будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Культура

Время распада

Время распада
mirzoev_1
Владимир Мирзоев. Источник: фото из архива режиссера

Владимир Мирзоев представил публике очень необычный фильм. Его новая работа – «Борис Годунов» — это классический пушкинский текст, вложенный в уста нынешних российских чиновников. В интервью «Полит.ру» режиссер рассказал, что привело его к высказываниям на актуальные темы. Беседовал Ян Шенкман.

Владимир Владимирович, у вас ведь репутация законченного эстета. При этом вы очень политизированы. Настолько, что даже подписали известное письмо «Путин должен уйти». Ставите классику - Гоголя, Мольера. Но так выворачиваете их, что даже у привычных людей глаза на лоб лезут. Не человек, а какой-то узел противоречий. При этом - один из самых популярных режиссеров страны.

Знаете, когда Шекспир сказал: «весь мир — театр», он вряд ли имел в виду, что все кривляются. Просто жизнь драматургична, моя в том числе. Сказать, почему я против однопартийной системы? Причем независимо от того, какая партия будет рулить: КПСС, «Единая Россия» или даже «Партия народной свободы».

Однопартийная система смертельно скучна, она не художественна. Политика сразу превращается в банальное, вязкое нечто. Затем в этом болоте гибнет экономика, этика, эстетика.

Наверное, приятно захватить колоссальные куски собственности и прорычать: «Теперь это наше, никого не пустим!» Ну, а дальше что? Томление духа и безуспешные попытки развлечься. По-моему, гораздо интереснее конкурентная среда, когда есть драйв, когда можно соревноваться, совершенствуя себя – свой ум, честь и совесть. В этом есть игра, драматургия. Мне странно, что Путин, будучи спортсменом, не допускает мысли о честном соревновании. Монополия не только лишена интриги, сюжета – это еще и не спортивно.

Да ладно, что вы пристали к Путину? Между прочим, вы Госпремию получили из его рук.

Было дело. В 2001 году за «Сирано», в Кремле.

Слушайте, а ведь эти премиальные процедуры тоже кто-то, наверно, ставит.

Поставлено было незатейливо, но со вкусом. Большой, красивый, белый зал. Входит Путин, лёгкий грим на лице. Люди подходят по одному, принимают медаль в коробочке, в момент рукопожатия с президентом их фотографируют. Все человечно, пафос умеренный. Атмосфера, располагающая к светскому общению, поэтому очень естественно после этого всплывает шампанское, небольшой фуршет, дружеский обмен любезностями.

Видите, как мило. А вы хотите, чтоб он ушел.

Когда человек долго остается во власти, с ним происходят известные метаморфозы, это неизбежно и грустно. Не только Путин, кто угодно, любой высший чиновник – мутант. Мы об этом и снимали «Бориса Годунова». Все просто: классический пушкинский текст, разыгранный в декорациях современной Москвы. Просто удивительно, до какой степени ничего не меняется. От Пушкина до нас 200 лет, и от Пушкина до Годунова столько же. Вроде бы всё другое, а всё то же самое. Заколдованное место наше отечество. Ни одна проблема не решена. Вопрос о легитимности власти, отчуждение народа от элиты, конфликты внутри кремлевских башен. Ходим по кругу, как лунатики.

В России власть – что-то вроде мифического Кольца Всевластия, род проклятия.

Я наблюдал, как начальники средней руки мутировали в считанные годы, а вы говорите «Путин». Хотя на поверхности всё элементарно: правитель изолирован от общества, от обычных людей и ситуаций, ездит в бронированных машинах, живет в резиденциях, вокруг - слуги и холопы, жополизы разных мастей. Можно тут остаться нормальным человеком, даже если у тебя бронебойная психика?

Ну, среди ваших персонажей нормальных вообще немного. К середине спектакля они, как правило, впадают в транс и начинают произносить нечленораздельные реплики, как Хлестаков, которого у вас блестяще сыграл Суханов. Нечто подобное я читал в рассказе Владимира Сорокина «Заседание завкома». Когда у него там на заседании вдруг начинается белиберда, крики, танцы. Все выходит из-под контроля, разум подменяется инстинктами. По-моему, ваш театр об этом.

Об этом тоже. Мы живем в такой период, когда вектор истории всё время меняется. Во всяком случае, многим так кажется. Люди сбиты с толку, теряют нить. Как политическая нация мы переживаем пубертат, полураспад империи.

