будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 15, 2025
Культура

Владимир Юровский: "Судьба западных оркестров не зависит от каприза одного человека"

В рамках шостаковичевского фестиваля в Москве выступил Владимир Юровский – 34-летний дирижер, родившийся в Москве, но карьеру сделавший за пределами нашей страны. Сейчас он входит в число самых заметных звезд молодого поколения, выступает в лучших оперных домах мира (он стал вторым русским после Гергиева, кто дирижировал в Метрополитен-опера), с 2001 года руководит одним из наиболее престижных европейских оперных фестивалей – английским Глайндборном – и входит в дирижерскую коллегию Российского национального оркестра. А со следующего сезона он вступает в должность главного дирижера London Philharmonic Orchestra, которым сейчас руководит Курт Мазур, и, таким образом, становится прямым конкурентом Гергиева, который в это же самое время начинает руководить London Symphony Orchestra. С Владимиром Юровским, который на хорошем русском языке умеет излагать западные взгляды на оркестровую жизнь, поговорила Екатерина Бирюкова.

Что принципиально разного в российских и западных оркестрах?

Западные оркестры устроены таким образом, что их судьба не зависит от каприза одного человека - художественного руководителя, менеджера, спонсора, кого угодно. Оркестр существует как институция, как учреждение, которое занимает свое место в общественной жизни города или страны. И в оркестрах есть структуры, которые позволяют его удерживать. На западе оркестры делятся на государственные, состоящие из госслужащих, и автономные. Если брать пример Англии, где я много работаю, там оркестры, в основном, автономные. На государственной службе состоят исключительно музыканты оперных театров и музыканты, работающие на радио. Там их труд оплачивают помесячно. Во всех остальных оркестрах музыканты получают поконцертный гонорар. Репетиция тоже оплачивается в форме гонорара. Соответственно, система очень простая: сыграл - получил деньги, не сыграл – не получил.

А если заболел?

Если заболел, тебя заменят, но денег ты не получишь. Если заболел надолго – там какие-то включаются страховочные комплексы, но вообще музыкантам в Англии с этим очень трудно.

А если ребенка родил?

Это учитывается в контракте. С какого-то месяца беременности просто платят какую-ту сумму, и сколько-то месяцев после рождения тоже. Но люди там довольно быстро возвращаются в строй.

За счет чего существуют негосударственные оркестры?

За счет спонсоров. Но обычно существует система треста. То есть когда изначально несколько организаций образуют такой трест, получают, скажем, бренд London Philharmonic Orchestra, а дальше они расчитывают бюджет, исходя из определенного количества спонсорских денег. Что-то обязательно платит государство – небольшую сумму, но платит. Прежде всего - на всякого рода образовательные программы: это работа в школах, с детьми, в больницах, иногда даже в исправительных учреждениях.

А на исполнение современной музыки?

К сожалению, нет. На это даются деньги из особых фондов, но, в основном, - оркестру BBC. У него это одна из основных обязанностей.

А в остальных оркестрах исполнение современной музыки - это просто правило хорошего тона?

Или вопрос личного пристрастия дирижера. Но для оркестра самоуравляемого исполнение новой музыки – это и вопрос личного риска. Потому что, естественно, он должен учитывать, соберется зал или нет.

То, что в Англии, в отличие, скажем, от Германии, государство не содержит оркестры, как-то сказывается на их качестве?

Безусловно сказывается. Среднее качество английских оркестров в несколько раз выше.

?!

Личная ответственность музыкантов повышается. И у людей постоянно есть стимул хорошо играть. Потому что если ты хорошо играешь – тебя позовут опять. А в немецких оркестрах очень часто бывает такая ситуация: ты, поступив туда, получаешь пожизненный контракт, и до 60 лет тебя уже не выгонят. И люди часто играют в полсилы, не занимаются.

Даже если речь идет о Берлинской филармонии?

Нет, это особый случай. Там другие контракты, и оттуда как раз могут выгнать. Но там и выгоняет, и берет на работу сам оркестр. Они и дирижеров себе выбирают сами. Это абсолютное исключение из всех оркестров. Даже Концертгебау не может похвастаться теми роскошными условиями работы и, кстати, теми заработками, которые есть в Берлинской филармонии. Венская филармония – да. Они получают даже еще больше денег, чем Берлин. Особенно за турне. Но не будем забывать, что ее музыканты находятся еще и на службе в Венской Штаатсопере.

