будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 19, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Я поведу тебя в музей...

Я поведу тебя в музей...
kirill_kobrin_98

Ирак постепенно уходит из заголовков западных новостей, на его место настойчиво вторгается Иран. Долгожданный план вывода американских войск с территории Вавилонского царства вызвал меньший интерес, нежели протянутая рука американского президента, в которую персидский аятолла вложил хладный камень. Будто специально по такому случаю, в Британском Музее выставка «Вавилон: миф и реальность» сменилась экспозицией «Шах Аббас. Переделывая Иран». Я попал в музей в тот короткий промежуток, когда Вавилония и Персия соседствовали на разных этажах этого лучшего места в Лондоне: Аббас был явлен посетителям 19 февраля, Навуходоносор отправился восвояси (в музейные экспозиции, запасники и прочие укромные уголки нашего мира) 15 марта.

            Каждая из грандиозных музейных выставок говорит не столько об объектах любопытства зевак, аматеров и профессионалов, сколько о самих организаторах, о самих зеваках, аматерах, любителях, о том обществе, где все это происходит, точнее – о состоянии сознания всех заинтересованных лиц. С искусствоведческой и исторической точки зрения, такие мероприятия не шибко интересны – внимательное изучение соответствующих коллекций того же Британского Музея, Лувра или любого другого первоклассного кладбища древностей принесет, в этом смысле, гораздо больше пользы. Ящики с глиняными табличками, испещренными гусиными лапками клинописи, витрины с пестрыми персидскими миниатюрами – все это поле чистой историко-культурной и политической потенциальности, откуда сверхангажированное сознание кураторов и консультантов отбирает то, что – уже в ином контексте – вдруг вспыхивает кислотными огнями актуальности. Такие выставки можно назвать «ретроспективными политинформациями», иногда подставляя вместо определения «полит-» иные: «культур-» или «соц-». Получается нечто противоположное тому, что пытался описать немецко-американский историк культуры Ханс Ульрих Гумбрехт – не «производство присутствия», а «производство дистанции»; посетителям показывают мир, с которым они не имеют ничего общего (учитывая, конечно, и общую историческую безграмотность современного человека), но к которому следует иметь некоторое отношение. Вот это «готовое отношение» и выставлено в Британском Музее.

            Из чего же оно сделано? Прежде всего, из политики и политкорректности (как эрзаце идеологии). Западный либеральный человек, особенно культурный, всегда приходит в недоумение, когда сталкивается с «дикими временами» -- собственно, со всем (или почти со всем) прошлым. Ведь, за крошечным исключением, прошлое -- время чудовищной нетерпимости, обскурантизма, невероятной жестокости, тирании. Герой выставки про Вавилон (точнее – про Нововавилонское царство; устроители умудрились почти ничего не сказать о «настоящем» Вавилонском царстве, почти ничего – об ассирийцах, в войнах с которыми и возникло государство, которым управляла халдейская династия) – царь Навуходоносор. Он и его держава явлены как своего рода голограмма, возникшая на пересечении нескольких привычных западному человеку мощных лучей: библейской истории «вавилонского пленения», библейской истории «Вавилонской башни», легенд о «висячих садах Семирамиды» и опять-таки библейской истории о царе Валтасаре, о страшных словах «мене, мене, текел, упарсин» и гибели Вавилона. Это и есть – следуя названию выставки - «миф», которому следует сопоставить «реальность». «Реальность» дана в Британском Музее глиняными табличками, изразцами, макетами Вавилона, зиккурата, историческими картами. «Миф» - текстами, библейскими цитатами, средневековыми западноевропейскими миниатюрами, картинами эпохи Возрождения, барочными рисунками, гравюрами XIX века и объектами современного искусства. Если посетителю действительно приходило в голову выбирать между «мифом» и «реальностью», то первый выглядел гораздо убедительнее и (что уж там говорить!) ближе и приятнее. В западном мифе о «Вавилоне» все происходит согласно этической логике – за преступлением следует воздаяние. Наказаны все: царь Навуходоносор («Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы». Дан. 4:30), Валтасар («В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит, и Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет». Дан. 5:30-31), строители Вавилонской башни, сам Вавилон. В так называемой реальности, все наоборот: цари бесчинствуют, города стираются с лица земли вместе с населением, бедняки умирают, и все это происходит естественно, безо всяких прямых последствий. Морали из этого не выведешь никакой, остается только развести руками, сказать «вот так они жили» и сосредоточиться на артефактах, произведенных в те ужасные эпохи. Артефакты не подведут никогда – доказательств тому тьма, вспомним хотя бы невероятно изящного дракона сирруша, который некогда украшал ворота богини Иштар. Прошлое остается недосягаемым для нашего понимания – кроме самого банального (и самого сложного!) чувства прекрасного. Но чтобы окончательно не воспарить в эстетические сферы, в конце вавилонской выставки посетителя ожидало самое, что ни на есть, «актуальное». В одной комнатке можно было увидеть образцы историко-идеологических потуг покойного Саддама Хусейна (самое смешное – плакат, на котором он изображен на ассирийской колеснице, с луком и стрелами, поражающим вражеские танки и самолеты). В другой – фотографии американской военной базы, размещенной в 2003 году аккурат на том месте, где стоял вавилонский зиккурат. Зрелище незабываемое: марсианский пустынный пейзаж, желто-коричневый песок, развалины, и на этом фоне - солдаты в полной амуниции, похожие на астронавтов. Политический мессидж британского либерала конца 2008 – начала 2009 года понятен; понятен и его ужас перед другой планетой, другим миром кровожадных царей и городов в пустыне.

