16 июля в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» отметил свое 80-летие Государственный литературный музей. Двухнедельная масштабная выставка и авторские экскурсии предварили разговор о дальнейшей судьбе ГЛМ и его экспонатов. Недавно стало известно, что Нарышкинские палаты Высоко-Петровского монастыря, в которых находились штаб-квартира музея и некоторая часть его фондов, будут переданы церкви.
Обзорная экскурсия по юбилейной выставке «Литературный музей: воспоминание о будущем», проведенная заведующим музеем Серебряного века Михаилом Шапошниковым и и.о. зам. директора по научной работе, заведующим отделом «Дом-музей А.П. Чехова» Эрнестом Орловым, была посвящена разным векам в литературе. Были показаны рукописные и первопечатные книги, прижизненные издания и книги с автографами писателей и поэтов от Александра Радищева до Ивана Бунина, личные вещи от чемоданов для путешествий Антона Чехова на остров Сахалин до перстня Дмитрия Веневитинова и колец Владимира Маяковского и Лилии Брик, серии фотографий Ильи Эренбурга, Михаила Пришвина, Александра Блока, рисунки Василия Жуковского, Константина Батюшкова и других. Директор ГЛМ Дмитрий Бак провел краткую экскурсию по звучащей литературе, показав технологии звукозаписи от их зарождения в конце XIX века до современности. В зале из динамиков звучали голоса поэтов и писателей, фонозаписи которых находятся в коллекции музея. Бак сообщил, что в особняке Саввы Морозова в Шелапутинском переулке, недавно переданном государством ГЛМ, предполагается создать прообраз музея звучащей литературы.
Выставка заняла 11 залов Большого дворца и продлится две недели. По словам сотрудников ГЛМ, в различных музеях и филиалах, входящих в его состав, выставлено только 2% всех его фондов. За 80 лет существования ГЛМ неоднократно менял адреса и никогда не имел специального здания для экспозиции и фондов.
С юбилеем поздравили ГЛМ заместитель министра культуры РФ Елена Миловзорова и генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Наталья Самойленко. Замруководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев, директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев и директор Российского государственного архива литературы и искусства Татьяна Горяева пожелали ГЛМ найти соответствующее статусу главное здание, а литературовед, критик и журналист Александр Архангельский добавил, что в качестве члена оргкомитета Года Литературы будет «выгрызать печень» за то, чтобы здания ГЛМ принадлежали только самому музею.
ГЛМ приходится выполнять решение арбитражного суда, принятое 19 лет назад, о передаче Нарышкинских палат по адресу улица Петровка, дом 28 во владение церкви. Находившемуся там музею необходимо в ближайшее время выселиться и переехать в другое здание, но за все эти годы для музея не нашли эквивалентное помещение.
Сейчас в состав ГЛМ входят дома-музеи А. И. Герцена, М. Ю. Лермонтова, А. П. Чехова, Б. Л. Пастернака, К. И. Чуковского, М. М. Пришвина, музей-квартира Ф. М. Достоевского, А. Н. Толстого, дом И. С. Остроухова, В. Я. Брюсова, мемориальный кабинет А. В. Луначарского, однако все это – постоянные экспозиции отдельных деятелей литературы, которые нельзя переформировать или сделать главным зданием. У ГЛМ и раньше существовали проблемы с площадями: «С большой натяжкой здание на Петровке 28 может называться главным,- говорит Дмитрий Бак. - В свое время это был компромисс: в результате утраты многих других площадей, мы сконцентрировались на территории монастыря. Конечно, имущество религиозного назначения должно быть возвращено церкви по закону». Но остается большая проблема замены.
Литмузею недавно передали уже упомянутое здание в Шелапутинском переулке, но проход к нему пролегает через промзону, поэтому, по словам Бака, «вряд ли его можно назвать главным зданием, хотя мы используем это здание на все сто процентов». Другая альтернатива, предложенная государством музею – здание по адресу Арбат, 37. В нем с XIX века находится окружной военный суд. Но это предложение пока тоже не сдвинулось с места. «Чтобы полностью реализовать свой потенциал, нам нужно 14 тыс. м2, а в здании на Арбате – 2,5 тыс. м2 – и даже его мы не можем получить, - говорит Бак. – На словах все нас поддерживают, прямолинейных атак нет, но решение требует сверхусилий, поскольку свободных зданий, тем более в исторической зоне, фактически нет».
Директор добавил, что кельи и монастырские палаты на Петровке, 28, хотя и выполняли свою задачу, являются не вполне пригодными для хранения экспонатов, а в последние пять лет ремонтировать памятник архитектуры запретили.
Определяться с главным зданием необходимо сейчас, в преддверии Года Литературы, говорит Дмитрий Бак. Он считает, что это дело не только Министерства культуры, но и других государственных ведомств. К счастью, другим государственным музеям (историческому, театральному, музыкальному) в свое время выделили необходимые площади для хранения и презентации большинства своих экспонатов.
Музей, созданный в 1933 году, оформленный приказом Наркомпроса в 1934, со временем превращался во все более мощную структуру. Идея создания музея принадлежит революционеру и государственному деятелю Владимиру Бонч-Бруевичу. Согласно его концепции, центральный литературный музей страны должен был совмещать несколько культурных и научных функций: музея, библиотеки, архива, исследовательского института и гуманитарного издательства. Сегодняшние сотрудники ГЛМ называют идею Бонч-Бруевича «сложной, но не умирающей». Впрочем, чтобы она жила полноценно, требуется, как минимум, решить проблему с помещением.