Размер «эго» режиссера блокбастера – на редкость конкретная величина: она измеряется бюджетом и подтверждается кассовыми сборами. За 72 дня и 130 миллионов долларов Стивен Спилберг перебросил марсианских триподов из Англии, где разворачивается действие «Войны миров» Герберта Уэллса, в Америку, обесточил полстраны и заставил Тома Круза спеть колыбельную Дакоте Фаннинг.
Для сравнения: бюджет самого дорогого эпизода «Звездных войн» - «Эпизод II. Атака клонов» - составил 120 миллионов долларов. Такой фильм, да еще и экранизация культового романа Уэллса, с которого, по сути, началась «марсианская фантастика» в 1898 году, - лакомый кусок для любого проката.
Организаторы XXVII Московского международного кинофестиваля хотели показать фильм Спилберга на закрытии, но продюсеры поставили условие: не писать о нем до его мировой премьеры 29-го июня. На это, конечно, не пошел бы ни одни журналист в мире, если даже в фильме у останков развороченного «Боинга», рухнувшего на американский пригород, у героя Тома Круза пытаются взять интервью для телеканала.
Поэтому для московской публики, как и для всех в мире, «Война миров» началась сегодня, 29-го июня 2005 года. Спилберг довольно сильно изменил сюжет Уэллса, оставив только его центр: высадку инопланетян на Землю и последующее истребление людей.
Действие фильма происходит в наши дни, а не в XIX веке, как у Уэллса. Соответственно, главный герой – уже не английский ученый и джентльмен, который весь роман жаждет воссоединиться с женой, потерянной в суматохе, а американский грузчик, которому бывшая жена оставляет двоих детей перед самым инопланетным нашествием.
Огилви – герой, который тоже есть в романе, - у Спилберга превращается в полусумасшедшего фермера, бредящего войной, сопротивлением и секретными подкопами. Таким образом, в фильме не остается ни одного персонажа, который бы смог порассуждать о философской стороне происходящего на хорошем английском, как у Герберта Уэллса. Поэтому здесь все только бегают и орут.
С особенным наслаждением орет одиннадцатилетняя Дакота Фаннинг, играющая дочку героя Тома Круза: ее роль заключается практически только в этом. Самого Круза Спилберг тоже поставил в ситуацию почти полного отсутствия актерской игры: в «Войне миров» нет любовной линии, нет долгих диалогов между персонажами, нет размышлений – то есть нет ничего, что можно было бы по-настоящему сыграть.
Зато здесь есть бронебойный комплект звезд (Том Круз, Дакота Фаннинг, Миранда Отто, Тим Роббинс и даже Джин Барри, сыгравший главную роль в «Войне миров» 1953 года), музыка Джона Уильямса, каждый второй саундтрек которого становится хитом («Спасая Рядового Райана», «Список Шиндлера», «Патриот» и весь «Индиана Джонс»), и неземной красоты спецэффекты, сделанные при сотрудничестве студии Джорджа Лукаса.
Спилберг заявлял, что в «Войне миров» не будет апокалиптических клише по-американски: разрушения достопримечательностей, репортеров, снимающих все это и погибающих под обломками и прочей Голливудской «сувенирки». Это не совсем так: режиссер не смог удержаться и не показать туристов, снимающих марсиан на мыльницу, упавшую любительскую камеру с кадрами разрушений и т.д. Но если отвлечься от этого, зрелище конца света у Спилберга получилось не только по-лукасовски грандиозным, но и по-своему прекрасным.
Фасад старинной церкви, отъезжающий от остального здания и рушащийся в лучах света; проносящийся мимо поезд, охваченный пламенем; осенние деревья, в один миг превращающиеся в факелы, - все это можно рассматривать само по себе, в отрыве от сюжета. Какой там сюжет, если на экране показывают такую красоту.
«Война миров» сделана как кинематографическая окрошка, и это ее сильная сторона. Здесь есть немного от «Звездных войн», немного от фильмов о войне типа «Спасая рядового Райана» и «Тонкой красной линии», немного от трэшевой «Войны миров» 1953 года, немного от «Властелина колец», немного от Герберта Уэллса… И есть реальный триллерский декаданс, который делает это кино по-настоящему стильным.
