будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 14, 2025
Культура
Идлис Юлия

Звездная война миров

Звездная война миров
voina3

Размер «эго» режиссера блокбастера – на редкость конкретная величина: она измеряется бюджетом и подтверждается кассовыми сборами. За 72 дня и 130 миллионов долларов Стивен Спилберг перебросил марсианских триподов из Англии, где разворачивается действие «Войны миров» Герберта Уэллса, в Америку, обесточил полстраны и заставил Тома Круза спеть колыбельную Дакоте Фаннинг.

Для сравнения: бюджет самого дорогого эпизода «Звездных войн» - «Эпизод II. Атака клонов» - составил 120 миллионов долларов. Такой фильм, да еще и экранизация культового романа Уэллса, с которого, по сути, началась «марсианская фантастика» в 1898 году, - лакомый кусок для любого проката.

Организаторы XXVII Московского международного кинофестиваля хотели показать фильм Спилберга на закрытии, но продюсеры поставили условие: не писать о нем до его мировой премьеры 29-го июня. На это, конечно, не пошел бы ни одни журналист в мире, если даже в фильме у останков развороченного «Боинга», рухнувшего на американский пригород, у героя Тома Круза пытаются взять интервью для телеканала.

Поэтому для московской публики, как и для всех в мире, «Война миров» началась сегодня, 29-го июня 2005 года. Спилберг довольно сильно изменил сюжет Уэллса, оставив только его центр: высадку инопланетян на Землю и последующее истребление людей.

Действие фильма происходит в наши дни, а не в XIX веке, как у Уэллса. Соответственно, главный герой – уже не английский ученый и джентльмен, который весь роман жаждет воссоединиться с женой, потерянной в суматохе, а американский грузчик, которому бывшая жена оставляет двоих детей перед самым инопланетным нашествием.

Огилви – герой, который тоже есть в романе, - у Спилберга превращается в полусумасшедшего фермера, бредящего войной, сопротивлением и секретными подкопами. Таким образом, в фильме не остается ни одного персонажа, который бы смог порассуждать о философской стороне происходящего на хорошем английском, как у Герберта Уэллса. Поэтому здесь все только бегают и орут.

С особенным наслаждением орет одиннадцатилетняя Дакота Фаннинг, играющая дочку героя Тома Круза: ее роль заключается практически только в этом. Самого Круза Спилберг тоже поставил в ситуацию почти полного отсутствия актерской игры: в «Войне миров» нет любовной линии, нет долгих диалогов между персонажами, нет размышлений – то есть нет ничего, что можно было бы по-настоящему сыграть.

Зато здесь есть бронебойный комплект звезд (Том Круз, Дакота Фаннинг, Миранда Отто, Тим Роббинс и даже Джин Барри, сыгравший главную роль в «Войне миров» 1953 года), музыка Джона Уильямса, каждый второй саундтрек которого становится хитом («Спасая Рядового Райана», «Список Шиндлера», «Патриот» и весь «Индиана Джонс»), и неземной красоты спецэффекты, сделанные при сотрудничестве студии Джорджа Лукаса.

Спилберг заявлял, что в «Войне миров» не будет апокалиптических клише по-американски: разрушения достопримечательностей, репортеров, снимающих все это и погибающих под обломками и прочей Голливудской «сувенирки». Это не совсем так: режиссер не смог удержаться и не показать туристов, снимающих марсиан на мыльницу, упавшую любительскую камеру с кадрами разрушений и т.д. Но если отвлечься от этого, зрелище конца света у Спилберга получилось не только по-лукасовски грандиозным, но и по-своему прекрасным.

Фасад старинной церкви, отъезжающий от остального здания и рушащийся в лучах света; проносящийся мимо поезд, охваченный пламенем; осенние деревья, в один миг превращающиеся в факелы, - все это можно рассматривать само по себе, в отрыве от сюжета. Какой там сюжет, если на экране показывают такую красоту.

«Война миров» сделана как кинематографическая окрошка, и это ее сильная сторона. Здесь есть немного от «Звездных войн», немного от фильмов о войне типа «Спасая рядового Райана» и «Тонкой красной линии», немного от трэшевой «Войны миров» 1953 года, немного от «Властелина колец», немного от Герберта Уэллса… И есть реальный триллерский декаданс, который делает это кино по-настоящему стильным.