Республика нуждается во взрослых, ответственных элитах. А где их взять, если по-прежнему работает совковый негативный отбор? Прежняя система ценностей рассыпалась в прах, новая — младенчески уязвима.

В этом абсурд нашего положения… Вроде бы все в порядке, только земля горит под ногами, нечем дышать, миллионы людей уезжают, капиталы убегают, гремят взрывы. Деревья стоят на месте, но почему-то они выглядят, как стекло. Это совершенно другой пейзаж, почему-то он стал стеклянным. В следующий момент то ли рассыплется, то ли вдруг поплывет. Ледяные деревья растают и начнется потоп, который унесет нас за море-океан, к американцам. Происходит что-то невообразимое, чудесное, страшное.

Мы видим, как умирает страна. Надеюсь, она умирает, чтобы родиться заново.

Ни разу не видел у вас в спектаклях, как рождается новое. Распад вы показываете мастерски. А с воскрешеньем почему-то проблемы.

О воскрешении можно лишь догадываться, верить в него. А распад я наблюдаю всю сознательную жизнь. Мое поколение – и свидетель, и участник этого распада. Уже в восьмидесятых было ясно, что форма рассталась с содержанием, как душа с телом. Были фальшивые ритуалы, пустые слова, которые произносятся вновь и вновь. Но содержание улетучилось.

Какую жизнь вы вели в те годы?

Мне удалось устроиться вполне нонконформистски. Я не хотел заниматься режиссурой под присмотром Большого брата и до начала Перестройки не делал никаких шагов в этом направлении. Зарабатывал как свободный журналист. Брал интервью, связанные с театром, писал аннотации. Это скудный хлеб, но жить было можно. Несколько лет служил редактором в журнале «Советский театр». Неплохая работа. Не критика, когда нужно кого-то ругать или, наоборот, отчаянно хвалить - скорее культурология, разговор о театре как таковом.

Есть один ни с чем не сообразный факт в вашей биографии. Вы ведь чуть не стали дефектологом в свое время.

Это сильно сказано. Я отучился на факультете дефектологии в МГПИ меньше года. Так вышло более или менее случайно. Меня интересовали естественные науки. Нелишне для гуманитария понимать, как устроен человек, правда? К тому же я пацифист - бегал от армии. И вот, не поступив на актерский факультет в Щукинское, подался в пединститут. Когда поступал, уже знал, что не буду заканчивать. И актера из меня тоже не вышло. У меня и тогда был сильный ринит. Слышите, я в нос говорю? Актеру с таким речевым аппаратом путь на сцену закрыт. Наверное, можно было что-то предпринять, прооперироваться, но, видать, мечта была не такой силы, чтоб ложиться под нож. Меня интересовала режиссура, и этому я посвятил свое время. А потом был ГИТИС. Параллельно шла неофициальная театральная жизнь, очень интересная, бурная. Была компания людей, нацеленных на эксперимент. Мы называли себя «Карнавальный театр». К контакту со зрителем особо не стремились, это была в чистом виде лабораторная работа. Все наши опыты крутились вокруг книги Бахтина о смеховой культуре Средневековья и Возрождения. Театр на открытом воздухе, провокации, акционизм… Сегодня, если бы я был молодым и агрессивным, я бы, наверное, участвовал в акциях таких групп, как «Война». Нас интересовал хэппенинг, интерактивный театр – предвестник Интернета. Были в наших опытах элементы психодрамы, медитативные техники. Мы искали, бродили в лесу наощупь.

А из кого состояла труппа?

В основном это были студенты университета. Филологи, искусствоведы, историки. Компания очень пёстрая. Позже, когда я прибился к собственно театральному делу, этот базовый принцип – живые взаимоотношения со средой, с партнёрами – остался. Вообще желание работать в группе и ощущение группы как коллективного автора – это главное, что тогда вошло в мою кровь. Я до сих пор на том стою,

не понимаю режиссеров, которые используют силовые методы: давление на психику, крик, манипуляцию.

