили делать работы за границей, деревенские посмотрели мир, научились рассказывать и придумывать. Они стали мыслить как художники, чем дальше, тем больше у них свободы в рамках каждого проекта. Вот этот «разум» Полисский в эскизе просто «закудрявил», а крестьяне поняли как это сделать и воплотили. Не было никаких точных схем и чертежей, а была рукодельная импровизация. Они и характер поймали, и сумели создать прочную и надежную конструкция без мучительных расчетов.

За лето дерево потемнеет, а зимой "кудрявая античная голова" покроется снежной сединой.

Никола-ленивецкий проект развивается, и появляются новые вопросы. Важно, что все делается в естественной среде. А просторы только кажутся бесконечными, и был бы недалек тот час, когда густота заполнения объектами полей и лесов перевесила бы природный фон, если бы не заложили изначально в систему некую «экологическую философию». Рядом за столом сидит крестьянин-художник и объясняет: «На месте этого кафе стояла «Гиперболоидная градирня», которую строили три года, мы ее сожгли на масленицу. Кафе – это на время фестиваля, мы его потом разберем. А вот «Маяк» на берегу – он через пару лет сам сгниет».

Говорит без сожалений. В Никола-Ленивце мы как будто видим цейтраферную съемку, ускоренный цикл жизни зданий и вообще творений рук человеческих. Обычно от закладки первого камня в фундамент до руины  или намеренного разрушения проходит несколько столетий, здесь же только что сделанное очень быстро уходит в небытие. Если вспомнить первые работы – так они были вообще из снега, и весной испарилась целая армия снеговиков, и растаял снежный акведук. В этом есть что-то от песочных мандал буддийских монахов – их насыпают из цветного песка и тут же уничтожают, сдувая, тренируя смирение перед  тем,  что нет ничего вечного. Но в этом ускорении цикла есть и деятельный, позитивный момент – когда старое уходит, появляется возможность создать нечто новое.

"Маяк на Угре", 2004. Фото: www.polissky.ru

Вместе с развитием проекта растет и его популярность, и тут появляется внутреннее противоречие. Никола-ленивецкие проекты предполагали единение с природой, теперь его нет и в помине – в фестивальные дни толпы желающих побыть на природе и посмотреть искусство видят в основном друг друга и припаркованные в ландшафтах машины. Полисский смеется: «Наконец-то мы можем сказать москвичам: «Понаехали!» и говорит, что это пройдет. Сейчас есть кризис развлечений, нет в стране Диснейленда или огромного аквапарка, и любители таких мероприятий ищут возможности интересного времяпрепровождения в Никола-Ленивце.

С каждым годом на фестивали в Никола-Ленивец приезжает все больше зрителей В этот раз на Ивана-Купалу люди, следуя древнерусскому обычаю, украшали голову венками

Но как только построят под Москвой что-нибудь обычное развлекательное, многие уйдут туда, и в Никола-Ленивце все сбалансируется, останутся те, кто интересуется именно современным искусством, а также ландшафтным дизайном и архитектурой – с 2006-го раз в два года проводится фестиваль «Архстояние». Он похож на «никола-ленивецкие промыслы» тем, что проекты не строят «навечно», они в большинстве случаев временные и подлежат разборке или естественному руинированию. Но в отличие от проекта, который с помощью художественной деятельности реорганизовал жизнь деревенских жителей, включил в арт-процесс аборигенов, на «Архстоянии» работы делают приглашенные профессионалы, архитекторы и художники.

В этом году проект Полисского открывается на три недели раньше «Архстояния», которое пройдет с 27 по 29 июля. Тема – «Правила движения», участники фокусируются не на создании объектов, а  на системах маршрутов и точек зрения. Первые годы фестиваль проходил на территории заповедника, договориться с его администрацией было непросто – делали проекты во дворах своих домов, в которых живут художники и архитекторы, однажды – на плотах на реке. В 2009 фестиваль вышел из заповедной зоны на другую сторону дороги, французские архитекторы спланировали там парк «Версаль». Как рассказывает Юлия Бычкова, организующая вместе с Антоном Кочуркиным «Архстояние», «когда мы приняли это стратегическое решение, был страх перед расширением, но мы его мы преодолели и кажется теперь, что 50 гектаров - это мало».

