будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
общество
Май 20, 2025
Культура

Зачем говорить, когда говорить не о чем? Колонка Кирилла Сафронова

Зачем говорить, когда говорить не о чем? Колонка Кирилла Сафронова
photo_2022-04-14_10-28-32
Кирилл Сафронов. 2022. фото - из личного архива

Сегодня многие пытаются диагностировать болезнь, скосившую российское общество. Так как я не врач, то обращусь к словам одного уважаемого доктора. Чехов — Суворину, 1889: «Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости. Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу, и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, — напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая…» 

Сам Чехов такой «роман» написал своей жизнью, но в 1904-м умер. Потом античеховы уже повсеместно «рабскую кровь» назначили «настоящей человеческой», лицемерие — нормой, а поклонение чужим мыслям — подвигом. Думаю, что именно это привело к тому, что сегодня многие наши сограждане с таким энтузиазмом нападают на христианскую культуру, в основании которой лежит идея о том, что норма (Христос) недостижима, что, как говорил философ М. К. Мамардашвили, «смысл жизни христианина — стать христианином». Человек, который держит в сознании свое движение (по выдавливанию из себя раба или приближению к тому, чтобы стать христианином) как цель, знает, что «делать», имеет «актерскую задачу». Тот же, кто никакой задачи не держит, думает только о том, как он выглядит.

У К. С. Станиславского было такое упражнение для актеров — «Зачем говорить, когда говорить не о чем». Он предлагал, используя только текст, вынесенный в название упражнения, актеру на сцене очень по-разному действовать: объясниться партнеру в любви, занять у него денег, прогнать того со сцены… Т. е. говорить нужно было только «зачем говорить, когда говорить не о чем», а действовать совершенно по-разному. Таким образом Станиславский учил артистов разделять задачу, текст и актерское действие. Что, опять-таки, очень напоминает христианское разделение на мысль-слово-действие. 

О чем-то похожем говорил уже упомянутый Мамардашвили, метафорически описывая болезнь «пляска Витта»: «Я увидел старого человека. Он просто стоял на траве. И вдруг он наклонился, прикоснулся правой рукой к левому колену, потом сжал правой левое колено, затем эту руку поднес к носу, как бы положил ее, еще раз наклонился и еще какое-то движение. Затем всё началось сначала: снова эта рука касается колена, потом носа, и т. д. <...> Припадок длится минут пять, затем проходит, а наступает без предупреждения, может наступить в любое время. <...> Если мы возьмем эту метафору, растянем ее и предположим, что такое состояние может длиться не пять минут и не выражаться в виде болезни, а быть всю жизнь таким говорением в последовательности, чувствованием в последовательности переживаний, деланием в последовательности дел, то всё это есть своеобразная, экзистенциальная пляска св. Витта».

Можно же представить человека, который думает одно, говорит другое, а делает третье. Вспомним себя в подростковом возрасте, когда неприятная учительница высмеивала нас перед всем классом за какую-то там провинность. Глаза слезились, мы смотрели в пол. Текстом — или хамили в ответ, или причитающе извинялись (зависит от темперамента), а в голове в этот момент носились сотни ошметков мыслей о том, что теперь любимая одноклассница точно не пойдет с нами на дискотеку, враг получит еще один повод поиздеваться, маму вызовут к директору, и новых наушников теперь уже точно не видать… В этот момент сложность ситуации «сносила» наше рацио. Мы не слышали, что говорит учительница, и, скорее всего, даже не вспомнили бы через 15 минут, что ей отвечали в пылу своих обид и страхов. 

Сложность нынешней ситуации сносит рацио не только у подростков. Для усиления эффекта в заголовки пропаганды вынесены всем известные слова-триггеры, которые, как было понятно с детства, — про нехороших людей: фашист, предатель, националист. Если к этому добавить вековую традицию хамства, невежества и насилия, то ситуация кажется почти что безвыходной. Собеседники из разных «лагерей» просто не в состоянии вступать в коммуникацию. Одни пытаются приводить аргументы, находясь в рамках аристотелевской логики, других «сносит». Первые злятся. Вторые тоже. Финал зависит от стадии алкогольного опьянения и физической близости собеседника.

Антилогика, кстати, занятно устроена. Ее законы, вполне вероятно, еще предстоит изучить (хотя это будет похоже на работу с тенями из платоновского мифа «О пещере»). Например, есть «закон Зато». Как у Визбора — «Зато мы делаем ракеты». Или в народном детском стишке: «Мне мама в детстве выколола глазки, / Чтоб я в шкафу варенье не нашел. / Теперь я не хожу в кино, и не читаю сказки / Зато я нюхаю и слышу хорошо!» «Зато», будучи не просто «но», а «но, по сравнению со вторым, первое не имеет никакого значения», может оправдать всё что угодно. «Он бьет, зато не пьет», «Репрессии были, зато Сталин победил в войне», «Сейчас тяжело, зато потом будет лучше». И проч., проч., проч.

В общем, ситуация и правда так себе. Для ее решения потребуется бездна осмысленного педагогического труда (в будущем учителя станут не меньшими героями, чем врачи в ковидные времена). Но, думаю, и сегодня свободный человек, о котором писал Чехов, точно понимает, что никакое бытие сознание не определяет. Что по отношению к любой ситуации можно самоопределиться и понять, как в ней действовать. Главное — отнести всё перечисленное («раба по капле», «Пляску Витта», «закон Зато») к себе, чтобы в следующий раз, задаваясь вопросом «Зачем говорить, когда говорить не о чем?» быть в состоянии поставить себе режиссерскую задачу и суметь подействовать так, чтобы потом не пришлось оправдываться перед собой, другими людьми и Богом.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).