будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Книга. Знание
Июль 12, 2025
Культура
Демина Наталия

«Я читал собраниями сочинений»

«Я читал собраниями сочинений»
9460-4-f
Андрей Дементьев. Кадр телеканала "Звезда"

16 июля 2013 года исполнилось 85 лет известному поэту Андрею Дементьеву. Мы публикуем интервью с ним о книгах, сделанное во время XXVI Международной Иерусалимской ярмарки в рамках проекта «Книга – Знание». Беседовала Наталия Демина. 

Когда вы научились читать, и какой была ваша первая книга? 

Вы знаете, к книгам меня приучила отец. Лет с трех он садился на краешек моей кровати и читал мне «Сказки» Пушкина, «Маугли»... Потом, когда я научился читать, где-то лет в 7, наверное, я сам стал читать, и это было моим любимым занятием. Конечно, всё началось со сказок. Не только Александра Сергеевича, но и других наших знаменитых писателей. А потом – я очень рано приобщился к серьезной литературе, очень рано. В седьмом классе я перечитал всего Шекспира. У меня была удивительная манера чтения – я читал собраниями сочинений. Я брал Лескова и читал целиком. 

А где брали собрания? 

В библиотеке, естественно. Я прочитал в седьмом классе всего Писарева, всего Шекспира, всего Бунина. И это было для меня открытием! Потому что Бунин для меня в 15-16 лет – это, прежде всего, конечно, русский язык. Хотя, понятно, я не всю ту литературу, которую вам называю, воспринимал по-взрослому. А потом я уже перешел к Лермонтову. И он стал моим любимым писателем! 

Лермонтов? 

Лермонтов. Я перечитал всего Лермонтова! И я возвращаюсь к нему до сих пор. 

Необычно как: Дементьев и Лермонов! 

Вы знаете, я каждый год езжу на лермонтовские праздники в Тарханы и вожу туда своих друзей. Со мной ездили и Сергей Безруков, и Иосиф Кобзон, и Валентина Толкунова, и многие-многие артисты и писатели. И это для нас большой праздник – дни поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова. Особенно любим мной «Герой нашего времени». Я его читал много раз. Потому что такой прозы музыкальной, такой удивительной по характеру – видно, что это поэт пишет. Это проза поэта. Она насыщена такой музыкой слова, я это особенно чувствую. 

Одной из моих любимых книг был «Тиль Уленшпигель» Шарля де Костера. Я ее читал лет шесть-семь подряд каждый год. Мне образ Тиля Уленшпигеля был близок, а в это время появился Жерар Филипп, который поставил этот фильм и сыграл главную роль. Кстати, фильм мне показался менее удачным, чем сама книга. Но Жерар Филипп был моим любимым артистом, тем более, что в юности я на него был похож, как мне все говорили. 

Вообще, должен сказать, что я перечитал всю классическую литературу. И Помяловского, и книги начала XX-го века – Боборыкина, Данилевского – все малоизвестные, да? Не говоря уже о Салтыкове-Щедрине, Толстом, Тургеневе – это все было частью моей жизни. У меня всегда на полочке перед кроватью лежала классика. И я всегда на ночь читал это, несмотря на то, что читал это и в школе, и в институте. 

Когда была война, я был мальчишкой. Мы очень голодали. Я жил тогда в Калинине, и каждый день после занятий я уходил в читальный зал и до закрытия там сидел. Каждый вечер всю войну, представляете, сколько я перечитал? И у меня даже есть стихи, посвященные нашей Тверской областной библиотеке: 

«Я с книгой породнился в дни войны.
О, как же было то родство печально!
Стянув потуже батькины штаны,
Я убегал от голода
В читальню. 

Читальня помещалась в старом доме.
 В ту пору был он вечерами слеп…
 Знакомая усталая мадонна
 Снимала с полки книгу,
 Словно хлеб.
 И подавала мне ее с улыбкой.
 И, видно, этим счастлива была.
 А я настороженною улиткой
 Прилаживался к краешку стола.
 И серый зал
 С печальными огнями
 Вмиг уплывал…
 И все казалось сном.
 Хотя мне книги хлеб не заменяли,
 Но помогали забывать о нем.

Для меня книга – это всё. Когда уже позже читал горьковскую фразу «Всем лучшим во мне я обязан книгам», то понял, что – да, это так. Всем лучшим в себе и не только в себе, но и в семье, маме, бабушке, дедушке, всем, среди кого я рос,– конечно, я обязан книгам. Да и время, в которое я рос – тяжелое было время, но воспитавшее в нас и мужество и доброту к людям. И книги для меня не только, такая, знаете, внутренняя потребность, но еще и удовольствие. Просто удовольствие от того, что я открываю незнакомую книгу, которую я не читал раньше, и вдруг для меня происходит открытие нового писателя, новых героев… 

Я слежу за молодой литературой, мне нравится, как работают Людмила Улицкая, Захар Прилепин, мне нравится, как Юра Паньков работает. Мы его в свое время в журнале  печатали. Мне нравится, как работает Войнович, или Владимир Емельянович Максимов, мы печатали отрывок из его повести «Колчак». Я всё читал. Я читал всю зарубежную литературу, которая была запрещена. Почему? Потому, что я приезжал в Нью-Йорк к Аксенову в гости, у него дома останавливались, неделю жили, я всё читал. Или в Париж, к Синявскому и Розанову – они мне дарили книги, я с трудом перевозил их через границу и читал. По сути, для меня не было запрещенной литературы. 