            В «персидской» выставке ко всему этому подмешивается два важных элемента: ислам и растущая политическая актуальность Ирана. Но принцип тот же: как и в случае Навуходоносора, речь идет о правителе, который жестокостью и коварством добился процветания своей державы, расширив ее пределы и держа соседей в страхе. На входе читаем: «Шах Аббас был неутомим, решителен, безжалостен и умен. Однако он легко растворялся в толпе подданных, любил празднества и изысканные развлечения. Шах Аббас превратил Иран в центр международной торговли и культурного обмена». Та же дилемма: тирания и расцвет ремесел и искусств при ней. Проклясть и то, и другое? Но для этого нужна почти толстовская (или гандивская) смелость. Остается прикрыть глаза на первое и воспеть второе -- учитывая, что оно действительно стоит воспевания. Мало что может быть прекраснее персидских миниатюр того времени и рукописных книжечек стихов, выполненных поэтами-каллиграфами. На их фоне забываются и истребленные племена, и умерщвленные с разной степенью жестокости придворные (и сыновья самого Аббаса!), и переселенные народы. Любопытно, что роль евреев, угнанных Навуходоносором в Вавилон, в персидской выставке играют армяне, переселенные неутомимым и решительным шахом поближе к столице. Отсюда невообразимой красоты армянские библии и распятия между коранами и молельными ковриками. А русскому человеку придет в голову и вполне ожидаемая аналогия: Аббас очень похож на своего старшего московского коллегу Ивана Васильевича: разнузданное душегубство и столь же разнузданное благочестие. На выставке можно прочесть, что в 1601 году шах отправился в паломничество в Машхад и прошел босиком около четырехсот пятидесяти километров. Интересно, приблизила ли его эта дорога к раю?

            Но самое любопытное в персидской выставке – неуверенность, колебания кураторов и устроителей. Большую часть экспозиции предоставил Национальный музей Ирана, оттого британцам пришлось быть на(идеологическом)чеку, чтобы ни коем образом не обидеть Тегеран. Оттого кровожадности Аббаса завуалированы, а культурные восторги – преувеличены. Однако неопределенна и сегодняшняя иранская официозная позиция в отношении Аббаса. Национализм диктует поклонение великому персидскому правителю, создавшему великую державу. Происхождение нынешнего иранского государства – республики, возникшей в результате свержения монархии – заставляет несколько сдерживать эти восторги. Поэтому задача британских кураторов стала еще сложнее: как можно не обидеть того, кто не знает толком, как самого себя не обидеть? Но небольшую вольность Британский Музей себе все-таки позволил: в одном из закутков выставки можно обнаружить прелестную миниатюру, изображающую Аббаса с чашей вина в руке и миленьким таким мальчиком, сидящим на его коленях. За такие проделки в нынешнем Иране шаха публично бы вздернули. Впрочем, этот артефакт был предоставлен Лувром, а с французов и взятки гладки.

См. также другие тексты автора:

  • Кролик, крыса, очки и сандалии
  • The Importance of Being Shameless
  • Все как у людей
  • Диалектика Природы
  • Тотальная война и тоталитарный мир
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).