Когда в прошлом году премию «Белый квадрат» вручали впервые, было еще не совсем понятно, приживется ли она, станет ли ежегодной, постоянной, привычной. Но судя по атмосфере, царившей вчерашним вечером в театре им. Вл. Маяковского, обязательный в кино второй дубль «Белого квадрата» – это только начало.
Организаторы премии – Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Союз кинематографистов РФ, Гильдия кинооператоров СК РФ, Российское отделение профессионального кино ООО «Кодак», Российский Фонд Культуры – учредили уникальную для сегодняшнего российского кинопроцесса премию: узко профессиональную и отчего-то очень душевную. В театре Маяковского были «все свои» – но не в смысле московского снобизма, а в значении никем пока не отмененной элитарности профессионального киносообщества. Элитарности, дух которой царил когда-то в советском еще Доме Кино, которая, казалось, навсегда утрачена после всевозможных расколов и склок. Оказывается, ни с чем не сравнимая атмосфера, создаваемая киношниками, демократичная и в меру богемная, изысканная и теплая, мгновенно оживает, когда собираются вместе люди, действительно живущие искусством и занятые делом.
При этом весь антураж премии – от дизайна пригласительных билетов до оформления сцены – был на редкость стильным и изысканным, а сама церемония была отлично срежиссированной и выдержанной в очень точном эмоциональном ключе. На экране, скрывавшемся до поры за решетчатым переплетением белых квадратов, сменяли друг друга отлично подобранные и смонтированные кадры лучших наших операторов, в оркестровой яме играл что-то джазовое оркестр, а на сцене остроумного Игоря Верника сменял по-мхатовски сдержанный Михаил Ефремов, чтобы сказать какие-то очень важные и очень нужные слова. Камертоном премии в этом году стала годовщина победы в Великой Отечественной Войне, собравшиеся на праздничное вручение наград почтили минутой молчания погибших и вспомнили доживших до сегодняшнего дня фронтовых кинооператоров, глазами которых мы увидели ту войну. Когда-то их было двести, сегодня осталось только шестеро, но кадры – черно-белые, страшные, беззвучные и одновременно насыщенные содержанием - карды, ради которых они готовы были пожертвовать жизнью и жертвовали ей, останутся навсегда.
Номинаций у Гильдии кинооператоров всего две – «За вклад в операторское искусство» и «За лучшую операторскую работу 2004 года». Кому достанется награда за вклад в искусство, по обыкновению, было известно заранее. В этом году премию получил один из лучших операторов советского кино – Леонид Иванович Калашников. Среди его работ «Анна Каренина» и «Красная палатка», «Станционный смотритель» и «Агония», «Сто дней после детства» и «Васса», «Тема» и «Небеса обетованные».
На соискание премии за лучшую операторскую работу года было представлено шесть номинантов: Илья Демин («72 метра»), Игорь Клебанов («Водитель для Веры»), Сергей Мачильский («Свои»), Сергей Трофимов («Ночной дозор»), Ирина Уральская («Время жатвы») и Владимир Климов, работу которого жюри не рассматривало в связи с отказом продюсера предоставить копию фильма для участия в фестивале. Досталась награда Сергею Мачильскому за «Своих» – решение сколь предсказуемое, столь и справедливое. Филигранная операторская работа, бесспорно, стала одним из главных достоинств фильма Дмитрия Месхиева: необычная цветокорректировка, великолепная работа со светом, отличная портретная съемка – все это по праву принесло Мачильскому победу.
Поэтичную точку в завершении церемонии поставил Михаил Ефремов, посвятив финальные слова вечера белому как первый снег квадрату экрана, чистому листу, еще не снятому будущему кадру. Увидеть который вновь сюда вернуться уже в следующем году.