будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 19, 2025
Культура
Клейн Леонид

Золотой Овен: 6 призов для "9 роты"

С этого года в процедуру проведения конкурса были внесены изменения. Отныне "Золотой Овен" решено присуждать по результатам голосования не только столичных журналистов, но и их коллег из других городов. Так известная кинопремия стала действительно общенациональной.

По оценкам отечественной прессы лучшим фильмом 2005 года была признана картина "9 рота". То, что афганский блокбастер Бондарчука победит, было понятно заранее. Несколько неожиданным стало лишь количество призов, которыми, наградили "9 роту" - лучшая операторская работа, лучшая музыка, лучший игровой дебют и даже лучшая женская роль второго плана, что уже явный перебор, так как у Ирины Рахмановой в фильме не роль, но скорее, эпизод, и проигрыш Чулпан Хаматовой ("Гарпастум") в этой номинации выглядит несколько странным. Но как говорится, the winner takes it all, и всем остальным пришлось подбирать крохи, оставшиеся от пира победителей: лучшая режиссура - Алексей Герман младший ("Гарпастум"), лучшая главная мужская роль - Евгений Миронов ("Космос как предчувствие"), лучшая мужская роль второго плана - Никита Михалков ("Статский советник"), лучшая главная женская роль - Татьяна Васильева ("Попса"), лучшая работа художника - Светозаров ("Турецкий Гамбит"). "9 рота" была призн ана лучшим фильмом не только по мнению экспертов, но и по результатам "открытого народного" голосования. Кто бы сомневался.

Итак, голоса были отданы за самый прибыльный кинопроект прошлого сезона. Если это и есть основной критерий отбора, то лучший фильм 2006 года известен уже сегодня: "Дневной дозор" обогнал "9 роту" и по кассовым сборам (6.7 млн долларов у Бондарчука и 9 млн у Бекмамбетова в первые дни проката), и по числу зрителей. И вряд ли кому-нибудь еще удастся так же мощно опустошить кошельки российских обывателей, как это удалось "Дневному". Разве что "Сумеречному", но это уже история будущего года.

Если же посмотреть, кто конкурировал с "9 ротой", то окажется, что финансовый успех - далеко не главный показатель. Самая интересная история с номинацией "Лучший фильм года". Наряду с картиной Бондарчука были представлены "Солнце" Сакурова и "Первые на Луне" Алексея Федорченко. Последний фильм - хоть и с большим отрывом - оказался на втором месте, и соперничал с "9 ротой" еще в номинации "Лучший игровой дебют". Трудно себе представить более противоположные по поэтике, стилистике и адресату картины. "И дело не только в том, что "9 рота" фильм зрительский и массовый, а "Первые на Луне" - это авторское, "не для всех" кино, которое известно лишь специалистам. Противоположны эти фильмы прежде всего по своему идеологическому месседжу. Если последняя фраза в "9 роте" звучит примерно так: "Мы свою войну выиграли", то общим итогом "Первых на Луне" вполне может быть такой: "Мы проиграли". И это при том, что в действительности все было ровно наоборот. Афганская война проиграна, а в космосе мы долго удерживали первенство, хотя и не побывали на Луне.

Эта идеологическая развилка очень показательна. Бондарчук создает новый миф о славном советском прошлом, Федорченко безжалостно разрушает старые. Речь как всегда идет о "России, которую мы+" то ли потеряли, то ли нашли, то ли сами себе придумали. Другие два фильма, которые появлялись в нескольких номинациях, и значит, были претендентами на победу, "Космос как предчувствие", и "Гарпастум" - в сущности на ту же тему. Алексей Учитель снял фильм о том, как несмотря ни на что "жизнь была совсем хорошая", а Герман младший - о России как о "русском поле", которое, как ни старайся, никогда не превратится в футбольное.

Организатор и ведущий церемонии Марк Рудинштейн, открывая вечер сказал: "На "Золотом глобусе" побеждают гомосексуалисты и транссексуалы", а на "Золотом Овне" все нормально, никаких отклонений: награды получают мужчины и женщины.

Кажется, он ошибся: призы в основном получали патриоты.

См. также:

Федор Бондарчук: На войне люди должны писаться и кричать 

Елена Яцура: Бондарчук в принципе не мог сделать ерунду

Леонид Клейн. Купите йероплан. Рецензия на фильм "Первые на Луне".

Комментарий дня. Режиссер "Первых на Луне" Алексей Федорченко комментирует победу "9-й роты"

Клейн Леонид
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).