будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 13, 2025
Культура
Левкин Андрей

Времена арт-партизан

Времена арт-партизан
zaf.gif
Фото: Андрей Левкин

Не так давно произошла печальная история: закрылись, то есть - перепрофилировались сразу три галереи "Винзавода". В Полит.ру по этому поводу говорится в обзоре Дианы Мачулиной, но хочется еще раз подергать ситуацию - чтобы перевести это дело в политическую историю, разумеется. 

Итак, галереи Марата Гельмана ("М&Ю Гельман"), Айдан Салаховой ("Айдан") и Елены Селиной (XL) разом заявили о своем закрытии. Главная мысль (она же объяснение) состояла в том, что арт-рынок в России не сложился. Это, безусловно, правда. Ну, закрылись – значит, не сложился. Но почему он не сложился? Кажется, есть одно объяснение, которое настолько просто, что и не упоминается. Но о нем, конечно, в конце. Кроме этого в самой истории еще много любопытного.

Например, все три закрываются по разным поводам. Из обзора Мачулиной можно узнать, что Селина в принципе галерею сохраняет, только будет делать "необходимый международный минимум – 4 проекта в год", причем директором станет ее постоянный партнер С.Хрипун. Сама Селина реанимирует "XL projects", который будет заниматься тем же, что галерея, но - будет некоммерческий. Потому что - по их подсчетам - содержание галереи стоит $400 тысяч в год, без спонсоров их не отбить, а спонсоры не идут, считая, что галерея как минимум умеет себя обеспечить.

Причем, тут же появилась новость о том, что Е.Батурина появится на Неделе дизайна в Милане с проектом BE OPEN, в который собирается вложить $100 млн. В частности, упоминается экспозиция работ Кориной, Косолапова, Булдакова, Шеховцова и "Электробутика" (Чернышев и Шульгин). А куратором да, будет Селина.

Зачем Батурина этим занялась – понятно, искусство имиджу полезно (не в России), то да сё. Соответственно, это может повлиять на приоритеты других участников арт-процесса (ну вот Селиной). Тут, между тем, интересное совпадение: перед тем как три галереи с "Винзавода" объявили о перепрофилировании, Софья Троценко тоже как бы оттуда ушла - в правительство Москвы. Ну, а городской культурой там сейчас ведает Сергей Капков.

Смысл данной фотографии в том, чтобы конкретно предъявить настроение эстетического томления на территории "Винзавода" и, таким образом, купировать тревогу по поводу дальнейшего существования этого центра искусств.

Салахова тоже оставляет себе точку на "Винзаводе" – в качестве своей мастерской, как утверждается. Эта несколько странная честь обусловлена тем, что Салахова решила превратить себя в аттракцион: говорят, с вечера пятницы и до вечера воскресенья посетители смогут глядеть, как она работает в качестве художника. В той же мастерской она собирается доучивать своих студентов из Суриковского института. Словом, тоже вполне общекультурный проект по профилю деятельности того же Капкова. При этом ясно, что ни о каком прямом госфинансировании речи нет. В каждом из случаев все будут устраиваться по-разному.

У Гельмана тоже свое преобразование, но о разговоре с ним – чуть позже. Пока уже требуются некоторые общие рассуждения. Итак, постановлено, что современное искусство в России обломалось как рынок. Его определенная востребованность на Западе (а там выставляются, так или иначе) не в счет, речь о том, что внутри: печаль. Да, тут же история еще одного проекта: "Гаража" Дарьи Жуковой. Он сейчас закрылся – чтобы, вроде, преобразоваться в Фонд и перебраться фактически к Капкову, в парк Культуры. Ну, тут понятнее, Капков – человек Абрамовича исторически, даже на Чукотке с ним работал, ровно по культурно-массовым проектам. Но что имеется в виду под новым проектом – не очень понятно.

Зато понятно, что тут как-то так все закрутилось вместе, что непременно что-нибудь да произойдет. Ну, это не так, что все пропало. Кроме того, в этом коллективном закрытии есть же логика: закрывались бы галереи по одной – это были бы три лузера друг за дружкой, а вот когда сразу все три – это, пожалуй, какая-то новая ситуация. И никто тут не лузер, а наоборот – потому что смена ситуации требует свежих решений, а тогда эти люди как раз в теме.