Известно, что Любимов неутомимо орал на своих актеров. Вячеслав Спесивцев, его ученик, бросался стульями в девочек. Это была какая-то жуть. Про Спесивцева говорю со знанием дела - я был у него в театре и ушел. Вернее, вынужден был уйти, когда мы с друзьями решили выпускать газету. После первого же заседания редколлегии меня и выгнали. Это было воспринято как диссидентство. Газета, где могут появиться нелицеприятные мнения холопов о Хозяине! Караул! Революция!.. Я признателен этой студии как временному пристанищу, у меня даже есть лёгкая ностальгия. Однако из песни слов не выкинешь. Режиссер! Творец! - орет, выпучив глаза, как зарезанный… Олимпиец - в любой момент может по голове молнией зафигачить, растерзать, разорвать… Все это теперь выглядит совершенно чудовищно.

Авторитарная модель категорически не работает ни в большом социуме, ни в малом, театральном.

Главное, что может предложить миру театр, кроме собственно спектаклей, — принцип сотворчества, взаимного уважения людей, которые занимаются интересным делом. Если бы такая атмосфера возникла во всей стране, люди бы не пили так страшно, не кололись, не уезжали - им было бы, зачем жить.

Общепризнанно, что с литературой последние двадцать лет у нас дело обстоит очень средне. С кино – откровенно плохо. Про изящные искусства не говорю. И только театр по непонятной причине не теряет спортивной формы. «Кинотавр» ужасает, «Букер» вызывает чувство стыда, и только «Золотую маску» из года в год дают вполне приличным спектаклям. Чем это объяснить, как вы думаете?

В первую очередь, это успех классики. Два моих самых сильных впечатления за последнее время — «Дядя Ваня» Римаса Туминаса в театре Вахтангова и «Царство отца и сына» в театре Моссовета режиссера Еремина (компиляция пьес А.К. Толстого). В обоих случаях – вроде бы замшелая классика, но какое мощное созвучие и сочувствие нашему времени. Обратите внимание, что современной драматургии на больших сценах почти нет. Она обретается где-то в маргиналиях, на малых площадках. В кино тоже бум экранизаций, а огромную долю книжного рынка занимают переиздания.

Найти новые слова, отреагировать на реальность честно и непосредственно - очень трудно. Легче цитировать проверенные и просеянные в поколениях тексты. В том-то и штука, что нынешняя реальность не обрела еще языка. Она не поддается адекватному описанию. Народ прячет от себя правду – она слишком болезненна, а травмы ХХ века слишком глубоки.

Имитировать стиль не проблема, а вот если по-настоящему… Смыслы ускользают, пейзаж меняется быстрее, чем мы успеваем что-то сказать. Поэтому мои коллеги либо ставят классику, апеллируя к вечному, либо занимаются документалистикой, как это делают в «Театре.док». Возникли два полюса, а середина пуста, мейнстрима нет. Как и серьёзной рефлексии. В девяностые тоже было неясно, что с этим делать. Драматурги обижались на театры, театры пытались ставить молодых, разводя матерок в гомеопатических дозах, но морщились и отступали, понимая, что все это не то, не очень работает. В итоге произошел развод.

Новая драма замкнулась в своем кругу и делает то, что считает нужным. А большой театральный пароход поплыл дальше с теми пассажирами, которые на нем остались.

У меня другая версия. По-моему, театр выжил потому, что там нет больших денег, в отличие от кино и книгоиздания. Как только появляются деньги, кончается искусство и начинается сугубое производство.

Это только кажется, что в театре нет денег. Сборы, конечно, меньше, чем в кино, просто за счет того, что меньше аудитория. Но воруют, поверьте, с не меньшим энтузиазмом. Если вся страна ворует, почему театр должен быть приятным исключением? Наверное, нефтяникам эти масштабы покажутся скромными, но директор театра имеет все шансы урвать у судьбы свой первый миллион долларов.

А казалось бы, билеты стоят не очень дорого…

Кассу никто не взламывает, что вы. Хотя есть возможность и на билетах заработать с помощью спекулянтов. Например, часть билетов отдавать в нужные руки. Их будут перепродавать по высоким ценам и делиться с директором прибылью. Плюс помещения, которые сдаются в аренду. Плюс откаты за размещение заказов на декорации и костюмы. С нефтянкой это не сравнить, но коррупции ничуть не меньше… Самая ужасная модель театра – это репертуарный гроб с музыкой, с коррумпированной дирекцией и бесправными марионетками-актерами.

А альтернатива какая?

