будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Культура
Юзефович Галина

Высокий средний уровень

Высокий средний уровень
Galina2

У каждого времени свои герои — свои образцовые, эталонные потребители, задающие «высокий средний уровень» в быту, в политике, в религии и культуре. Им спешат услужить рестораторы, продавцы автомобилей и строители жилья. Политики провозглашают их «солью земли», их мнением в первую очередь интересуются журналисты, а поставщики «культурного продукта» — режиссеры, музыканты, писатели — именно их объявляют своей целевой аудиторией. Наличие такого рода прослойки знаменует период относительной если не стабильности, то уж во всяком случае определенности в обществе, и может служить своего рода нравственным барометром: чем «нормальнее» класс-гегемон, чем больше в народе его представителей, тем, соответственно, нормальнее и здоровее происходящие в обществе процессы. Если же на позиции героев выдвигаются вполне добропорядочные, но насквозь абстрактные «трудящиеся» (как то было в советское время) или очень реалистичные, но быдловатые «новые русские» в голде и красных пиджаках (как в 90-е годы), стало быть, что-то в Датском королевстве не в порядке.

В конце 90-х, в пост-дефолтовую эпоху, место «класса-гегемона» в России тревожным образом опустело, однако за последние пару лет в формировании образа эталонного потребителя наметился сдвиг. Собственно, сегодня уже можно утверждать: в целом страна знает, на кого ей следует равняться. Образ идеального гражданина разработан в достаточных подробностях: он не слишком юн (не младше 25), но и ни в коем случае не стар (не больше 40); не беден (квартира в приличном районе, недешевая иномарка), но и далеко не богат (и то, и другое куплено в кредит); не глуп (приличное образование в государственном вузе), но и не интеллектуал (любому другому развлечению предпочтет качественный американский блокбастер или корпоративный выезд на пейнтбол); у него хорошая позиция в приличной компании (менеджер среднего звена, скажем, в «Лукойле» или российском «Марсе»); он сторонник семейных ценностей (счастлив в браке, двое хорошеньких деток плюс собака-лабрадор) и либеральных свобод (на выборах скорее всего отдаст свой голос СПС). Он отдыхает в пятизвездочных турецких отелях (от 500 долларов с носа за неделю проживания), лечит зубы в клинике «Дента-Вита» (а не в мажористом «Мастер-денте»), пьет пиво «Тинькофф», ходит на бизнес-ланч в «Джон Булл Паб» и так далее. Список его предпочтений можно продолжать едва ли не до бесконечности — про своих героев мы знаем немало. Более того, он обладает еще одним свойством, бесценным с точки зрения поставщиков разного рода материальных благ: он в самом деле существует и нередко встречается в природе. Лично я знаю немало представителей этого вида (для удобства предлагаю называть их «офисной интеллигенцией») и даже, с поправкой на профессиональные различия, сама к этой прослойке принадлежу.

В том, что касается бытовых привычек, офисные интеллигенты в самом деле весьма предсказуемы, и потому велик соблазн предположить, что так же стабильны они и в том, что касается эстетических пристрастий. Более того, до определенной степени эта гипотеза подтверждается: большая часть представителей соответствующей категории народонаселения любит качественно сделанные и, выражаясь маркетологическим языком, грамотно спакетированные композиции группы «Ленинград» и Garbage, а также фильмы Родригеса, Тарантино или Балабанова. Логично предположить, что зная все привходящие обстоятельства, так же несложно будет вывести и формулу идеального романа для «белого воротничка». Однако именно в этой точке происходит внезапный сбой, и потому попытки — надо сказать, все более частые — создать (или перевести) идеальную книгу для идеального потребителя пока не увенчиваются успехом.

Начать, я думаю, следует с того, что в сфере чтения никаким — даже самым частым — социологическим гребнем представители этой вожделенной прослойки не вычесываются. Так, например, в недавнем исследовании по проблемам книжного рынка, подготовленном Центром Юрия Левады, нет данных, позволяющих говорить даже об относительной монолитности данной социальной группы в том, что касается жанровых или каких-то иных литературных преференций. Более того, и об общем подходе к чтению говорить не приходится:  разброс в суммах, которые тратят на книги в месяц люди, обозначающие свой доход как «выше среднего», колоссален: от 100 до 1000 рублей.