Но публичная печаль все равно знаковая: вот, не сработало современное искусство в России, не создало себе рынок! А виной всему – коллекционеры, которые не возникли среди представителей выше-среднего (и среднего) классов. Но, с другой-то стороны, дело же и в том, что сложно же купить перфоманс или акцию, нет? Вот даже простенькая выставка Пахома у Гельмана (уж и не знаю, в каком статусе – то ли как еще галереи, то ли как уже центра).

В сумме выглядит внушительно, но это ж все-таки типа интерьерная акция - и не распродавать же эти лубочные дощечки по одной? Но и не продашь же все это помещение с работой? Как однажды искусство в России занялось чем-то не вполне материальным, а потом и - общественно-социальным, так им все и занимается, а что тут делать галереям?

Побочная тема: факт закрытия трех галерей был очень простодушно воспринят эмоциональными деятелями искусств, давно не согласными с тем, как все происходит на свете. М.Кантор по случаю даже объявил всех российских кураторов виновниками уничтожения всего российского искусства:
"Белые комиссары (он сравнивает с "красными комиссарами" – большевиками) 80х принесли русскому искусству еще больше зла. Это были тридцатилетние пролазы, невежды, наглецы, функционеры кружка, пионеры эпохи лизания задницы Западу. Задачей (открыто провозглашенной) было войти в систему рынка искусства. Тогда бытовало убеждение, что рынок двигает искусство… Они стали называть себя "кураторами" - миссия продавца-пропагандиста, то есть посредника между капиталистом и художником. Как некогда красные комиссары были посредниками между пролетариатом и художником (понимают ли твое искусство массы?), так белые комиссары стали посредниками между ворами и западными воротилами и отечественными мастерами (а продается ли твое искусство?). Новые комиссары были людьми морально неполноценными и не очень грамотными. Но бешено активными… И вот эта дрянь распорядилась русским искусством - всем гигантским наследием".

Данная цитата приведена затем, чтобы продемонстрировать на практике, какие страсти имеются вокруг современного искусства и к каким выводам приходят их авторы. Конечно, думать о том, почему люди, занимающиеся свежим искусством, должны были заниматься и всем "наследием" и как уж именно они его ликвидировали – лишнее. Тем более, нет смысла иметь в виду, что кураторы, собственно, сейчас и предъявляют художества – хорошо это или плохо. Тем более, что так повсюду в мире на Западе – а у России должна быть своя дорога. И да, она и в самом деле есть, но про это чуть позже.

Самое любопытное, что Гельман с этим всем как-то даже и согласен, если стратегически. По его версии, дела получили такой оборот, что тот, кто не занимается политическим активизмом в художественной форме – тот теперь и не художник. Причем, если при таких раскладах кто-то вдруг будет делать другое искусство - тот, значит, автоматически сделается каким-то коллаборационистом и, в любом случае, выпадет из тренда. То есть, уже и по этому факту перестанет быть современным.

Тут я его спросил о том, как долго такое интересное положение искусства – имея в виду его место в авангарде прогрессивного российского человечества - будет продолжаться. Он считает, что года четыре, до следующих выборов. Как минимум, или уж не минимум, - не помню. Сам он поступит просто и перепрофилирует галерею в выставочный центр для своих региональных проектов. Собственно,  не очень понимаю, в чем тут будет разница, что ли принципиально работы не будут продавать? Сейчас у него три региональных проекта в разной степени развития – Пермь, Краснодар, Новосибирск. Все они, естественно, проблемные , но людей оттуда он в Москву вывозить и станет. Причем, по его словам, там есть серьезные художники, то есть – имеется в виду не гуманитарная помощь регионам. Разумеется, никакого общефедерального госфинансирования, он отказался заниматься общей культурной программой в Большом правительстве при Медведеве, будет работать на конкретных отношениях с регионами.

