будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 20, 2025
Культура

Вопрос недели: современная опера

В разделе "Прагматика культуры" на Полит.ру открывается новая рубрика: "Вопрос недели".

В этой рубрике мы будем публиковать мнения различных экспертов, посвященные наиболее важным событиям и явлениям в области современной культуры.

Вы также можете принять участие в обсуждении и ответить на вопрос недели. Для этого нужно кликнуть  слово "Обсудить"  в конце текста. Лучшие ответы читателей будут публиковаться на сайте. Наши собеседники на этой неделе - критик и композитор Петр Поспелов, композитор Владимир Тарнопольский, а также музыкант и критик Артем Варгафтик.  

Рубрику ведет Юлия Идлис.

 

Итак: ВЫЖИВЕТ ЛИ СОВРЕМЕННАЯ ОПЕРА В РОССИИ?

13 мая, пятница.

Артем Варгафтик, музыкант и критик.

- В двух словах – нет, не выживет. Можно констатировать, что независимо от нашего желания есть закономерность: что бы ни сочиняли ныне живущие композиторы, что бы ни творили ныне работающие дирижеры и оперные солисты с громкими именами, публика абсолютно не готова воспринимать оперу как нечто современное. В принципе.

Дело в том, что в ее представлении существует множество явлений и вещей, которых на самом деле нет – и именно поэтому она в упор не видит того, что есть. Например, в представлении отечественной музыкальной общественности «современными» являются такие оперы как «Воццек» Альбана Берга, «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича или еще  что-нибудь, на самом деле написанное в первой половине прошлого века, -  то есть то, что по всем мало-мальски вменяемым меркам и музыкальной, и мировой истории есть сугубая классика. Должен умереть не только автор музыки, но и автор либретто, все свидетели и участники первых постановок того или иного произведения; должны переехать в дом престарелых все детишки, которых водили на премьеру. Мало того, должна истлеть эпоха. И только тогда в глазах отечественной публики опера приобретает право на то, чтобы ее как следует послушали.

Ценностным критерием для такого восприятия является не столько «древность», сколько замшелое утверждение о том, что музыка и слова должны «выдержать проверку временем». Просто публика клинически не способна понять, что эта проверка никогда в жизни не происходит и не произойдет без ее, публики, личного и живого участия. Ведь на самомо деле не существует никаких высокий инстанций, которые будут выносить свой приговор, отличный от ее, публики, мнения и интереса. Короче говоря, ситуация с так называемым «судом истории» патологически напоминает печально знаменитый бородатый анекдот о чукче и синоптике, которые предсказывают погоду, наблюдая за действиями друг друга. То есть налицо замкнутый круг, и круг порочный.

Очень может быть, что при нашей жизни будет написано достаточно текстов (в том числе и за очень авторитетными подписями), которые в сумме вполне потянут на мудрый приговор, например, опере Леонида Десятникова «Дети Розенталя». Но даже в этом случае средний потребитель оперного искусства в ближайшие полвека все равно с высокой вероятностью будет считать Десятникова «молодым начинающим автором», а его произведение – любопытным, но недостаточно зрелым.

А все потому, что обоняние в этой среде (в ценительской) устроено таким странным образом, что запах гнили она всегда принимает за «веяние зрелости». И именно в этом – а вовсе не в отсутствии руководящих подсказок – заключается причина фатальной нежизнеспособности современной оперы.

12 мая, четверг.

Владимир Тарнопольский, композитор.

 

- В России современной оперы нет – ни как жанра, ни даже как идеи. Современная серьезная  музыкальная культура в нашей стране представляет собой перерождение соцреализма. Соцреализм в музыке занимал нишу между высоким и низким искусством, некую срединную нишу, якобы удовлетворяя вкусам и интеллектуалов, и народа. Другими словами, это была некая «попсовизация» культуры.

То, что происходит сейчас в России, не имеет никакого отношения к культурным событиям в мире. Происходит вырождение, движение в сторону «попсы». Это массовая культура, которая не имеет ничего общего с развитием оперного жанра.

Оперные театры просто не готовы ставить что-либо, написанное серьезным композитором в послевоенный период. И не только театры: симфонические оркестры не умеют это играть, музыкантов не готовят к исполнению современной музыки: они просто не знают нотных обозначений, которые появились после войны. Нет певцов, которые бы спели, скажем, Шостаковича. В современной музыке ведь совершенно другие приемы, современный ансамбль опирается на иные принципы координации.

Современная музыка так же сложна и разнообразна, как высокие технологии. А то, что у нас идет сейчас под видом современной оперы – на самом деле поп-культура, которую не примут всерьез ни в Германии, ни во Франции. И это очень обидно, потому что ведь опера – это даже более интересно, чем современный драматический театр. В Европе есть колоссальные проекты в области современной оперы: например, в Германии существует «новый музыкальный театр». Это даже не опера, потому что в сознании обывателя опера – это непременно «Кармен», «Аида»…

У нас ничего этого нет, поэтому нужна национальная программа по приведению современной музыкальной культуры в России к мировым стандартам. Тем более что ресурсы есть: у нас огромная армия музыкантов, которые, к сожалению, очень консервативны, огромное количество консерваторий, которое нужно сокращать. В общем, то, что Герман Греф делает в экономике, нужно сделать в современной музыке.

