будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 14, 2025
Культура
Краев Тихон

Встать на путь успеха, раз-два!

Встать на путь успеха, раз-два!
chalkboard
Иллюстрация: Полит.ру

Это будет текст, посвящающийся началу Нового учебного года в образовательных заведениях Российской федерации. Прежде всего, в  школах — поскольку именно к ним относится непосредственный повод. Повод да, вчерашний, но 1-е сентября-то сегодня.

Итак, Президент России Дмитрий Медведев призвал российских миллиардеров проводить в школах уроки на тему "История жизненного успеха". Вспоминая, как бывали устроены в школах такие внештатные мероприятия (речь же не о регулярном преподавании предмета), то это что-то вроде (наверное, и президент вспомнил) Уроков Мира. Только не обязательно 1 сентября (уже опоздали), а как получится, так и получится. В Актовом зале, для всего школьного коллектива.

Свои слова Д.А.Медведев произнес на заседании комиссии по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политики. "Есть идея: я позову представителей наших крупных предпринимательских кругов, в основном людей, чье состояние начинается, скажем, от миллиарда долларов, и скажу, чтобы все начали преподавать в школах", – согласно Газете.ру. Цитата берется отсюда, потому что на сайте президента пока есть только его вступительное слово и обещание, что полный стенографический отчет будет опубликован.

Президент также выразил уверенность в том, что эта инициатива будет поддержана, в том числе и директорами школ, поскольку "это все "история жизненного успеха"". Ну, надо полагать, гостям будет еще и западло прийти в  школу без гостинцев, так что начинание со всех сторон правильное. И главное, президент ведь по факту ввел новый учебный предмет: "жизненный успех". Что, разумеется, очен важно.

"На самом деле он может быть разным, конечно, и не только воплощаться в деньгах, но это как минимум интересно", – уточнил Д.А.Медведев, чтобы не так уж все про деньги ("он" — это жизненный успех). Да, но а) здесь же не просто о деньгах, а о больших деньгах, то есть даже очень больших и б) он же сам назвал линию отсечения успеха — от $1 млрд. Что-то в этом есть от С.Ю.Полонского ("У кого нет миллиарда, могут идти в жопу"), с которого можно было бы и начать. Ведь "история жизненного успеха" допускает (и даже предполагает) прошедшее время тоже.

Понятно, как общество (часть общества) трактует тему успеха лиц, находящихся за предъявленной линией отсечения: можно посмотреть комментарии к статье в Газете ру. Да примитивно - какими способами, то да сё, праведность-неправедность, роль отношений с государством как с частным лицом , "Как украсть миллиард, чтобы вам за это ничего не было" и прочие банальности такого сорта. Понять можно, но вот зачем же так сразу все сужать? Мало ли как все еще может повернуться. Можно, в конце-то концов, хотя бы раз в жизни не критиковать сразу. Надо дать шанс прогрессу.

Вообще, здесь интересен сам термин "жизненный успех". Им, разумеется, увенчивается нормальный путь к успеху чоткого пацана. Конечно же, такой предмет следует преподавать и официально, потому что по жизни он преподается пусть даже теоретически и практически. Но несколько хаотично. Но важно и другое: в этом предмете мы мы видим ясное сближение низов и верхов, так что этот путь реально осуществляет тему карьерного лифта даже без лифта. Мало того, такой подход говорит о том, что и наверху, и внизу — одна стратегия, вот что. "То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи", - как сообщил Гермес Трисмегист, открывая свой Opus Magnum "Изумрудная скрижаль". Я не скажу, что тут он имел в виду именно "Единую Россию", но что-то в этом совпадении такое есть.

И вот как после всего этого не сказать, что власть не думает о своих гражданах? Возможно, президент даже уверен, что все дети, которым расскажут про это, также станут долларовыми ярдерами. Но, конечно, вот сам этот подход: чтобы сразу про сияющие вершины. Раньше же все больше в таких случаях говорили о среднем классе и даже малом бизнесе. Возможно, президент тут не так, чтобы с пренебрежением относится к этому сегменту, но полагает, что если все ринуться становится Сечиными, то, по крайней мере, палатку с шаурмой в результате получат. Есть сомнение в том, что данных случаях работают схожие методики ходьбы по пути успеха, но это же дети. Им пока надо не условия ведения бизнеса надо рассказывать, а показать живой пример.

По правде, Д.А.Медведев малый и средний бизнес тоже упомянул. Только он считает это не царским делом, поскольку поинтересовался у участников заседания из руководителей учебных заведений, существует ли практика привлечения представителей малого и среднего бизнеса к преподаванию в школах. Пояснив, что речь идет об участии бизнесменов в профориентации учеников. Член Общественной палаты России, директор центра образования "Царицыно" Ефим Рачевский ответил, что такого рода практика существует. Ну, совсем ура.

То есть да, ура, но — пока еще не совсем. В этой прекрасной схеме не хватает одного элемента. Самого важного. Пока нет формата/жанра жития успешного пацана. Потому что какие жития — такие идеалы. Требуется канон. Как в Америке когда-то: в детстве работал чистильщиком обуви на углу Уолл-стрит, разносил пиццу, придумал экологически чистую открывашку для кока-колы, боролся и не сдавался, ну и все получилось. Хотя еще и не вечер. Или даже вечер, но уже и не важно.

Канон жизненного успеха необходим, потому что а) успех внутри одного (данного) государства должен быть типовым и б) нельзя школьникам в разных школах давать разные версии, какая тогда система образования. Кроме того, именно канон задаст те параметры успеха, с которыми можно сравнивать собственные достижения. И разумеется, Атрибуты Успеха, описание их технических характеристик, места в жизни и т.п. (красный Феррари,  футбольный клуб "Челси", партия "Правое дело", водка "Путинка трижды величайшая", 1845 года розлива. Потому что школьникам надо сформировать представление не только о том как, но и к чему именно стремиться, да.

А нет формата — нет успеха и, нет (шопотом, шопотом!) даже государства, в котором можно быть успешным в натуре и чтобы без нервотрепки со стрельбой.
 

Краев Тихон
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).