Ну, там для этого существуют несколько составов. Тот, который с женщинами, сидит в опере, и никуда не ездит. 

В общем, да (правда, сейчас уже и в первом составе женщины появились). Хотя, по идее, в опере должны играть все музыканты Венской филармонии. Так было. Но это уже давно не так.

Итак, получается, что хорошо знакомый тебе Российский национальный оркестр, существующий практически без поддержки государства, – у нас единственный представитель английской традиции.

Да, но не совсем. Потому что оркестр не имеет внутренней системы самоуправления. Нет профсоюза. Нет постоянно действующей рабочей комиссии, которая может вступать в переговоры с начальством. Грубо говоря, в России музыканты продолжают оставаться подневольными людьми.

А какая расстановка сил в твоем будущем лондонском оркестре?

В нашем оркестре силы такие: есть исполнительный директор, избранный оркестром и советом директоров оркестра, в который входят, в частности, главные спонсоры, члены треста. Этот исполнительный директор является по совместительству и художественным руководителем. Он отвечает за составление общих программ. Естественно, по негласной традиции, все такого рода решения принимаются в контакте и дискуссии с главным дирижером. Естественно, программы главного дирижера выбирает сам главный дирижер. Но именно художественному руководителю принадлежит право выбора общей репертуарной стратегии в сезоне.

Сходная тенденция наблюдется сейчас в оперном театре - фигура интенданта постепенно вытесняет с главной позиции фигуру главного дирижера.

Есть разные системы. В Германии интендант решает все. Во Франции тоже. В других странах – в Бельгии, Голландии, Италии - существует разделение. Интендант занимается общей административной деятельностью. А артистический директор – планирует сезон, приглашает артистов.

Ну все-равно, я хочу сказать, что главным становится человек, который не поет, не машет, не танцует. Как ты относишься к этой тенденции?  

В принципе, хорошо. Потому что считаю, что человек, находящийся вне творческого процесса, гораздо более объективно и трезво может оценить ситуацию и, соответственно, принять правильное решение. Особенно в таком сложном организме, как оперный театр. Оркестр – это все-таки немножко другое.

Тем не менее в оркестрах сейчас появляется такая совершенно невероятная пока для нас должность, как драматург при дирижере.

Это я как раз считаю излишним. Фигура драматурга – порождение немецкой оперной системы. Это как ответственный по идеологической части. По идее, в ГДР так и было. Драматурги – это были люди, приставленные от комитета госбезопасности. Это были люди, которые проверяли спектакли на политическую зрелость. Они все были с погонами. Поэтому большинство из них после падения Берлинской стены и полетели со своих мест. Гораздо более плодотворным мне кажется назначение в оркестр в виде советника какого-то творческого лица. Например, так сделал Чикагский симфонический оркестр, пргласивший к себе советником по программам композитора Джеральда МакБерни. Или Гетеборгский оркестр, назначивший себе главным консультантом по вопросам современной музыки композитора Петера Этвоша.

Как ты считаешь, а в условиях российской ментальности возможно, чтобы лицом театра был некий человек, который не выходит на сцену, а сидит в кабинете? Именно в этом направлении пытается двигаться сейчас Большой театр.

Я думаю, такое когда-нибудь может произойти. Но для этого необходимо очень много изменить – прежде всего в головах у людей. Я наверное ничего нового не скажу, но в этой стране 70 лет подряд отучали людей нести личную ответственность за происходящее в коллективе. А потом еще 15 лет приучали хватать все, что плохо лежит, и как можно скорее бежать. Что тоже чувства хозяйственности и ответственности не прививает. Для меня проблема любого коллектива – это проблема личного отношения к делу каждого участника. Когда один за всех и все за одного.

Ну, как раз в советских коллективах, мне кажется, это было.

Хорошо, я так скажу. Для того, чтобы заниматься настоящим искусством, необходима либо полная защищенность со стороны государства, когда люди находятся в парнике, на положении золотого фонда. Как это было с Заслуженным коллективом республики под управлением Мравинского, с Большим театром, с Госоркестром. Либо нужна такая ситуация, когда люди существуют в условиях тотальной свободы и демократии. И чувствуют постоянную личную ответственность, и работают не на страх, а на совесть.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).