Шорт-лист русского Букера, оглашенный на прошлой неделе, вызвал неоднозначную реакцию у нашей литературной общественности. Но специалистам, т.е. жюри, виднее. А что видно читателям? Как они относятся к авторам, вошедшим в список? И главное: знакомы ли они с творчеством этих авторов? С этим вопросом "Прагматика культуры" обратилась к своим респондентам.
Итак, наш вопрос:
Читали ли вы романы, которые вошли в шорт-лист русского Букера?
14 октября, пятница
Михаил Вознесенский, бизнесмен, руководитель торговой фирмы
- За Букером я не слежу. Художественную литературу читаю мало, но все-таки стараюсь читать. Я читаю либо тех, кого читал когда-то, либо тех, о ком много слышу из средств массовой информации. Так, я прочитал Улицкую, Пелевина. К сожалению, я пользуюсь совершенно бессистемной информацией, у меня нет постоянного навигатора в мире книг, с помощью которого я бы мог ориентироваться в новинках. Если бы мне в новостях попалась информация о русском Буккере, я бы что-нибудь прочел.
13 октября, четверг
Марина Бельфер, преподаватель литературы гимназии 1514
- Никаких имен, кроме Наймана, я не знаю. Но Найман - это не писатель, это человек, который живет в литературном мире, многое в себя вобрал и может отразить. Но это не формат художественной литературы. Мне странно, что в шорт-лист не попал последний роман Шишкина "Венерин волос". Это большая литература, котарая цепляет по-настоящему. Кроме, того, это такое чтение, от которого просто невозможно оторваться, что тоже нечасто встречается. Я бы еще назвала интереснейшую вещь писателя, который подписывается псевдонимом Фигль-Мигль. Его новая повесть "Мюсли" была опубликована в "Звезде".
12 октября, среда
Покровская Светлана Францевна, научный сотрудник Института информации
- Я никаких произведений из списка не читала. Анатолия Наймана я, конечно, знаю как поэта, читала его статьи о Бродском. Фамилии других авторов мне знакомы, так как я часто просматриваю толстые литературные журналы. Мне не кажется, что Олег Ермаков или Борис Евсеев - сильные писатели. Выбор жюри мне показался очень странным. Я была бы меньше удивлена, если бы в шорт-лист попал Пелевин или Сорокин, хотя это не «мои» авторы. Также меня удивляет состав жюри. Я знаю Аллу Марченко как критика, но Спиваков - он же музыкант, а не литературный критик.
11 октября, вторник
Мирюкова Елена Алексеевна, библиотекарь школы «Европейская гимназия»
- Из авторов, попавших в шорт-лист, я знаю только Анатолия Наймана. Конечно, мне знаком Василий Аксенов, но он не в списке, он член жюри. Другие писатели мне неизвестны. Всегда есть вещи, которые на слуху, о которых говорят. Из новинок я бы выделила книгу Дмитрия Быкова о Пастернаке. Это огромный труд, фундаментальный, и я читала об этой книге только положительные отзывы. Но в букеровский список она не попала.
Олег Лекманов. доцент МГУ, доктор филологических наук.
- Авторов я, конечно, знаю. Думаю, что приз получит Анатолий Найман. Это хороший писатель, но роман "Каблуков", на мой взгляд, не самый удачный. Очень жалко, что в короткий список не вошел лучший роман последних нескольких лет - "Петрович" Зайончковского. И оправдания жюри, что это произошло из-за того, что у Зайончковского повесть, а не роман, смехотворны. Ведь в "длинном" списке это произведение есть. Что касается других авторов, то "Без пути-следа" Гузко, на мой взгляд, шедевром не является, а "Холст" Ермакова - вообще позавчерашний день, хотя этот писатель когда-то неплохо начинал.