Это декаданс, взятый из японских фильмов ужасов, от которого одновременно мороз по коже и хочется смеяться. Лучшие кадры «Войны миров» - как под ярким солнцем по синей-синей реке мимо маленькой девочки, стоящей на берегу, плывут десятки человеческих трупов. Да и кадр с маленькой девочкой, стоящей на холме на фоне темно-багрового неба, которую герой Круза видит сквозь дыру в оконном стекле, взят прямиком из леденящего кровь «Звонка».

Удивительным образом спецэффекты, призванные показать вселенские масштабы разрушений, оказываются самой нестрашной частью фильма. А вот что действительно вызывает страх – так это сваленная в кучу массовка, топчущая сама себя на пристани у парома, или толпа, набрасывающаяся на единственную проезжающую машину, потому что всем нужно бежать.

Глядя на эти кадры, понимаешь, что можно было бы снять крайне дешевый и крайне страшный фильм о том, как люди сходят с ума в присутствии опасности и начинают убивать друг друга случайно, без ненависти и без каких-либо убеждений, а просто расчищая себе дорогу.

Собственно, роман Уэллса был именно об этом, так что в фильме доверие вызывают именно эти кадры. Во всем остальном слишком много нестыковок, возникших при переносе архаичного романного сюжета в двадцать первый век.

Спилбергу пришлось наделить инопланетян дополнительными способностями, иначе бравые ВВС США разделались бы с ними в первые же пять минут фильма. Но все равно многие привычки триподов вызывают в зале улыбку, хотя должны вызывать страх. Это и циничная сцена переработки человека с помощью иглы и клистирной трубки, это и камера на щупальце, от которой можно спрятаться за зеркалом и с которой можно сражаться обыкновенным топором.

При этом в фильме много милых деталей вроде трехногих инопланетян, которые разглядывают фотографии в разграбленном доме и пугаются велосипеда, который падает на них со стены. По сравнению, скажем, со «Звездными войнами» все это – подчеркнутое ретро, которое плохо сочетается с современным миром пластиковых пакетов, доступной мобильной связи, генетически измененных продуктов и других признаков земной цивилизации, сделавших человека абсолютно неспособным к выживанию.

Неспособность человека выжить как природное существо – одна из основных тем романа Герберта Уэллса. В финале его «Войны миров» марсиане погибают – но погибают сами собой, не справившись с земными бактериями, которые и выиграли для человечества войну с инопланетными захватчиками. А Спилберг, снявший «Рядового Райана» и «Парк Юрского периода», не верит в бактерии и не может уступить им победу над марсианами.

В финале фильма толпа ошалевших заложников рекламы, гигиены и полуфабрикатов из супермаркета во главе с героем Круза вдруг – по необъяснимым причинам – превращается в команду слаженно действующих бойскаутов, которые одной-единственной гранатой взрывают инопланетную машину-убийцу размером с восьмиэтажный дом. После этого остальные машины так расстраиваются, что теряют противоракетную защиту и разваливаются на глазах удивленной публики.

И в самом конце фильма за кадром идет текст про то, что, мол, человек отстоял свое право жить на Земле, распоряжаться своей судьбой и заказывать пиццу на дом, если ему так хочется. И зритель выходит из зала с ощущением, что героический американский народ опять одержал победу – и что здесь что-то не так.

Но если уйти за двадцать минут до финала и не смотреть, как героический американский народ разделывается с бедными инопланетянами, «Война миров» оставит впечатление лучшего фантастического блокбастера последних десяти лет, переплюнувшего и «Звездные войны», и «Властелина колец». Джордж Лукас теперь может реабилитироваться, только пересняв за бешеные деньги старые эпизоды своей саги, а вот у Питера Джексона шанс поквитаться появится уже в декабре, когда на экраны выйдет его «Кин-Конг» - еще одно многомиллионное чудовище. Посмотрим, сумеет ли героический американский народ сделать что-то на этот раз.

Фото с сайта www.kinokadr.ru

Идлис Юлия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).