будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 10, 2025
Культура

Зачем слушать старую музыку? Чтобы перестать быть эгоистом!

Зачем слушать старую музыку? Чтобы перестать быть эгоистом!
RedPriest4

«Антиквариум» - новый фестиваль, говорящий о важном шаге российской культуры: мы вступаем на территорию старинной музыки, и вступаем по канонам цивилизованного мира. Эпоха барокко для нашей широкой публики ассоциируется до сих пор с костюмными представлениями на открытом воздухе, когда между дворцом и водоемом возникают фигуры в париках и фижмах, чтобы, уставившись в пюпитры, сыграть нечто монотонно-витиеватое. А между тем барокко  по-европейски – вовсе не парковый маскарад в стиле «Мира искусства», а серьезная отрасль музыкальной индустрии, которая покоится на трех слагаемых: нотном оригинале, историческом инструментарии и манера игры. Но главное – мировоззрение, считает  арт-директор фестиваля «Антиквариум», клавесинистка Ольга Филиппова. В том, что барокко – не засохший от бездействия экспонат, а живой и актуальный язык, она легко убедила Марину Борисову.

Всегда думала, что историческое музицирование для России, в отличие от Европы — экзотика.  В лучшем случае – область, в которой делаются первые робкие шаги. И вдруг – фестиваль, который ставит перед  фактом: аутентизм – давно сложившаяся система и целый мир.

Да, и в этом  мире мы давно живем. Я преподаю клавесин и старинный камерный ансамбль на Факультете исторического и современного исполнительства Московской консерватории, на фестивале играют мои ученики. Конечно, вложены большие усилия, чтобы все это состоялось. Но на самом деле в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске есть много увлеченных людей, которые сформировали публику и познакомили слушателей с этим направлением в музыке – историческим исполнительством. Мы все очень разные, но замечательно сосуществуем. Идея фестиваля «Антиквариум» возникла потому что нам всем показалось, что пора уже что-то сделать в Москве, чтобы представить самые разные школы исторического исполнительства -- не только европейские, но и российские.

Где вы научились всему этому?

Я начинала обучение в Московской консерватории как музыковед, и сначала пришла к этой музыке как исследователь. Потом увлеклась исполнительством  и стала учиться на тогда еще только открывшемся Факультете исторического и современного исполнительства. Но кроме все прочего, я посещала мастер-классы в Европе -- когда открылся железный занавес и все получили возможность ездить и получать информацию. Но в России в принципе прекрасная исполнительская школа, поэтому было легко перестроится и научиться мыслить по-другому. Меня увлекало посещение разных мастер-классов. Дело в том, что во всей этой музыке есть некое общее ощущение, и какие-то идеи легче схватить, когда слушаешь барочную скрипку, флейту или вокальную музыку.

Мне кажется, что фестиваль задуман в удобном формате – всего 3 дня. Это ваша идея?

Да. Была мысль сделать то, что отличается от всего происходящего вокруг. В России уже шесть лет существует фестиваль Early music в Петербурге. Он проходит осенью и построен по европейской модели: две недели, вечерние концерты. Москва – быстрый город с очень быстрым темпом сознания, поэтому мы хотели сделать что-то подходящее – компактный формат, все собираются в одном месте. Эту затею оказалось возможно осуществить в Доме музыки: здесь есть разные залы, разные возможности и разные площадки. Компактность необходима, чтобы слушатель мог познакомится с самыми разными направлениями, и не успев забыть одно, сравнил его с другим. 

«Антиквариум» выделяется в насыщенной московской жизни: городу он интересен. А зачем он нужен вам?

Я задавала себе этот вопрос, и он очень важен для меня. В этой музыке и вообще в этой культуре совершенно другое, чем у нас, отношение к миру. В ней есть то, что утратил 20-й век – вкус к ремесленничеству, вкус к тактильному ощущению жизни. К внимательному ощущению звука и всех процессов вокруг человека. В этой музыке есть гармония человека с окружающим миром. Сейчас, когда мы задавлены информацией, которая диктует  нам законы поведения, человек даже не успевает проанализировать то, что с ним происходит не успевает услышать, увидеть, разглядеть, почувствовать. Старая музыка учит разглядывать и вслушиваться. Для этого я и делаю фестиваль «Антиквариум». Чтобы люди в своей собственной повседневной жизни учились различать детали – слуховые, визуальные – любые. Начиная от распускающегося листка и заканчивая тем, как вообще движется звук в естественной акустике.

В вашем замечательном буклет проводится мысль о необратимости времени и быстротечности жизни. Как это связано с музыкой барокко?

Звук, который существует в этой музыке – совершенно особая история. Исполнитель его не выстраивает, а только направляет. Большую роль играет умение слушать отзвук: ведь звук уходит  в тишину и возвращается к нам. В самом этом процессе есть идея угасания и возрождения. Идея тайны жизни.

Музыка барокко не певческая, а речевая: мы же в нашей речи не растягиваем слова, а говорим с естественной скоростью нашего дыхания. Так и в музыке барокко, опирающейся на естественное звукоизвлечение. К примеру, на скрипке играют без вибрато – то есть продления жизни звука с помощью физических усилий. Естественный звук отправляется в акустику и в ней остается. 

Какие качества открывает в себе современный человек, слушая музыку барокко?

Он перестает быть эгоистом.  Он учится слушать, что происходит вокруг него. Учится относиться к миру, исходя не из собственных эмоций, а из свойств самого мира. Старинная музыку этому учит. На клавесине нельзя совершать насилие. Поэтому человек, который на нем играет, должен перестроить не только пальцы, но и сознание.

На фото - английский ансамбль «Red Priest», представляющий на фестивале театрализованное шоу «Red Hot Baroque».

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).