Это будет текст, посвящающийся началу Нового учебного года в образовательных заведениях Российской федерации. Прежде всего, в школах — поскольку именно к ним относится непосредственный повод. Повод да, вчерашний, но 1-е сентября-то сегодня.
Итак, Президент России Дмитрий Медведев призвал российских миллиардеров проводить в школах уроки на тему "История жизненного успеха". Вспоминая, как бывали устроены в школах такие внештатные мероприятия (речь же не о регулярном преподавании предмета), то это что-то вроде (наверное, и президент вспомнил) Уроков Мира. Только не обязательно 1 сентября (уже опоздали), а как получится, так и получится. В Актовом зале, для всего школьного коллектива.
Свои слова Д.А.Медведев произнес на заседании комиссии по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политики. "Есть идея: я позову представителей наших крупных предпринимательских кругов, в основном людей, чье состояние начинается, скажем, от миллиарда долларов, и скажу, чтобы все начали преподавать в школах", – согласно Газете.ру. Цитата берется отсюда, потому что на сайте президента пока есть только его вступительное слово и обещание, что полный стенографический отчет будет опубликован.
Президент также выразил уверенность в том, что эта инициатива будет поддержана, в том числе и директорами школ, поскольку "это все "история жизненного успеха"". Ну, надо полагать, гостям будет еще и западло прийти в школу без гостинцев, так что начинание со всех сторон правильное. И главное, президент ведь по факту ввел новый учебный предмет: "жизненный успех". Что, разумеется, очен важно.
"На самом деле он может быть разным, конечно, и не только воплощаться в деньгах, но это как минимум интересно", – уточнил Д.А.Медведев, чтобы не так уж все про деньги ("он" — это жизненный успех). Да, но а) здесь же не просто о деньгах, а о больших деньгах, то есть даже очень больших и б) он же сам назвал линию отсечения успеха — от $1 млрд. Что-то в этом есть от С.Ю.Полонского ("У кого нет миллиарда, могут идти в жопу"), с которого можно было бы и начать. Ведь "история жизненного успеха" допускает (и даже предполагает) прошедшее время тоже.
Понятно, как общество (часть общества) трактует тему успеха лиц, находящихся за предъявленной линией отсечения: можно посмотреть комментарии к статье в Газете ру. Да примитивно - какими способами, то да сё, праведность-неправедность, роль отношений с государством как с частным лицом , "Как украсть миллиард, чтобы вам за это ничего не было" и прочие банальности такого сорта. Понять можно, но вот зачем же так сразу все сужать? Мало ли как все еще может повернуться. Можно, в конце-то концов, хотя бы раз в жизни не критиковать сразу. Надо дать шанс прогрессу.
Вообще, здесь интересен сам термин "жизненный успех". Им, разумеется, увенчивается нормальный путь к успеху чоткого пацана. Конечно же, такой предмет следует преподавать и официально, потому что по жизни он преподается пусть даже теоретически и практически. Но несколько хаотично. Но важно и другое: в этом предмете мы мы видим ясное сближение низов и верхов, так что этот путь реально осуществляет тему карьерного лифта даже без лифта. Мало того, такой подход говорит о том, что и наверху, и внизу — одна стратегия, вот что. "То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи", - как сообщил Гермес Трисмегист, открывая свой Opus Magnum "Изумрудная скрижаль". Я не скажу, что тут он имел в виду именно "Единую Россию", но что-то в этом совпадении такое есть.
И вот как после всего этого не сказать, что власть не думает о своих гражданах? Возможно, президент даже уверен, что все дети, которым расскажут про это, также станут долларовыми ярдерами. Но, конечно, вот сам этот подход: чтобы сразу про сияющие вершины. Раньше же все больше в таких случаях говорили о среднем классе и даже малом бизнесе. Возможно, президент тут не так, чтобы с пренебрежением относится к этому сегменту, но полагает, что если все ринуться становится Сечиными, то, по крайней мере, палатку с шаурмой в результате получат. Есть сомнение в том, что данных случаях работают схожие методики ходьбы по пути успеха, но это же дети. Им пока надо не условия ведения бизнеса надо рассказывать, а показать живой пример.
По правде, Д.А.Медведев малый и средний бизнес тоже упомянул. Только он считает это не царским делом, поскольку поинтересовался у участников заседания из руководителей учебных заведений, существует ли практика привлечения представителей малого и среднего бизнеса к преподаванию в школах. Пояснив, что речь идет об участии бизнесменов в профориентации учеников. Член Общественной палаты России, директор центра образования "Царицыно" Ефим Рачевский ответил, что такого рода практика существует. Ну, совсем ура.
То есть да, ура, но — пока еще не совсем. В этой прекрасной схеме не хватает одного элемента. Самого важного. Пока нет формата/жанра жития успешного пацана. Потому что какие жития — такие идеалы. Требуется канон. Как в Америке когда-то: в детстве работал чистильщиком обуви на углу Уолл-стрит, разносил пиццу, придумал экологически чистую открывашку для кока-колы, боролся и не сдавался, ну и все получилось. Хотя еще и не вечер. Или даже вечер, но уже и не важно.
Канон жизненного успеха необходим, потому что а) успех внутри одного (данного) государства должен быть типовым и б) нельзя школьникам в разных школах давать разные версии, какая тогда система образования. Кроме того, именно канон задаст те параметры успеха, с которыми можно сравнивать собственные достижения. И разумеется, Атрибуты Успеха, описание их технических характеристик, места в жизни и т.п. (красный Феррари, футбольный клуб "Челси", партия "Правое дело", водка "Путинка трижды величайшая", 1845 года розлива. Потому что школьникам надо сформировать представление не только о том как, но и к чему именно стремиться, да.
А нет формата — нет успеха и, нет (шопотом, шопотом!) даже государства, в котором можно быть успешным в натуре и чтобы без нервотрепки со стрельбой.