Со времен появления поп-музыки антрепренеры, продюсеры и владельцы клубов ломают голову над тем, сколько должен стоить билет на обычный клубный рок-концерт. Сегодня стандартная цена за билет на концерт в Европе и Америке составляет примерно от $15 до $25, если речь не идет о выступлениях всемирно известных музыкантов. Готовы ли заплатить в Москве ту же сумму за клубный концерт? Сколько в среднем готов выложить меломан, чтобы попасть на выступление любимой группы? Часто ли случается, что посетители, недовольные ценой за билет, решают отказаться от похода?
Этому "Прагматика культуры" посвящает "Вопрос недели".
Итак, сколько вы готовы заплатить за билет на клубный рок-концерт?
29 июня, пятница:
Дмитрий Фролов, системный администратор:
"Я готов платить за билет от 150 до 200 рублей, за зарубежных исполнителей - возможно, 300 рублей, но не больше. Есть клубы двух категорий - те, в которых платить за билеты приятно, и те - где не очень. Взять для примера клуб-кафе "Кекс": билет туда стоит около 500 рублей за концерт зарубежного исполнителя или группы, но платить за него - одно удовольствие. Потому что сам клуб приятный. Есть большие раскрученные клубы, но платить за билет в них как-то жалко - и не имеет даже значения, кто выступает".
28 июня, четверг:
Илья Зиненко, солист группы Los Microbios:
"Сколько должен стоить билет? Сам по себе билет никому ничего не должен, в том числе - стоить определенную сумму. Концерты - это часть шоу-бизнеса, а шоу-бизнес - такой же бизнес, как и все остальные бизнесы, правда, со своими нюансами разной степени мерзости. А продюсерам и владельцам клубов стоит почитать учебник по маркетингу, если они действительно ломают голову над ценой. Я сам, правда, не читал, но знаю… Заламывать надо цену в том случае, если народ на группу ломится, да еще если у этого народа "лопатник" как следует набит. И наоборот, цену надо бы снизить, если группа никому не нужна, потому что отстойная или «непропиаренная» - хотя бы с бара навар будет. Был в Москве клуб, который пренебрегал требованиями рынка - «Форпост». Там "зелень" выступала вперемешку с нерыночным андерграундом. И что? Закрыли клуб, а на его месте, говорят, будет обувной магазин - бизнес есть бизнес.
Если вы спрашиваете, чтобы, прибрав к рукам все клубы Москвы, сделать фиксированную ставку на билеты, то у меня, конечно, есть мнение по этому вопросу. Билеты должны быть бесплатными! Хотя бы для меня".
27 июля, cреда:
Алексей Пономарев, рок-музыкант (группа "Пони"), журналист:
"В свое время приезжала британская группа "Blur", билет на которую стоил 1000 рублей. Только цена на билет в том случае не позволила мне сходить послушать их выступление. Мне кажется, что адекватная цена для клубного концерта - 150-200 рублей. Если билет стоит 500 или 600 рублей, то я пойду на концерт только в том случае, если это одна из моих любимых групп.
Билеты на концерты группы "Пони", в которой я играю, как правило, стоят не больше 150 рублей. Мне кажется, это именно та оптимальная цена, которую готовы заплатить посетители клуба, чтобы услышать молодую, нераскрученную группу".
Алексей Широнин, интернет-деятель:
"Желательно, чтобы билет на концерт отечественного исполнителя в заведении стоил порядка 150-200 рублей. Если он дороже, то или иду по вписке, или вообще не иду. Впрочем, на раритеты типа группы "Телевизор" можно отдать и значительно большую сумму".
26 июля, вторник
Владислав Сметанин aka R.Johnson, независимый культуролог:
"Мне вспоминается концертная запись группы Type O'Negative, где Питер Стил (вокал-бас) говорит, в моём корявом переводе: "Вы заплатили 15 долларов, 15 гребанных американских долларов, чтобы прийти на это шоу..." и т.д.
Я тогда очень позавидовал присутствовавшим. Считаю, что эквивалент 15 гребанных американских долларов - это нормально для клубного концерта известной западной группы (те же Type O'Negative, например, играют, когда им хочется, в клубах, но при желании собирают стадионы). 25 гребанных американских долларов - это потолок.
Pearl Jam (как к ним не относись, но пару лет они считались главной рок-группой Америки) - подчеркну, в период разгара своей гигантской популярности - требовали, чтобы цена на билеты не превышала 7 долларов. Так как всё сверх этого, по определению (и тщательной калькуляции "сколько и за что реально заплачено"), уходит неизвестно куда.
Мне кажется, что ситуация, когда посетители, недовольные ценой за билет, решают отказаться от похода на концерт, случается очень часто. Во множестве случаев, ну, допустим, 80% присутствующих - это челюстями (зачастую искусственными) вырвавшие аккредитацию у устроителей".
Александр Косин, менеджер:
"Конечно, все зависит от исполнителя и от публики, но больше 500 рублей (то есть 1000 рублей за двоих) как-то жмотно отдавать. Потом начинаешь считать, сколько бы пива мог купить. И перестаешь любить исполнителя".
25 июля, понедельник
Валентин Дьяконов, арт-критик:
"Как правило, о ценах на билеты я всегда узнаю заранее. Особенно это касается выступлений западных музыкантов. В принципе, если приезжает интересный западный исполнитель, то я готов заплатить примерно 1000 рублей. За русских больше 200 платить не привык и вряд ли стану. Из недавних концертов, я не пошел на Franz Ferdinand, но это, скорее, связано с клубом Б2, где они выступали. Когда в Москву приехали Рашид Таха и Брайан Ино, я не пошел из-за цены - она переваливала за 1000 рублей".