Наиболее распространенных точек зрения на то, что читают «офисные интеллигенты», по сути дела, две. Влад Вдовин, до недавнего времени занимавший пост главного редактора журнала «Огонек», возглавивший амбициозный и совершенно безрезультатный (падающие тиражи, в итоге разогнанная редакция) проект по созданию «идеального чтения для молодого среднего класса», убежден, что книга «не должна грузить», в ней должен быть живенький сюжет, пристойный литературный язык (не следует забывать, наш «белый воротничок» отнюдь не дурак) и «позитивный настрой». Лучшие образцы такого рода литературы это, соответственно, Гришковец, Перес-Реверте, «Код да Винчи» или детективы Бориса Акунина. Вторая точка зрения, которую представляет, скажем, директор издательства «КоЛибри» Сергей Пархоменко, состоит в том, что наибольшим рыночным потенциалом обладает литература полезная и познавательная — всякого рода нон-фикшн, полу-нон-фикшн и псевдо-нон-фикшн (короче говоря, тот же Акунин, но уже с «Писателем и самоубийством»). И та, и другая позиции не противоречат друг другу и на интуитивном уровне выглядят вполне убедительно, однако исключительно в качестве гипотез: подтвердить их опытным путем пока нельзя.

Почему дело обстоит именно таким образом, понять, в общем, несложно — достаточно обратить внимание на возраст образцового потребителя (напомню, от 25 до 40). Эти люди — средний класс в первом поколении, и потому применительно к ним говорить о каких-то родовых, общих для всех книжных пристрастиях еще безусловно рано. Более того, наследники советской эпохи гипертрофированного чтения, как читатели они в гораздо большей степени сформированы установками, полученными в детстве, чем сегодняшними рыночными критериями. И если материальные блага, музыка и кино воспринимаются ими более или менее «на новенького», то литературный материал ложится на богатый, сложно устроенный и очень неоднородный по своему происхождению и составу грунт. Иными словами, как единая читательская общность российская офисная интеллигенция еще не сформировалась.

И вот тут мы подходим к самому важному. Понятно, что рано или поздно (скорее всего, поздно, но в любом случае еще до ухода со сцены поколения нынешних тридцатилетних) вкусы наших белых воротничков придут к некому общему знаменателю, и понято, что знаменателем этим скорее всего окажется так называемый «мейнстрим», или, пользуясь выражением критика Сергея Чупринина, миддл-литература (не столь уж важно, фикшн это окажется, нон-фишкн или и то, и другое). И тут возникает важный вопрос — каков будет уровень этой миддл-литературы, чтиво какого качества займет эту выгоднейшую с экономической точки зрения и крайне престижную нишу. Пока что идет игра на понижение: и издатели, и авторы, пытающиеся в ней обосноваться, искусственно понижают, адаптируют уровень для того, чтобы завоевать читателя - именно этим заняты, скажем, Алексей Слаповский, Андрей Геласимов, упомянутые уже Евгений Гришковец и Борис Акунин, и даже бескомпромиссный Дмитрий Быков в последнем своем романе «Эвакуатор» сделал «офисной интеллигенции» заметный и достаточно неуклюжий реверанс. Предложение формирует спрос, и если современные отечественные писатели, пытающиеся играть на поле миддл-литературы, и дальше будут так безбожно понижать ставки, вполне вероятно, через каких-нибудь десять лет вкусы отечественных белых воротничков будут испорчены окончательно и бесповоротно. Для сравнения замечу: в Англии, например, массовыми писателями считаются Джулиан Барнс и Йэн Бэнкс, а во Франции — Анна Гавальда и Тонино Бенаквиста. Согласитесь, немножко другое представление о «высоком среднем уровне», а?

Юзефович Галина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).