будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Культура
Дельпеш Терез

Закат Запада

Мы публикуем статью директора отдела стратегическихисследований Комиссариата по атомной энергии Франции (CEA), старшего научныйсотрудник Центра исследований международных отношений (CERI), преподавателяфилософии одного из самых престижных французских высших учебных заведений EcoleNormale Supérieure Терез Дельпеш с ее любезного согласия и вавторизованном ею переводе. Оригинал опубликованв Le Monde.

К теме упадка Запада все чаще обращаются те, кто взращивает в себе поотношению к нему недоброжелательность, желание реванша или откровенную вражду.Это Россия, художественное наследие которой образованными людьми на Западе давновоспринимается как часть западной культуры. Это Китай, который с плохоскрываемым нетерпением ждет своего исторического часа. Это Иран, который взялна себя миссию распространения ислама в мире. Причем какие бы иные аргументы ниприводили власти этих стран, у них есть по меньшей мере одно весомоеобоснование своей позиции, а именно – возрастающее нежелание западного мира, втом числе США, оставаться субъектом истории.

Правда и то, что эти оппоненты неучитывают один, не менее важный, момент: упадок – одна из самых важных темзападной культуры, от написанной на рассвете греческой цивилизации поэмы «Трудыи дни» Гесиода до, по сути посредственного, но получившего большую известностьтрактата Освальда Шпенглера «Закат Европы», написанного в начале ХХ века. Цепочка«закатов» рефреном проходит по нашей истории, и назойливое возвращение к этойтеме обусловлено не страхом перед изменениями, течение которых западный мир,наоборот, ускорил, а самой, признаем это, навязчивой идеей падения. Это не толькоиудео-христианское наследие: еще до христианских падших ангелов в греческоймифологии уже было падение титанов. В обоих случаях люди, воспитанные на этихисториях, хранят память о невосполнимой утрате.

Философские и литературные варианты этого сюжета бесчисленны. «Тимей»Платона включает в себя рассказ о цикличности времени, где только божественноевмешательство смогло положить конец непрерывному упадку мироздания. До ПлатонаСократ увидел один из признаков упадка мысли в успехе софистов – Фрасимах иКалликл гораздо больше интересовались властью, а не истиной. В начале XVII векаДжон Мильтон в «Потерянном рае» создает настолько ужасное повествование о битвеангелов, что Бернард Броди выбрал его для вступления к одной из своих книг обатомной бомбе. Примерно в то же время Мигель де Сервантес посвящает свое самоеважное произведение ностальгии по рыцарству: печальный персонаж «Дон Кихота» олицетворяетгрусть человека, который не может жить в мире, где героизму и приключению осталосьместо только в воображении. Когда иллюзию становится невозможно поддерживать,он умирает от меланхолии под отчаявшимся взглядом своего верного друга Санчо,готового в одиночку продолжать сумасшедшие предприятия своего хозяина. За 12лет до «Заката Европы» Шпенглера Андрей Белый предложил гораздо более мощную версиюпожара, который начинал охватывать «старый мир» в начале ХХ века: «События унас закипают с быстротой. Вся Россия в огне. Этот огонь заливает все. И тревогидуши, и личные печали сливаются с горем народным в один красный ужас».

В целом, как говорил Жак Банвий, всё всегда идёт плохо. Вера в лучезарноебудущее, счастливый завтрашний день – всего лишь побочное явления в западнойкультуре, которое к тому же чаще всего заканчивается катастрофой. Это в полноймере показало прошедшее столетие.

Так что пессимизм не так уж плох. Этопредостережение, которым обычно не пренебрегали великие умы. Даже авторы, чьиоптимистичные высказывания о ходе истории принято цитировать, часто бережносохраняли солидную дозу пессимизма. Так, Иммануил Кант, чью идею о вечном мирепринято превозносить, несомненно, из-за того, что она не была ни утопичной, нитуманной, признавал, что кривое дерево человечества выпрямить не удастся.

Этот вывод европейцам так до конца и не удалось донести до американцев,райский сад которых лишён главного персонажа – змея. Это отсутствие, если можнотак выразиться, особенно заметно в администрации Обамы, который открылсянавстречу всем ветрам, не боясь даже того, что его продует в начале зимы.Американский президент должен был бы перечитать Германа Мелвилла, которого,несмотря на его шотландские корни, можно считать одним из величайших писателей,порожденных Америкой.

