Есть такое понятие - книжная серия. В советское время, когда все прекрасно знали, что такое дефицит, а что такое "бренд" не знал почти никто, серийные книги ценились особенно высоко. Кто-то собирал "Библиотеку поэта", кто-то "Современный детектив". Серия "Жизнь замечательных людей", чуть ли не старейшая книжная марка в стране, продолжает свою замечательную издательскую жизнь. Дефецита больше нет, а вот стала ли серия ЖЗЛ брендом? Насколько она авторитетна сегодня? Собираете ли вы книги этой серии? С этими вопросами "Прагматика культуры" обратилась к своим респондентам. Итак, является ли сегодня серия ЖЗЛ настоящим книжным брендом?
2 декабря, пятница
Лариса Роткина редактор художественно-документальных книг.
ЖЗЛ - это серия, которая уже долго живет и, я уверена, будет жить еще долго. Просто потому, что замечательные люди не переводятся. Может быть, какие-то книги сегодня нужно переиздать, так как открылись новые факты и на многое изменилась точка зрения. Хотя, например, книга Золотусского о Гоголе актуальна и сегодня, хотя ее первое издание вышло уже много лет назад. В свое время я была редактором серии "Пламенные революционеры", но это были все-таки художественно- документальные книги, где был возможен вымысел, а ЖЗЛ этого себе позволить не может, жанр ставит довольно жесткие рамки.
Новинок сереии ЖЗЛ я, к сожалению, не знаю. Но я очень хорошо помню книги Левандовского о героях Французской революции. Это было очень увлекательное чтение.
1 декабря, четверг
Илья Ценципер, главный редактор журнала "Афиша":
- Если вы приходите в западный магазин, то, как правило, характерный дизайн бывает у книжных серий или у определенных авторов. Это как логотип. У нас иногда происходит то же самое, например, книги Стивена Кинга - мы все знаем, как они выглядят. Но подавляющее большинство писателей так не делает. В России весь маркетинг основан на том, что в рамках микросерии издают сначала пару хроших книг, которые должны быть своеобразным паровозом, а потом под этой обложкой выпускают уже не такую качественную продукцию. Потом серия умирает, и начинается все сначала.
Что касается ЖЗЛ, то, может быть, для кого-нибудь это и бренд, но не для меня. У меня еще с советских времен от этой серии остались странные воспоминания, биографии каких-то наркомов, революционеров... И, кроме того, когда я вижу книги этой серии в магазине, то никогда не могу понять - это новая биография, или она была написана в каком-нибудь 1962 году?
30 ноября, среда
Владимир Сорокин, писатель:
- ЖЗЛ - это хорошая традиция, хотя в условиях советской цензуры многие книги были достаточно убогими. Сейчас эту серию можно сделать по-настоящему актуальной, потому что сама идея себя не изжила. Но я, честно говоря, уже лет двадцать не брал в руки ЖЗЛовские книжки. Мне сейчас пятьдесят, и чужие биографии уже не так интересны. Видимо, достаточно того, что я прочитал раньше. Но для молодых людей, для школьников и студентов, эта серия может быть очень важной. Вообще я бы предложил издательству изменить и дизайн, и формат, и продавать биографии тематическими блоками (цари, писатели, философы и проч.). Хотя, надо сказать, что сама идея серийности меня не очень трогает. В Германии я, например, видел так называемую "Библиотеку Гюнтера Грасса", но у меня как у читателя это не вызвало энтузиазма.
29 ноября, вторник
Наталья Баранова, старший научный редактор (издательства "Политиздат", "Мысль" и др):
- Безусловно, ЖЗЛ - это бренд, хотя, надо сказать, что сегодня эту серию я не читаю, поскольку книги стоят довольно дорого. В свое время меня потрясла биография Чаадаева, написанная Лебедевым. Кроме того, я помню, с каким интересом читала книгу об Алексее Толстом. Я прочла очень много ЖЗЛ-овских биографий. Мне кажется, это марка, которая будет жить всегда. Могут меняться представления о тех "героях", которые достойны этой серии, но читательский интерес к жизни замечательных людей не пройдет. Я бы обязательно издала книгу о Бродском.
28 ноября, понедельник
Катя Метелица, писательница:
- ЖЗЛ - это объективно бренд, в этой серии, как мне кажется, издаются только отфильтрованные биографии. Лично я за последнее время книг этой серии не покупала. Может быть, просто потому, что я не очень люблю познавательное чтение и мне не близка историческая тема. Из современных книжных серий я могу выделить так называемую "Библиотеку Борхеса". Кстати, повторить этот проект у нас не удалось: детективы "от Бориса Акунина" - это слабая серия, создается впечатление, что тексты выбирает кто-то другой и что просто поставили имя известного писателя. Еще я могу вспомнить серию "Золотая рамочка" - это детские приключенческие книги.