И, когда произошел этот инцидент с «Метрополем», когда запрещались писатели, я напечатал всех (!) в своем журнале, кто был напечатан в «Метрополе»: и Оленина, и Попова, и Жванецкого, Арканова – всех.  И это сразу стало достоянием миллионов читателей, потому что журнал выходил огромным тиражом. Поэтому я живу в этом, это моя жизнь. 

А то, что вы стали поэтом – книги на это повлияли? 

Конечно, несомненно! Честно сказать, я начал писать еще в школе, в 6 или 7 классе. Я стали писать прозу. Но проза – это не мое. 

Как раз хотела спросить: пишете ли вы прозу, как Лермонтов? 

Нет. У меня вышла книжка прозы, где я рассказываю о Михаиле Ивановиче Калинине, как о моем земляке, как о человеке, не как о политическом деятеле, и я там нигде не погрешил. Сейчас я ее перепечатал и там даже ничего не правил. Мое отношение к нему как к человеку, к выходцу из крестьян, к своему земляку не изменилось. Но я вам честно скажу: поэзия для меня – это всё. 

Я люблю писать статьи. Для меня очень важно чувство языка. Чтобы выразить то, что ты хочешь. Я это все варьирую. Для меня проза – это как стихи. Я не могу заниматься крупным жанром, потому что для этого нужен особый талант, а у меня его нет. 

А стихи как у вас появляются? Приходят к вам целыми строфами или вы думаете над каждой строчкой? 

Вот здесь, в Израиле – особенно. Когда я работал, я приезжал даже не надолго… Вот я сейчас на горе был, и сразу написал 30 коротких стихотворений для новой книги. Но это только здесь, в Москве этого не бывает. В Москве – суета, там у меня работы много, общественных нагрузок, я – член Общественной палаты, заместитель председателя Российского фонда мира, политобозреватель, радио, телевидении и т.д. и т.д. Там я замотан. Я здесь я приезжаю, и сразу – стихи! И я благодарен судьбе за это. 

Вы любите читать книги в электронном виде или в бумажном? 

Нет, только в бумажном. Конечно, я захожу в Интернет, что-то там читаю, но когда книга в руках, да еще и с иллюстрациями, в красках – это для меня удовольствие. 

А что сейчас на вашем книжном столе? Что за последнее время привлекло ваше внимание? 

Вы знаете, неожиданно для себя я вдруг «открыл» Джойса. Это сложная литература очень, противоречивая, отношение к нему в свое время было разным. Я люблю находить такие книги, которых я не знал раньше, и читать их. Вот в данном случае, это Джойс. Или, скажем, я читаю своих современников, которых я плохо знал. Я перечитываю, скажем, того же Максимова, с которым я дружил, которого я конечно печатал, но все-таки не всё я знаю. Вообще, я люблю возвращаться к прочитанному, потому что открываешь для себя что-то новое в том, что ты читал раньше. Но сейчас меньше читаю, потому что жизнь такая… 

Как вы находите время для чтения? Вы перечитали, по-моему, всю библиотеку мира… 

Вы знаете, это ведь удовольствие. Когда что-то делаешь в удовольствие, то всегда на это времени хватает. 

Вы быстро читаете? 

Да, быстро. И вы знаете, мне интересно читать даже то, чего я по молодости, скажем, не очень понимал. Я потом к этому возвращался и «дочитывал» то, что я начинал читать в юности или в отрочестве. Знаете, это необъятное море литературы – сколько ни живи, все равно всего не прочитаешь. 

Последний вопрос: как заинтересовать современных детей чтением? Видите ли вы в этом проблему и как ее решить? 

Вы знаете, сейчас стали читать меньше. И это меня огорчает. Но на своих вечерах – у меня много вечеров – я вижу много молодежи. И это меня радует. Я вчера звонил Евтушенко, мы говорили с ним о всяких делах, и он говорит: «Ты знаешь, я вот был в Киеве, потом был в Париже – знаешь, на вечерах стало больше молодежи». Я говорю: «Ты знаешь, я тоже это заметил. И это меня радует!» - «И меня радует, потому что молодежь, все-таки, понимает, что без книг никуда не денешься» (смеется).   

Спасибо за интервью!

Демина Наталия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).