За безопасность на фестивалях отвечают сотрудники калужского охранного предприятия с романтическим среденевековым названием "Орден"

В этот раз приедет Джунья Ишигами, автор проекта реконструкции Политехнического музея, прочтет лекцию, вместе с архитектором Эриком Оске они проведут дискуссию о принципах устойчивого экологического развития среды. Будет построено два объекта пятнадцатиметровой высоты – «Арка» Бориса Бернаскони и «Штурм неба» АБ Manipulazione Internazionale, система «эшеровских» лестниц, устроенных как вертикальный лабиринт. Они позволят взглянуть на «Версаль» сверху, и сразу понять, как устроен парк и что где находится. То есть эти объекты дают высоту, которой на русской равнине нет, и благодаря ей становится возможным четкое понимание местности, организация и подчинение «беспредельного простуженного пространства нашей земли». Полисский подчеркивает широту и безалаберность национального характера, которая отразилась даже и в карте событий открытия «Вселенского разума» - найти себя на ней и куда идти дальше, было очень сложно, то есть карта была отдельным загадочным объектом. «Архстояние» цивилизует местность, меняет ее характер, и это другой подход. Высоты Полисского – для того, чтобы восхищаться ими снизу, эти – чтобы смотреть с них сверху на округу.

А еще будет представлен совсем уж экспериментальный взгляд на местность – по просеке будет растянут самый длинный в мире батут, проект эстонского АБ Salto. Прыгая по батуту через лес, люди смогут стремительно менять точки зрения, то взлетая, то падая, увеличивать и уменьшать скорость, чувствовать свое тело и себя другим – становиться то гепардом, то лягушкой, то птицей. А еще в программе - 150 перформансов, собранных Сарой Шелтон Манн, легендой американского contemporary dance, выступления инженерного театра АХЕ, а Дмитрий Власик сделает музыкальное представление: слушатели будут сидеть внутри лабиринта, построенного итальянцем Лукой Рокамболем, а музыканты на шести сценах, окружающих лабиринт, исполнят произведение Ксенакиса, накрывая слушателей звуковым куполом. Все это кажется очень заманчивым, но возникает вопрос, который никогда не появлялся насчет Полисского, – зачем это делать именно в Никола-Ленивце? То есть понятно, что именно здесь уже есть художественная аура, здесь дома организаторов, красивая природа – но эта международная и междисциплинарная программа могла бы быть и в другой сельской местности. Может быть, это «окультуривание» и пойдет дальше по всей стране, создавая новые типы архитектуры, организуя досуг живущих вне городов –  ведь уже сейчас кажется, что 50 гектаров мало. Но пока все стягивается сюда. 

Сейчас проекту помогает Максим Ноготков, президент группы компаний «Связной» – он купил 600 гектаров земли, из них 200 отдал под фестиваль и помогает финансировать его деятельность. Создают экологическое фермерское хозяйство, пока есть только современные теплицы, но в будущем появится и скотный двор. В этом году открылась программа резиденций. Юлия Бычкова говорит: «Мы хотим, чтобы сюда приезжала профессиональная публика, исследовала бы это место, осмысляла его в проектах. Чтобы людям хотелось остаться здесь жить». То есть в заповеднике строить нельзя, но можно вокруг. У Ноготкова пока нет никаких планов, кроме того, чтобы искусство на этой территории продолжало существовать, но можно себе представить, что здесь появится поселок с хорошей архитектурой, продвинутым сельским хозяйством. А это уже был бы совсем другой проект – коммерческий. Что тоже замечательно, но будет жаль утратить то настроение, что есть сейчас. Остается только воспринять перемены так же, как крестьяне Полисского  воспринимают то, что их объекты разрушаются временем – философски.

Мастерская, в которой делают фраменты объектов, находится рядом с церковью.
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).