будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 25, 2025
Культура
Борисова Марина

Вестник экспрессионизма

Вестник экспрессионизма
angela-denoke

Ангела Деноке – воплощенный идеал северогерманской красоты. Высокая, гибкая блондинка несет ту сдержанную значительность, которая веками светилась в ликах северных холодных мадонн,  и вместе с тем то скрытое беспокойство, которое свойственно киногероиням конца прошлого столетия. Смесь двух крайностей рождает то, что превратило Деноке в брэнд  высокого спроса на мировом оперном рынке. Когда дело касается создания оперного спектакля как современного театрального продукта, Деноке незаменима. Потому что она всегда сложна и всегда интересна. Первоклассная певица, олицетворение лучших  свойств немецкого пения, соединяющего качественный вокал, интеллектуальный объем и внутренний артистизм. Но, прежде всего, – образ, героиня, символ новых театральных горизонтов, которые еще недавно оперному искусству были неведомы.

Несмотря на то, что Деноке у нас за исключением нескольких специалистов никто не знает, ее дебют в Москве произошел своевременно, собрав полный зал. Певица находится на пике мировой карьеры. Она еще молода, но уже стабильно востребована лучшими домами. С 1997-го, когда у нее было несколько важных дебютов, она поет на многих главных сценах, специализируясь на репертуаре, на который в мире всегда есть спрос –  Рихард Вагнер, Альбан Берг, Рихард Штраус, Леош Яначек. После того, как в 1998-м на Зальцбургском фестивале она исполнила Катю Кабанову в уникально тонком спектакле Кристофа Марталера по одноименной опере Яначека, она стала едва ли не эмблемой современной оперной сцены. Т.е. того типа оперного действия, которое можно без скидок включить в область нового искусства.

Отлично, что в Большом Деноке выступила не просто как западная звезда, за которой шлейф престижных ангажементов. Она спела именно то, что привело ее к успеху и в чем она неподражаемо хороша – Альбана Берга, концертную арию «Вино» (1929) на текст Шарля Бодлера и две сцены из «Воццека». Экспрессионистская опера по Бюхнеру о несчастном солдате, который в припадке безумия убивает изменившую ему женщину и погибает сам (премьера состоялась в Берлине в 1925-м) репертуарна во всем цивилизованном мире, кроме, разумеется, России. У нас она появилась единственный раз в Петербурге (1927) в эпоху, когда наша культура еще жила в одном ритме с культурой мировой. После этого Берг вместе с большим количеством авторов был выведен из российской орбиты, а восприятие среднестатистического российского меломана сосредоточилось на идеологически проверенной красоте с ее четким разделением на своих и чужих.

То, что главным делом в искусстве 20 века был не поиск внешнего врага, а исследование бездн человеческой психики, говорит одно из главных сочинений века, «Воццек», которое мы досадно пропустили, потеряв, соответственно, что-то важное для своего духовного развития. Так что концерт, на котором Деноке спела две сцены из «Воццека», а потом оркестр и детский хор Большого театра исполнил страшный финал этого страшного произведения (маленький сын Мари, которому дети сообщают о смерти матери, не реагируя, скачет на палочке) – событие вполне историческое. На первой сцене страны, привыкшей за редким исключениям, вроде «Похождений повесы» Стравинского, к благозвучному и проверенному временем искусству, прозвучала, наконец-то, экспрессионистская музыка, созданная в додекафонной (12-тоновой) технике одним из пронзительных авторов 20 века. Прозвучала в исполнении носителя стиля --  певицы  из Германии, для которой Берг является родным языком. Наконец, прозвучала так, что гениальность партитуры была если и не до конца проявленной, но все же очевидной, произведя на публику эффект открытия нового материка. Сегодня, когда наше оперное дело отчаянно катится в сторону шоу, все это очень серьезные аргументы.

Остались лишь два сожаления. Первое: Деноке спела так мало, что вечер оставил ощущение неполноты, которую не мог компенсировать виолончелист Денис Шаповалов, солировавший во втором отделении в симфонической поэме Р. Штрауса «Дон Кихот». Второе: несмотря на сильное впечатление, произведенное Бергом на зал, «Воццек» явно не будет здесь поставлен в обозримое время. Просто для того, чтобы воспитать потребность публики в такой музыке, нужно много работать.

Фото Ангелы Деноке с сайта Klassik en Berlin

См. также:

  • Марина Борисова. Унесенные ветром
Борисова Марина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).