будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Кинотавр кино
Июль 14, 2025
Культура
Клейн Леонид

Живой ноль

Живой ноль
peyzaj

Непосредственно перед демонстрацией картины режиссер Валерий Рубинчик попросил публику не воспринимать «Нанкинский пейзаж» буквально. Непонятно, зачем понадобилось это предупреждение, поскольку фильм не дает ни единого повода для прямой реалистической интерпретации. Один из первых кадров: главный герой (Константин Лавроненко) сидит в поезде и разговаривает с женщиной, лица которой мы не видим. Потом он выходит из купе и сталкивается с другой девушкой - китаянкой, облаченной в традиционный костюм гадалки. Герой не желает встречи с судьбой, пытается убежать от зловещей незнакомки, но она неотступно следует за ним, отчего сразу становится страшно. Погоня в поезде – один из самых распространенных киноштампов – снята свежим операторским взглядом: испуганные глаза сорокалетнего европейца и гневное и одновременно бесстрастное лицо китаянки. На головном уборе гадалки – маленькие колокольчики, которые нервно вздрагивают при беге. Хлопанье дверей вагона. Стук колес. Куда вообще едет этот поезд?

«Нанкинский пейзаж» - это путешествие в пространстве и времени. Главный герой, в начале двадцатого века служивший в Китае, где занимался средневековой культурой, теперь попадает Москву тридцатых годов. Там, в Китае была пережита любовная драма: вспышки памяти, снятые в винтажном стиле, постоянно врываются в киноповествование, и мы видим пластичную, тихую и безумно обаятельную девушку и влюбленного европейца, благоговейно наблюдающего за ней. Прошлое не отпускает, и постаревший одинокий герой усердно, но тщетно пытается вытеснить из сознания главные впечатления своей жизни. Например, знакомится с милой русской девушкой Надей…

Впрочем, сюжет пересказывать бессмысленно. И не только потому, что кинотекст «Нанкинского пейзажа» не строится вокруг внешнего событийного ряда. Дело в том, что фильм не только о глубоко личной любовной драме, но и об эпохе тридцатых годов, о главных мифах и символах двадцатого века. И об истории вообще. Картина построена как причудливое, но при этом очень цельное сцепление образов, деталей и … цитат. Главный герой в какой-то момент вдруг произносит: «Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето…» Эти строки написаны Мандельштамом в 1931 году, но из какого времени их читает специалист по средневековой китайской культуре? Не важно. Потому что даже если в этот момент герой находится в тридцатых годах, он все равно не мог знать этого стихотворения, впервые опубликованного много позже. При этом никакой исторической неточности здесь нет, просто вместо логики хронологического соответствия начинает работать поэтическая логика Мандельштама:

Уж до чего шероховато время,
А все-таки люблю за хвост его ловить…

И цепкий взгляд режиссера ловит историю за хвост, пытаясь склеить  образ двадцатого века из отдельных временных осколков. Главный герой – специалист по китайскому фарфору (в кадре несколько раз появляются вазы, в том числе и разбитые), и зрительская память услужливо находит нужную подпись к этому визуальному ряду:  
 
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко… 

Ни этой, ни предыдущей цитаты в фильме нет, но все киноповествование как будто скреплено мандельштамовским текстом. Красивая и нежная девушка Надя работает в парикмахерской. Однажды один из клиентов, испугавшись обнаженного лезвия, отказывается бриться и уходит. На его место тут же садиться другой, то ли уголовник, то ли сотрудник НКВД, сам когда-то пострадавший от режима, которому он снова теперь ревностно служит. И так и хочется произнести хрестоматийное: 

Власть отвратительна, как руки брадобрея.

Даже сама китайская тематика во многом вырастает из Мандельштама:
 

А иногда пущусь на побегушки
В распаренные душные подвалы,
Где чистые и честные китайцы
Хватают палочками шарики из теста,
Играют в узкие нарезанные карты
И водку пьют, как ласточки с Ян-дзы.

Впрочем, Китай в фильме – это не только вазы, виды буддийского храма, эротические рисунки или обрывки мандельштамовских строчек. Китай – это страшный символ времени, напоминающий и об азиатском характере сталинской власти, и о дикой дружбе-вражде с диковатым восточным соседом. В сознании героя Китай – это зыбкая, подвижная и до сих пор живая картина, невоплощенная мечта, которая, тем не менее, продолжает его терзать и вдохновлять. В сознании эпохи – это тяжела поступь тоталитарной власти, это застывшая мощь системы, это непробиваемая стена, которая – даже будучи московской кремлевской – все равно остается китайской. В начале фильма мы видим, как археологи в Китае откапывают огромную древнюю статую. В самом конце картины каменное изваяние везут по московской набережной и пытаются водрузить куда-то с помощью подъемного крана. Историческое пространство превращается в огромный Китай-город, из которого некуда деться. 

…Финальные кадры фильма – реальная кинохроника тридцатых годов. Бодрые спортсмены и спортсменки встают  в круг и выполняют различные телодвижения, изображая то ли солнце, то ли цветок, то ли просто окружность. То, что мы видим на экране, почти полностью повторяет последний рекламный ролик «Билайна», который крутят на фестивале перед каждым фильмом. В клипе бодрые билайновцы берутся за руки и танцуют в хороводе, символизируя единство тарифов внутри сети. Хореографическая композиция называется «Живой ноль».

Согласитесь, довольно жуткий рекламный слоган. И довольно страшный образ эпохи. 

 Попробуйте меня от века оторвать,--
Ручаюсь вам -- себе свернете шею!

Клейн Леонид
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).