В увлеченности темой заката есть свои опасности – оно расхолаживает любыечеловеческие начинания, и, хуже того, порождает своего рода приятие упадка. Именнотакова позиция Жан-Батиста Кламанса в «Падении» Камю: все виноваты в том, что вэтом мире распад в порядке вещей, а искупление – лишь обман; невозможны ниценности, ни иерархии, ни здравый смысл; разница между убийцей и его жертвой – вопросточки зрения, как и отличие «хорошего» способа правления от «плохого», изображенноена знаменитых сиенских фресках. Можно погрязнуть в упадке – общественном ичастном – как другие погрязают в трясине, и найти там некоторый комфорт: вещитаковы, каковы они есть, так зачем волноваться?

Но значимость темы заключается ввозврате к себе и в рефлексии, которая позволяет оценить заблуждения и ошибки идать оценку этическому оцепенению, в которое погрузился мир. Народы, которыеотказываются интересоваться своим прошлым, никогда не достигнут историческойзрелости. Имеющий уши да услышит! Поскольку западные страны провелидесятилетия, пытаясь осознать бездну, в которую они провалились, у них естьнастоящее превосходство над Китаем и Россией, которым ещё предстоит это обдумать.Европейцы сегодня отдают себе отчёт, что оказались «посреди развалин большойбури» как писал Бальзак о тех, кто уцелел после Великой Французской революции. Чтобыубедиться в этом, достаточно просто следить за немецким кино.

Только рефлексия и памятьмогут дать силу, чтобы суметь различить в насилии и дезориентациисегодняшнего дня прелюдии будущих потенциальных катастроф. Они же представляютсобой первый шаг попытки их избежать. Если старые бойни стали табуированнойтемой, как можно осуждать их сегодня? Если связи Пекина с режимом Пола Потабыли подвергнуты критике только с началом процесса над «Красными кхмерами»,если количество жертв Культурной революции не стало предметом ни однойсерьёзной работы в Китае, если архивы ГУЛАГа или войны в Чечне до сих порзакрыты российскими властями, что мы должны думать об отношении этих стран кбудущим бойням?

Конечно, одного возврата к себе недостаточно.Западному миру предстоит иметь дело с мучительными проблемами, которые двигалиразум в сторону «головоломок» и «мелочей», открытых Карлом Поппером в 1945 году.Они обозначили процесс, который привел к сужению наших интеллектуальныхгоризонтов именно тогда, когда появление новых средств массовой коммуникациисоздали огромные возможности для их расширения. Это реванш сакрального иошеломляющее возрождение религии в ее самых жестоких и деструктивных формах.Впрочем, в духовной пустоте наших обществ этот реванш не находит другогоотпора, кроме вооруженного. На Западе работа над этими вопросами тольконачалась. Но дар памяти для народов, как и для отдельных людей – это началопсихологического излечения. Этим и объясняется интерес к теме упадка.

В заключение: цель обращения к теме упадка заключается не в том, чтобылюбоваться сумрачным состоянием культуры и предвосхищать триумфальный выходАзии на мировую арену. О чём же, собственно, идет речь, когда упоминается стольразнородный конгломерат стран и культур? И кто может сказать, что готовит намэто пришествие? Будущее представлялось бы нам не столь беспросветным, если бымы извлекли выводы из совсем простой истины: единственный способ участвовать всоздании более стабильного мира – это бороться только оружием идей. А лучшиесредства для того, чтобы порождать идеи, имеют те, кто осознает трагизмистории. Знаменитые катастрофы ХХ века составляют часть нашего наследия. Мы –создания упадка и бездны, жаждущие возрождения и спасения. Многие народы моглибы узнать в этом зеркале себя.

Терез Дельпеш - директор отделастратегических исследований Комиссариата по атомной энергии Франции (CEA),старший научный сотрудник Центра исследований международных отношений (CERI),преподаватель философии одного из самых престижных французских высших учебныхзаведений Ecole Normale Supérieure. Из-под пера Терез Дельпеш вышло несколькокниг: "Настоящая война" о войне технологий, "Политика хаоса"о системе международных отношений и "Одичалость", в которой авторсравнивает 1905 и 2005 годы. Кроме того, Дельпеш - автор двух книг об Иране.

 "Мне интересныфилософские темы, но мои личные предпочтения тяготеют к литературе иистории", - говорит она. Среди любимейших поэтов Дельпеш - Александр Блоки Андрей Белый.

Дельпеш Терез
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).