Но это его частные дела, а ситуация и в самом деле получает временную завершенность: не до искусства теперь, отечество типа в опасности, а тогда искусством может быть только то, что выполняет некую социальную функцию. Причем, это ж тут Марат не так, чтобы сообщал о том, как теперь устроена жизнь, а прикидывал возможность именно такого (художественного) отношения к реальности. То есть, не политическая стратегия как таковая, а тоже, по сути, арт-проект. Вполне абсурдистский: все художники, как один (а кто нет – тот не артист) занимаются авангардным раскручиванием российской политики в сторону модернизации. Ну, с другой-то стороны, больше ведь и некому.

Данная фотография как бы сообщает, что - несмотря на имеющиеся проблемы - креативное творчество продолжает привлекать к себе авторов.

Но что-то тут не сходится. Все, вроде логично, но несколько фантастически. Значит, то ли что-то лишнее, то ли чего-то не хватает. А вот где чего-то не хватает: главная тема все время в том, что рынок не возник потому, что противные коллекционеры не озаботились. Старые богатые все поразъехались, а новые бизнесмены, которые еще и чиновники, предпочитают не светиться. Вроде бы, наивность, но еще и И.Бакштейн с какой-то радости раскрыл тему изданию "Взгляд" в том же духе, но шире:
"Один из трех упомянутых вами галеристов сказал мне, что в какой-то момент подсчитал количество клиентов, с которыми работал с 1996 года, и, проанализировав этот список, пришел к выводу, что 80% этих людей больше не живут в Москве. То есть они куда-то уехали, в другие города и страны. Кроме того, наши соотечественники, особенно те, кто живет за пределами страны, не поддерживают русское искусство, особенно современное…
Те из них, кто переезжает за границу, если и продолжают коллекционировать, то начинают собирать искусство стран, в которых живут, либо вообще отдают предпочтение работам, представленным на интернациональном рынке. Нет такого феномена, как поддержка современного российского искусства. Эта ситуация сложилась по ряду серьезных причин – отчасти, возможно, по причине отсутствия в России развитого гражданского общества".

"Взгляд", разумеется, вынес в подзаголовок вот это: "Наши соотечественники, особенно те, кто живет за пределами страны, не поддерживают русское искусство, особенно современное". Ну и как тут без политики?

Ну и простое-очевидное объяснение всей этой катавасии, анонсированное в начале. Ладно, нет коллекционеров - так они же только часть рынка, не слишком большая. А если поглядеть на любые публичные пространства в мире – они вполне заполнены произведениями современного искусства, притом – вполне приличного. Вот, что под рукой, то есть, в телефоне - Чикаго.

Ну да, Миро поставили в 1981-ом, Пикассо еще раньше – в 67-ом. Собственно, об этом и речь – что уже давно и привычно. В трех кварталах от них Калдер – 1974-го. Там их в даунтауне много.  

Это же современное искусство в громадных количествах имеется и во всех общественных помещениях. Даже и в гостиницах, не говоря уже о домах граждан. То есть, рынок – громадный, какие ж тут коллекционеры, которые решают всё. Дело просто в том, какие визуальные предпочтения имеются в такой-то стране в данное время.

А эти склонности легко осознать, если и не прямо в быту (там уже глаз замылен), так, для наглядности, по особняку Брынцалова, который не частный эпатаж, а система. Можно набрать в гугле хоть" путин дворец", хоть "рублевка дома", чтобы в этом уже никогда не сомневаться. Тут просто конкретное стилистическое расхождение предложения и спроса. Все логично: какой же тогда тут рынок современного арта? Конечно, только борьба за что-нибудь прогрессивное. И да, разумеется, лучше бы рассматривать ее не как героическую борьбу по организации площадки для будущих поколений (они ж – художники - увянут, узнав о такой своей роли), но как самостоятельный арт-проект, а если и не без трэша - так и это ничего. Заодно тогда будет шанс не утратить навыки художественного интерпретирования всего подряд. Одновременно надеясь, что в это же время кто-то занимается и чем-нибудь более вменяемым - хотя бы, чтобы отрасль подстраховать.

Фотографии - автора (увы, мобилка)

Левкин Андрей
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).