будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
мультипликация некролог
Июль 17, 2025
Культура
Блохина Мария

Жил-был режиссер

Жил-был режиссер
106554_640
Эдуард Назаров.. Источник: Фото: vlasovchel.livejournal.com

Режиссер, мультипликатор и художник, народный артист России Эдуард Назаров скончался в воскресенье, 11 сентября, в возрасте 74 лет, сообщает ТАСС. В пресс-службе Международного фестиваля «Крок», которым руководил Назаров, рассказали, что режиссер болел давно, у него были проблемы с сосудами, но при этом он до последнего продолжал активно работать. После перенесенных операций он работал из дома, консультировал студентов и помогал советами бывшим ученикам, а также читал большое количество сценариев и работал в составе экспертного совета Национальной анимационной премии «Икар».

Эдуард Назаров родился в Москве в 1941 году. После школы он отучился в Строгановском художественно-промышленном училище, получил дипломы дизайнера и дизайнера по интерьерам, однако скоро осознал, что это не его призвание. С 18 лет Назаров начал работать в мультипликации, стартом его карьеры стала должность прорисовщика, следующей ступенью оказалась работа ассистентом художника-постановщика у Михаила Цехановского, а затем и художником-постановщиком у Федора Хитрука.

 
Эдуард Назаров. Источник: liveinternet.ru

Его режиссерским дебютом стал короткометражный мультфильм «Бегемотик» для «Веселой карусели», за ним последовал мультфильм «Принцесса и людоед». После этого в карьере Назарова было пять авторских мультипликационных фильмов: «Охота», «Жил-был пес», «Про Сидорова Вову», «Мартынко» и «Приключения муравья».  В качестве художника-постановщика он работал над созданием анимационных картин «Остров», «Икар и мудрецы», всеми сериями про Винни-Пуха и другими, а также он самостоятельно писал сценарии к своим фильмам и озвучивал некоторые роли.

При этом публике Назаров лучше всего известен именно созданием простой и доброй украинской сказки «Жил-был пес» в 1982 году. Сам режиссер изначально хотел, чтобы сценарий к этому мультфильму создал писатель, но не сложилось. Назаров обратился к профессионалу — сценаристу Сергею Иванову, но остался недоволен результатом, и сел писать сам. В одном из интервью Эдуард Назаров рассказывал, что не хотел писать на избитые темы и потому взялся за простую сказку о том, как в лесу встретились старый волк и пес.

 
Кадр из мультфильма "Жил-был пёс".

 

«В голове застряла единственная фраза — «сейчас спою». Стал размышлять: они же всю жизнь были врагами, а как это показать? Они должны долго разговаривать? Нет. Сидеть рядом и думать, а над головами у них будут шарики летать с картинками? Тоже нет. В конце концов, все свелось к маленькому диалогу в лесу: «А помнишь, как ты меня гонял?» И оказалось, что больше ничего и не надо!», — рассказывал режиссер «Газете». Так он создал именно тот мультфильм, который сейчас так любим многими, а в 2012 году голосованием зрителей и аниматоров со всей страны он был признан лучшей анимационной лентой столетия.

Накопив достаточно опыта в мультипликации, Эдуард Назаров начал им делиться: с 1979 по 2000 год он преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров, а в 1993 году  совместно с Андреем Хржановским, Федором Хитруком и Юрием Норштейном участвовал в создании школы-студии мультипликаторов-режиссеров «Шар». К тому же, он принимал участие в проекте Юрия Красного, целью которого было создание мультфильма на основе рисунков детей-инвалидов. Последние девять лет Эдуард Назаров занимал пост художественного директора студии «Пилот».

 
День рождения Эдуарда Назарова на студии "Пилот". 2007 год. Фото Марины Тябут

Эдуард Назаров был настоящим авторитетом в анимационной среде и активно отстаивал свою позицию и права. Так, например, в 2009 году он был среди режиссеров и мультипликаторов, выступавших против производства игрушек с использованием образов из советских мультфильмов, художники мотивировали это тем, что только они обладают правами на использование созданных ими мультипликационных образов. А в 2011 году Эдуард Назаров вместе с Леонидом Шварцманом, Андреем Хржановским и Юрием Норштейном направили в руководство страны письмо, в котором они высказывали обеспокоенность тем, в каком состоянии оказался «Союзмультфильм», крупнейшая мультипликационная студия в России. Тогда аниматоры попросили финансирование в размере 250-300 миллионов рублей в течение восьми лет. После этого президент Владимир Путин встретился с активистами, выслушал их и пообещал студии поддержку со стороны государства в размере полумиллиарда рублей.

Спустя еще два года Назаров совместно с коллегой-мультипликатором Гарри Бардиным и депутатом Госдумы Игорем Зотовым подготовили и направили письмо главе министерства культуры Владимиру Мединскому, в котором предложили показывать ученикам младших классов 50 лучших отечественных мультфильмов. Однако эта инициатива не нашла поддержки в Госдуме.

Талант Назарова был признан на высшем уровне, он заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР и народный артист России.

 
Шарж Эдуарда Назарова на Юрия Норштейна. Источник: ЖЖ МИхаила Алдашина

Его друг, режиссер Юрий Норштейн уверен, что для большинства зрителей Назаров был абсолютно выдающимся и феноменальным режиссером. «Он работал как сумасшедший. Помимо всего, он был блестящий рисовальщик. Что касается его фантазий, у меня хранится его рисунок, который он сделал еще в 83-м году, принес на мой день рождения. Он нарисовал меня по фильму «Сказка сказок», сидящим на ветке вместе с вороной, и кормящим ворону яблоком. Вот это его абсолютно несравненный юмор, и мы все жили под этим хохотом. Сам он никогда откровенно не смеялся, он так только улыбался, чуть-чуть кривовато, в свои усы, и все», — поделился воспоминаниями Норштейн в эфире радиостанции «Говорит Москва». По его словам, Назаров был наполнен не только юмором, но и всеми печалями жизни, которые нас окружают.

 
На фестивале "Крок". 2004 год. Фото Виктора Горячева

Другой его коллега, советский и украинский режиссер Давид Черкасский назвал уход Назарова ужасной потерей: «Он был гениальный человек, потрясающий рисовальщик, потрясающий режиссер. Он так рано закончил делать картины. Я даже не знаю, от чего он умер. Он был диабетик, ему ампутировали ногу. Это огромная потеря, просто ужас. Жалко себя, что ты уже не увидишь, не поговоришь с ним. Ужасно, просто ужасно», — приводит РЕН ТВ слова Черкасского.

Блохина Мария
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).