Это декаданс, взятый из японских фильмов ужасов, от которого одновременно мороз по коже и хочется смеяться. Лучшие кадры «Войны миров» - как под ярким солнцем по синей-синей реке мимо маленькой девочки, стоящей на берегу, плывут десятки человеческих трупов. Да и кадр с маленькой девочкой, стоящей на холме на фоне темно-багрового неба, которую герой Круза видит сквозь дыру в оконном стекле, взят прямиком из леденящего кровь «Звонка».
Удивительным образом спецэффекты, призванные показать вселенские масштабы разрушений, оказываются самой нестрашной частью фильма. А вот что действительно вызывает страх – так это сваленная в кучу массовка, топчущая сама себя на пристани у парома, или толпа, набрасывающаяся на единственную проезжающую машину, потому что всем нужно бежать.
Глядя на эти кадры, понимаешь, что можно было бы снять крайне дешевый и крайне страшный фильм о том, как люди сходят с ума в присутствии опасности и начинают убивать друг друга случайно, без ненависти и без каких-либо убеждений, а просто расчищая себе дорогу.
Собственно, роман Уэллса был именно об этом, так что в фильме доверие вызывают именно эти кадры. Во всем остальном слишком много нестыковок, возникших при переносе архаичного романного сюжета в двадцать первый век.
Спилбергу пришлось наделить инопланетян дополнительными способностями, иначе бравые ВВС США разделались бы с ними в первые же пять минут фильма. Но все равно многие привычки триподов вызывают в зале улыбку, хотя должны вызывать страх. Это и циничная сцена переработки человека с помощью иглы и клистирной трубки, это и камера на щупальце, от которой можно спрятаться за зеркалом и с которой можно сражаться обыкновенным топором.
При этом в фильме много милых деталей вроде трехногих инопланетян, которые разглядывают фотографии в разграбленном доме и пугаются велосипеда, который падает на них со стены. По сравнению, скажем, со «Звездными войнами» все это – подчеркнутое ретро, которое плохо сочетается с современным миром пластиковых пакетов, доступной мобильной связи, генетически измененных продуктов и других признаков земной цивилизации, сделавших человека абсолютно неспособным к выживанию.
Неспособность человека выжить как природное существо – одна из основных тем романа Герберта Уэллса. В финале его «Войны миров» марсиане погибают – но погибают сами собой, не справившись с земными бактериями, которые и выиграли для человечества войну с инопланетными захватчиками. А Спилберг, снявший «Рядового Райана» и «Парк Юрского периода», не верит в бактерии и не может уступить им победу над марсианами.
В финале фильма толпа ошалевших заложников рекламы, гигиены и полуфабрикатов из супермаркета во главе с героем Круза вдруг – по необъяснимым причинам – превращается в команду слаженно действующих бойскаутов, которые одной-единственной гранатой взрывают инопланетную машину-убийцу размером с восьмиэтажный дом. После этого остальные машины так расстраиваются, что теряют противоракетную защиту и разваливаются на глазах удивленной публики.
И в самом конце фильма за кадром идет текст про то, что, мол, человек отстоял свое право жить на Земле, распоряжаться своей судьбой и заказывать пиццу на дом, если ему так хочется. И зритель выходит из зала с ощущением, что героический американский народ опять одержал победу – и что здесь что-то не так.
Но если уйти за двадцать минут до финала и не смотреть, как героический американский народ разделывается с бедными инопланетянами, «Война миров» оставит впечатление лучшего фантастического блокбастера последних десяти лет, переплюнувшего и «Звездные войны», и «Властелина колец». Джордж Лукас теперь может реабилитироваться, только пересняв за бешеные деньги старые эпизоды своей саги, а вот у Питера Джексона шанс поквитаться появится уже в декабре, когда на экраны выйдет его «Кин-Конг» - еще одно многомиллионное чудовище. Посмотрим, сумеет ли героический американский народ сделать что-то на этот раз.
Фото с сайта www.kinokadr.ru