будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Кинотавр
Июнь 20, 2025
Культура
Клейн Леонид

Возможность "Острова"

Гламур, конечно, был. Была вечная «звездная дорожка», по которой дежурно прошли главные киношные персонажи, был загорелый Федор Бондарчук, который вел церемонию открытия, были красивые длинные платья, были и короткие - у обладательниц красивых длинных ног, был переполненный зал «Зимнего театра», реклама «Martini», Говорухин с трубкой и Александр Розенбаум (тоже, кажется, с трубкой).

Была и торжественная часть. Бодрый Михаил Швыдкой прочел приветствие президента и напомнил присутствующим, что в 90-ые годы в Сочи приезжали, чтобы «пощупать друг друга и убедиться, что российский кинематограф еще жив». «Тогда в год снимали от силы 9 фильмов, а сегодня в производстве находится более 140 картин», - сказал министр. Ему вторили организаторы фестиваля Александр Роднянский и Игорь Толстунов, рассказавшие о программе открывающегося «Кинотавра»: 122 показа, 30 премьер, 12 различных программ, полторы тысячи гостей… Поднявшийся на сцену губернатор Кубани Ткачев  говорил, что кино – это, конечно, хорошо, но вот летняя Олимпиада в Сочи в 2014 году – еще лучше и что для этого «нам всем надо крепко постараться». А вот Станислав Говорухин уже, по-видимому, перестарался. Так, во всяком случае, решили устроители «Кинотавра», вручившие маэстро специальный приз за вклад в отечественный кинематограф. Знаменитый режиссер то ли грустно, то ли кокетливо заметил: «Я надеюсь, что эту награду мне вручили не только за выслугу лет».

Публике представили жюри (председатель Рустам Ибрагимбеков) и показали нарезку из 15 конкурсных фильмов. Пока на экране мелькали кадры  «настоящего российского кино» (девиз «Кинотавра» построен на игре слов - "Настоящее российского кино"), на сцене разыгрывалась пантомима. Люди в черном, в костюмах  Бэтмена, лазили по проволочному конусу, под котором находился символ фестиваля – золотой шар. В конце концов, конус был разобран, а шар выпушен на свободу. Очень мило и символично. И очень торжественно.

Но, странным образом, не гламур и не официальная часть стали главными на церемонии открытия. Все началось с песни Земфиры, сразу задавшей серьезный тон  мероприятию.  Безумно популярная, но довольно редко выступающая перед публикой певица исполнила композицию из своего последнего альбома «Вендетта». «Здравствуй, небо, море, облака…» Понятно, что Сочи – это и море, и небо, и – судя по прогнозу – еще и облака, но мало ли у нас исполнителей, всегда готовых спеть что-нибудь пейзажно-лирическое? А выбрали именно Земфиру. Неправильную, неудобную, настоящую. «Девочка-скандал» бросила публике свою знаменитую строчку про то, что «этот город наполнен деньгами и проститутками», и удалилась.

После окончания церемонии был показан «Остров» Павла Лунгина. И торжественность мгновенно улетучилась.

Потому что картина рассказывает о жизни монаха, который всю жизнь пытается искупить страшный грех – когда-то, в 1942 году, он струсил и, спасая себе жизнь, выстрелил в своего…

Потому что главную роль играет гениальный Петр Мамонов, трагическое лицедейство которого высвечивает глубокую и искреннюю веру.

Потому что текст фильма процентов на тридцать состоит из молитв, и совершенно непонятно, как Лунгину удалось сделать так, чтобы многократно повторяющиеся слова «…и дух прав обнови во утробе моей» звучали не напыщенно, не пошло, не фальшиво.

Потому что в картине нет захватывающего сюжета, очень мало героев, и  большинство из них – монахи. Зал же сидел как будто пристыженный, и почти никто не вышел во время показа.

Потому что фильм о бесприютности жизни, о грехе и о вере, о смерти и о Боге. И еще – о православном христианстве. И рассказать о нем без вечного воя про русскую идею, без неофитской истерии или гордой самоуверенности в обладании истиной – уже немало.

Потому что после просмотра фильма отчетливо понимаешь, что отношения современной культуры с религией сложнее «Кода да Винчи». Что помимо различной дешевки и рыночного раскручивания скандальной темы есть настоящая вера, есть «возможность «Острова», которой всегда можно воспользоваться.

Потому что после окончания сеанса несколько неловко идти на пляж, где модная тусовка, выпивая и закусывая, празднует открытие семнадцатого «Кинотавра». 

Клейн Леонид
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).