На этой неделе Майя Плисецкая отмечает юбилей, а Большой театр проводит Фестиваль в честь легенды русского балета. Отечественная балетная школа - уникальное культурное явление, долгое время в этой области мы оставались "впереди планеты всей". Какова ситуация сегодня? Остался ли русский балет таким же символом России, каким он был всегда?
С этим вопросом "Прагматика культуры" обратилась к своим респондентам.
Итак:
Русский балет сегодня - такой же безусловный национальный бренд, каким он был в советское время?
18 ноября, пятница
Вадим Гаевский, профессор РГГУ, историк балета
-Сегодня, конечно, многое изменилось. Понимаете, балет как национальный бренд… Это понятие существовало в основном в умах, а не в реальности. Балет как искусство состоит из исполнителей и балетмейстеров. У нас всегда были прекрасные исполнители, но долгое время мы не имели авторитетного для всего мира балетмейстера. Сейчас, по крайней мере, это все понимают. В советское время мы варились в самих себе, в некотором смысле у нас была очень провинциальная атмосфера. Наш балет был крайне традиционный и неподвижный. Долгое время мы ничего не давали мировому балету и ничего у него не брали.
17 ноября, четверг
Наталья Добрынина, доцент МГУ
-Ведущие позиции российского балета несомненны. Но если учесть, что сегодня, в отличие от советского времени, артисты выступают всюду, то мы можем наблюдать смешение стилей. Смешались балетные школы разных стран. Тем не менее, русский балет сохранил свою самобытность. И об этом говорит необыкновенный успех любых гастролей наших танцоров за рубежом. Этим летом в Лондоне чуть ли не по две ночи люди стояли за билетами, чтобы попасть на спектакли Мариинского театра. Какие еще нужны аргументы?
16 ноября, среда
Татьяна Китаева, балетмейстер
- Да, русский балет, конечно, является брендом. Не современный танец, а именно русский классический балет. Во многих культурных областях мы утратили первенство, но здесь нам еще есть чем гордиться. Это наследие не промотано. Я имею в виду, прежде всего Мариинский театр, а также Пермский театр оперы и балета, показавший недавно блестящую постановку «Спящей красавицы». Все было сделано чисто, красиво и абсолютно в своей красоте. А в Большом театре работает Андрис Лиепа, который сохраяет неприкосновенность золотого запаса русского танца. Этот балетмейстер ищет по всему миру людей, еще помнящих первоначальные редакции спектаклей, и переносит их на современную сцену.
15 ноября, вторник
Анна Гордеева, балетный обозреватель газеты "Время Новостей" и журнала "Тайм-Аут Москва":
- Трудно сказать. Дело в том, что балет не является брендом - им становятся те или иные люди. И становятся тогда, когда (зачастую, не без потерь) выходят за рамки своей профессии. Взять для примера Николая Цискаридзе: он "раскрутился" и начал появляться на телевидении именно тогда, когда год вынужденно не танцевал из-за травмы. Так у него появилось время на попсовые проекты. Похожим занимается и Анастасия Волочкова. Ульяна Лопаткина, которая на сегодняшний день является, на мой взгляд, лучшей балериной, куда менее узнаваема.
Что касается образа "Большого театра" за границей, то он вместе с Мариинским театром, Парижской оперой, New York City Ballet, American Ballet Theatre и др. входит в очень почетную компанию. У многих из этих театров попсовый репертуар, но они имеют возможность приглашать звезд со всего мира. Это очень почетная компания, но мы в ней не самые-самые.
14 ноября, понедельник
Алексей Исайчев, редактор отдела рекламы Большого театра:
- Русский балет является брендовым для всего мира. Мы это прекрасно видим, когда западные труппы приезжают к нам. Мы можем сравнивать, и совершенно очевидно, что отечественный уровень балета является эталонным. По сравнению с советскими временами, ситуация, конечно, изменилась. Сейчас преобладает техника, и в ней подчас растворяется индивидуальность актера. Но это никак не сказывается на качестве и престиже русского балета. И я думаю, ситуация не изменится, по крайней мере, пока существует классический репертуар и пока существует русская балетная школа.