Альтернативы, к сожалению, нет. Потому что антреприза, как правило, еще хуже. Она имеет тенденцию превращать театр в циничный и безвкусный бизнес. Какое-то время мне казалось, что альтернативой может стать копродукция. Это когда есть продюсер, он вкладывает деньги, но при этом трудовой коллектив тоже участвует в прибыли. Что-то вроде кооператива. Неплохая история. Но прошёл слух, что копродукцию хотят законодательно запретить.

Видимо, чиновники нервничают - кто-то проносит лакомые куски мимо их носа.

Вы много лет ставите в разных местах, то в Ленкоме, то в Станиславского, то в Вахтангова. Кочуете, как цыган. Отчего не сделать свой театр?

Как? Научите меня.

Ну, сделал же Сергей Женовач…

У Женовача есть патрон – некто г-н Гордеев, член Совета Федерации. Человек, который построил колоссальный бизнес-центр на Таганке, перестроив бывшую фабрику купца Алексеева (то есть Станиславского), обустроил театрик и сказал: пожалуйте, друзья, работайте в своё удовольствие. В моей жизни такого персонажа нет, к сожалению. Конечно, этот театр — не частная собственность Сергея Женовача, он там в гостях. Театр как частное предприятие – это сегодня утопия.

Не понимаю. Спектакли идут непрерывной чередой, зал полный…

Затраты на спектакль окупить можно, можно даже получить прибыль. Средний бюджет спектакля сегодня - тысяч сто пятьдесят долларов. А аншлаг — условно говоря, шестьсот тысяч рублей. Двадцать тысяч долларов. Значит, где-то с третьего месяца идет чистая прибыль. Неплохо выглядит, правда? Но это при условии, что государство содержит довольно большое здание, оплачивает труд всего коллектива, платит за электричество и так далее. Без дотаций не выжить.

Кстати, у вас ведь был свой театр. Двадцать лет назад, в Канаде. Там с этим проще?

Театральная компания, если быть точным, а не театр. И все-таки мы получали гранты. То есть скорее - нон-профит организейшн, чем бизнес. Там тоже всё было непросто. Особенно если учесть, что я приехал в Канаду, не зная английского. У меня была договоренность, я считал, что, приехав в Торонто, сразу начну ставить спектакли. Вышло иначе. Мне было 35 лет, я был зрелым человеком с интересной профессией. А оказался беспомощным ребенком, которому нужно заново учиться понимать, говорить, ориентироваться в реальности. Настоящее экзистенциальное приключение.

Первое время пришлось туго. Был период, когда я малярил, торговал хот-догами, мороженым. Четыре канадских года дали мне колоссально много. Человеку, чтобы созреть, нужно оказаться внутри драмы. Сложные обстоятельства не обязательно разрушают. Могут сломать, а могут отстроить твоё нутро. Я понял, что пропасть в этом мире трудно, почти невозможно. Нужно сильно захотеть. Мир, сочинённый Творцом, гармоничен - помощь приходит всегда, особенно в острых ситуациях.

И еще одно, очень важное. Когда у меня оборвались все связи с Россией, я очень скоро понял: культурный код сродни генетическому, человек способен воспроизводить его в любых условиях. Космическая сила культуры невероятна.

Вся эта риторика, что Запад дурно на нас влияет, разрушает российскую идентичность, что мигранты замутняют чистоту нашей высокоразвитой цивилизации, - это фигня полная, люди не понимают, о чём говорят. Культура — такая мощь, какая никакой природе не снилась.

Тем более - русская культура, выжившая при татарах, при Грозном, при Петре да при Сталине – она супермощная. Эти всхлипы просто смешны. Возможно, если бы я не пожил за границей, я бы им сочувствовал.

А как вы относитесь к лимоновской идее «другой России»? Дескать, пора строить Россию в другом месте, раз уж тут не получается ничего путного. Где угодно, в Казахстане, в Украине, в Америке. И будут две России. Одна для тех, кого устраивает эта - с ее начальниками, с ее косностью, - а вторая для тех, кто хочет нормально жить.

