Сейчас в Москве проходит театральный фестиваль NET (Новый европейский театр), и столичная публика может ознакомиться с самыми современными достижениями западного сценического искусства. В связи с этим событием "Прагматика культуры" обратилась к своим респондентам с таким вопросом: насколько современный западный театр востребован сегодня в России?
25 ноября, пятница
Борис Любимов, директор Театрального музея им. Бахрушина
Из фестивалей, на которых можно посмотреть хорошие западные спектакли, я бы выделил Чеховский фестиваль. Это наиболее сильный театральный проект. В свое время настоящими открытиями были приезды Питера Брука и Джорджо Стреллера. Режиссеров такого масштаба на Западе сегодня нет. Конечно, я всегда хожу на спектакли Некрошюса. Но вообще Москва насышена зрелищами. Количество театров и премьер только увеличивается. Например, Табаков выпускает иногда по три премьеры в месяц. У нас растет поразительно интересное молодое поколение. Я посмотрел недавно очень интересную работу студентов четвертого курса Гиттиса «Снегири», поставленную по пьесе Садур. А на прошлой неделе проходили гастроли Казанского театра им. Качалова.
На фестиваль NET я не попал, но, судя по откликам прессы, я ничего не пропустил.
По своей работе, я больше слежу за отечественным театром. Например, на прошлой недели в Москве проходили фестиваль – сильный проект. В былые времена Питер Брук. Стрелер. Режиссеров такого масштаба на Западе тоже нет. Его я постоянно посещаю. Если говорить о ближнем зарубежье, то Някрошис. Судя по откликам, я ничего не пропустил. Москва зрелищами насыщена. Количество театров увеличивается. Сейчас Табаков выпускает иногда по три премьеры в месяц. Поразительно интересное молодое поколение. Я посмотрел четвертого курса Гиттиса «Снегири» по пьесе Садур, в свою. Я не вылезал из театра, но мне было важнее посмотреть другое. Слежу, конечно. Но смотрю далеко не все
21 ноября, понедельник
Алена Карась, театральный критик:
- 15 лет назад был очень востребован. Тогда было сильное чувство радости от открытия границ. И когда в Москву приезжали Питер Брук, Петер Штайн, Роберт Вилсон и гораздо более молодые западные режиссеры, которые сегодня составляют славу европейского театра, такие Кристоф Марталлер и Йосси Виллер, - это становилось реальным событием и в театральной среде, и для зрителей. Очевидно, что сегодня многое изменилось, и московская сцена погружается в своеобразную театральную ксенофобию. Известно, что на последнем Чеховском фестивале билеты на спектакль с участием Алисы Фрейндлих были раскуплены в первые же дни продаж, а на спектаклях абсолютных звезд европейского театра – Хайнера Геббельса и Саймона МакБерни - до аншлага дело не дошло. Запад платит нам почти той же монетой, не очень интересуясь местными достижениями. Как долго продлится это взаимное игнорирование – реальный и тревожный вопрос. На нынешний фестиваль «Новый европейский театр» я хожу мало и собираюсь посмотреть только «Эмилию Галотти» Михаэля Тальхаймера.