Перед вами текст радиопередачи "Культтовары" - совместного проекта радио "Культура" и раздела прагматики культуры". С сегодняшнего дня программа выходит в новом формате. Подробнее о "Культтоварах" читайте здесь.
Леонид Клейн. На одной из центральных улиц Нью-Йорка проходят съемки нового реалити-шоу с участием кошек. Для новой программы построен специальный дом, в котором нет людей, зато есть маленькие диваны, кровати и даже аквариум с искусственными рыбками.
За победу сражаются десять бездомных кошек. Сражаются они, разумеется не друг с другом, а за главный приз, которым станет хозяйка, миска свежего китти-кэта и уютный коврик. В общем за Кошкин дом.
Майя Кучерская. Мне это напоминает еще одно , правда российское реалити-шоу, участники которого тоже борются за право жить в своем ДОМЕ.
Леонид Клейн. Однако в кошачьем шоу хозяев обретет каждый хвостатый участник. Хотя так же, как и в аналогичных программах для людей, звери должны выполнять различные задания, кошачьи, разумеется - урчать и наперегонки ловить мышей.
Майя Кучерская. Леня, а Вам не кажется, что получается какая-то не совсем политкорректная игра в кошки-мышки. Кошки играют, а мышки страдают.
Леонид Клейн. Не беспокойтесь, Майя. Мышки будут искусственные. Вообще бесконечная любовь к животным все сильнее захватывает человеческие сердца. Отношение к братьям нашим меньшим давно стало мерилом политкорректности. Складывается впечатление, что за последнее десятилетие животные отвоевывают себе все больше места в жизни человечества. Звери все чаще становятся героями новых передач, фильмов, сериалов – начиная с мультика «В поисках Немо», программ типа « Animal cops », в которых рассказывается о спасении животных, кончая той же «Лесной братвой» или новым фильмом про Лесси.
Майя Кучерская. Подождите , Леня, но этой традиции столько же лет, сколько сказкам про животных, и народным, и литературным. Вспомните того же Андерсена - «Гадкого утенка», «Дюймовочку» или нашего русского зайку, которого лиса выгнала из лубяной избушки.
Леонид Клейн. Да, но в традиционных сказках лиса, волк или ласточка со слепым кротом все-таки олицетворяли людей, и никогда не противопоставлялись миру человека, как в той же «Лесной братве», где люди и в прямом и переносном смысле живут за изгородью.
Майя Кучерская. То есть вы хотите сказать, никогда не существовало культа животных, особенно домашних питомцев, для которых сегодня строятся гостиницы, выпускается специальная еда, каталоги собачьих стрижек и памперсы для щенков.
Леонид Клейн. Впрочем, культ тех же кошек, например, существует и в литературе. Это и знаменитая «Книга Старого Опоссума о практичных кошках» Томаса Элиота, послужившая либретто к знаменитому мюзиклу, и роман Гофмана «Житейские воззрения Кота Мура», и кот Бегемот, и кот Матроскин, и даже Гарфилд.
Майя Кучерская. Да, и в этом смысле создатели нового кошачьего реалити-шоу эксплуатируют не только нежные чувства американцев к животным, но и заполняют очередную страницу в мировом культурном мифе «Кошки».
Леонид Клейн. Так что выходит, коты умеют не только примус починять, но и участвовать в реалити-шоу.