Идея мне нравится. Она утопическая, но нравится. Только зачем в Казахстане? Россия что, маленькая? Я не понимаю, как при таком количестве земли, при гигантской территории мы не даем друг другу жить. Одни, отгородившись шестиметровыми заборами, трясутся от страха. Другие трясутся от злости и зависти. Это маразм какой-то. Мы все друг у друга на голове сидим и не даем дышать. Почему мы не можем устроиться, кто как хочет? Вот вам пример из жизни другой страны. Техас от Калифорнии очень близко. Но в этих штатах живут люди настолько разные и настолько по-разному… Техасец, оказавшись в Лос-Анджелесе и глядя на гомосексуальную комьюнити, фланирующую по даун-тауну, думаю, просто сделает себе харакири. С другой стороны, зачем ему туда ходить и расстраиваться?..

Я не претендую на то, чтобы депутаты «Единой России» видели мир так же, как я. Но почему они могут мне навязывать свои представления о прекрасном? С какой стати?

Хотите жить в стране победившего Чичикова? Живите в ней. А я хочу жить в другой. Но только в России, а не в Калифорнии. Тут такое количество комнат и телевизоров, что мы могли бы спокойно разойтись по углам и веками не встречаться.

Тем не менее, все друг у друга отнимают пульт и орут с пеной у рта: «Мы будем смотреть хоккей!» А я хочу смотреть «кино не для всех» - хоккей, по-моему, скучнейшая игра. Может, хватит самоутверждаться за чужой счет? Да еще так зверски…

Ваш последний спектакль как раз о природе агрессии. А критики пошли еще дальше. Они в один голос называют вашу «Принцессу Ивонну» антифашистской. Нет ли здесь перехлеста? Зачем привязывать сказку о сумасбродном принце и юродивой принцессе к фашизму-антифашизму?

Вы же понимаете, что пьеса, написанная в 1938-м в Европе, так или иначе пропитана атмосферой фашизма. Как отравленное пирожное. По эстетике это сродни Шварцу, его «Дракону», например. Такая сказка для взрослых, достаточно смешная и ядовитая. Комедия, но и философская притча тоже. Гомбрович действительно говорит о фашизме, но не в политическом аспекте, а скорее в психоаналитическом. Речь о том, как в человеке рождается жажда уничтожения Другого. Почему Другой становится его проблемой? Как незаметно сапиенс переступает черту, за которой перестает быть человеком… Хотя еще раз говорю: это комедия. Звучит странно, как если «Преступление и наказание» переписать в виде комического романа.

Вы считаете, это актуальная вещь?

Более чем.

Агрессия разлита в воздухе, люди теряют человеческий облик, а культура перестает быть зеркалом.

Я имею в виду не только оболваненных парней, вышедших в декабре 2010-го на Манежную с фашистскими лозунгами. Но и проклятого до седьмого колена судью Данилкина, который вынес неправедный приговор Ходорковскому и Лебедеву.

Неудачный пример. Судьи — государевы люди, что вы от них хотите? Могут ли они поступать иначе…

Значит, и суд у нас государев. А Конституция марсианская. И Россия отнюдь не республика, а Золотая Орда в европейской упаковке… Ну - откажись, придумай что-нибудь. Скажи, что у тебя аппендицит, воспаление легких. Тут не надо быть великим актёром: «Извините, меня тошнит, я должен полежать дома на кушетке». Если человек добровольно идет на подлость, значит, с ним что-то случилось, что-то непоправимое.

Форм девиантного поведения у наших сограждан множество. Ужасают не только прикормленные судьи и фашиствующие хлопцы. Ужасает и типичный директор театра – кормится гад за счёт актёров и не скрывает своего к ним презрения. Или кинопродюсер, который, урвав кусок бюджетного пирога, тащит его к себе в нору, а потом на жалкие остатки снимает два эпизода и объявляет, что бабки кончились. Как это возможно? Кто допустил? Бессмысленно спрашивать – за всё уплачено. Откатами и заносами. Это же абсурд, нонсенс. Зло, не смущаясь, разрушает нашу страну, а нам хоть бы хны, мы привыкли, считаем фантасмагорию нормой, чуть ли не старой доброй традицией. Чувствуете – мороз по коже?

Владимир Мирзоев родился в 1957 году, режиссер театра и кино. Лауреат Государственной премии России (2001). Окончил режиссерский факультет ГИТИСа. С 1989 по 1994 год работал в Канаде. Снял более 10 фильмов. Ставил спектакли в театре им. Вахтангова, в "Ленкоме", в театре им. Станиславского: "Хлестаков", "Амфитрион", "Сирано де Бержерак", "Коллекция Пинтера". Живет в Москве.

 

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).