Кое-что, конечно, делается: вот мы создали кафедру современной музыки в Консерватории. Но нужна большая программа на годы вперед, обучение и даже пропаганда, не побоюсь этого советского слова.

Дело в том, что за последние 15 лет музыканты потеряли всякое любопытство. В конце 1980-х каждый исполнитель считал своим долгом исполнять что-то новое, того же Шнитке. А теперь наши звезды-струнники играют салонный опереточный репертуар, во многом коммерческий. За последние 15 лет пионеры новой музыки стали пионерами коммерческой музыки.

Коммерческая музыка испортила и публику. Она уже не понимает, что музыка – это интеллектуальное искусство, не менее захватывающее, чем кино, а опера – в особенности. Переживание в современной опере по силе можно сопоставить с переживанием у Тарковского и Бергмана. А у нас играют «сладкие созвучия» из Вивальди.

Если рядом с пчелиным ульем поставить мешок с сахаром, пчелы перестанут делать мед и опылять цветы, а результат – экологическая катастрофа. То же самое сейчас происходит и в нашей культуре: у нас более пятидесяти оркестров, которые играют каких-то двадцать сочинений, и никакой конкуренции в репертуаре, в исполнении, в составлении концертный программ. О чем тут еще говорить?

11 мая, среда.

Петр Поспелов, музыкальный критик и композитор.

 

- Современных опер сочиняется не так уж и много, потому что театры боятся их заказывать. Считается, что современная музыка очень сложна для исполнения и восприятия, и не так много композиторов умеют удачно сочетать высокие творческие задачи и доступность, простоту выражения.

Конечно, существуют камерные экспериментальные оперы, но вот больших постановочных опер не было у нас уже довольно давно. В Большом театре что-то подобное в последний раз происходило в 1978 году: это были "Мертвые души" Щедрина. Так что можно считать, что Большой театр сломал лед, впервые после 30-летнего перерыва показав "Детей Розенталя".

Кстати, параллельный проект был у Мариинского театра - опера "Новая жизнь" Владимира Мартынова. Но там дальше концертного исполнения дело не пошло: видимо, у Мартынова не оказалось того сочетания доступности и большого искусства, которое получилось у Леонида Десятникова. И кроме того, исполнители, которые пробовались в "Новую жизнь", не смогли, что называется, найти ключей к этой опере, - не потому, что музыка сложная, а потому, что к ней нужен особый подход, который не согласуется с академическим.

На сегодняшний день Большой театр - лидер в современной опере. Сейчас там ведутся переговоры о других подобных проектах: с американцем Филиппом Глассом, например, и с московским композитором Владимиром Тарнопольским. То есть вопрос современной оперы с повестки дня не снят. Очень радует, что думские выступления и все скандалы вокруг "Детей Розенталя" не остановили руководство Большого.

Мировая практика в этом вопросе такова, что раз в два года крупный театр - такой как Метрополитэн Опера или Ковент-Гарден - заказывает оригинальную оперу современному композитору, обычно из своей страны. Но за границей публика более продвинутая, особенно в Германии. А у нас эта практика была благополучно утеряна, так что приходится начинать с нуля. Но перспективы есть, поскольку у нас много талантливых композиторов, и театры понимают, что надо сдвигаться с мертвой точки. Вот Новосибирский оперный театр - один из трех лидеров в нашей стране - поставил оперу Шнитке. Но в целом есть какая-то камерность в современной опере: театры мыслят категориями малых сцен. Скажем, театр Станиславского и Немировича-Данченко в следующем сезоне открывает камерную сцену, на которой будет идти опера Владимира Кобекина.

Думаю, что необходим систематизированный и институциональный конкурс современных опер, в котором бы соревновались не композиторы, а вообще авторы проектов. Ими могут быть продюсеры, дирижеры и даже либреттисты. Один из положительных результатов скандала вокруг "Детей Розенталя" - первым номером везде шло имя либреттиста, Владимира Сорокина. Это пример того, как крупный писатель сделал либретто, сразу же издал его, кстати, и открыл новый для себя литературный жанр. Можно ожидать, что и другие крупные писатели захотят продолжить его инициативу.

Сейчас интерес к опере появился не только у традиционной музыкальной публики, но и у простых любителей театра. Это понятно: появляются новаторские постановки, то есть это все идет от режиссеров. Например, есть такой режиссер - Дмитрий Черняков. Не все его спектакли одинаково хороши, но это одна из фигур, которая привлекает в оперный театр более широкую публику. Теперь вот еще Сорокин. Очень хорошо, что не только музыканты обращаются к опере. Это залог того, что именно в ней будет концентрироваться идея современной культуры вообще.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).