будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Лукоморье
Зайцев Александр

Это и есть русский рок

Те из вас, кто интуитивно распознали злую иронию в заголовке, молодцы. Если она уже пугает и/или задевает, дальше лучше не читать.

Кощунственная зарисовка номер один. Восемьдесят четвертый. Мне пять лет. Я смотрю с дедушкой советский фильм «про войну». Дед, Царство ему Небесное, герой – два ордена, десятки медалей, контузия и т.д. В фильме на привале солдаты слушают «Валенки» в исполнении Руслановой и приплясывают. До этой минуты всё происходившее на экране мне нравилось: танки, атаки с криком «За Родину!». Я испытывал генетическую радость, видя, как «фрицы» гибнут или сдаются в плен. И вот – «Валенки»: «Дедушка, не могу! Не могу! Выключи!» …Сегодня понимаю, что старик был умница. Он выполнил просьбу, с интересом посмотрел на меня и сказал: «Правильно. И я это никогда терпеть не мог». Жаль, что я так никогда близко его и не узнал. Через несколько месяцев дед умер.

Кощунственная зарисовка номер два. Тогда же, в детстве, из квартир соседей, отгороженных от нашей хлипкими панельными перекрытиями, то и дело несся хриплый рёв под несколько аккордов, с какой-то мастурбационной навязчивостью повторяемых на расстроенной акустической гитаре. Слов почти невозможно было разобрать. Да и какие, на фиг, слова, если МУЗЫКИ НЕТ?! А если в музыке нет музыки – нет НИЧЕГО; никакие слова не могут оправдать насилие над слухом. Такая мысль совершенно точно присутствовала в моей голове, хотя и не столь компактно ословленная. Лишь лет в пятнадцать на глаза попался томик стихов – и стало интересно: оказалось, что у Высоцкого есть, над чем подумать…

Кощунственная зарисовка номер три. Сын своего отца, я слушал джаз, блюз. Но, одновременно, стараясь проявить самость, искал чего-то еще. «Вроде симпатичная песня», – сказал я однажды в кухне, когда из радиоприемника донеслось: «В добрый пу-уть, друзья, в добрый путь»… «Х…ня это, сынок», – ответил отец (матери не было рядом, и он мог позволить себе воспитательный пассаж с грубым словом). После чего прошел в большую комнату, открыл фортепиано и наиграл что-то очень похожее, но с английским словами. (Через несколько лет, учась в Америке, я узнал, что это You Can’t Hide Your Lying Eyes группы the Eagles…)

Когда в школе начали заслушиваться Цоем (внимание: четвертое кощунство), помощь старших, чтобы разобраться, мне не требовалась: я открыто называл его песни дерьмом и потешался над сверстниками, покупавшими плакаты «Кино» и изображавшими на лицах сплин очередного потерянного поколения. Только глаза их были пусты и бесплодны. «Перемен требуют наши сердца»… Каких перемен? И главное: почему требуют и от кого?.. Фальшиво, фальшиво! Делано! Не верю!! Глупо… И самое главное: пел бы хоть «тра-ля-ля», но была бы там настоящая музыка, святая музыка!..

Став взрослым, ваш покорный слуга перестал обращать на эту кухню внимание, только посмеивается: всё у них не просто вторично, а «десятерично»; в известном хите БГ самому БГ принадлежит только предлог «под», уничтожающий смысл всего стихотворения и красоту старинной ирландской баллады; и так далее.

К чему я всё это? А вот к чему. Народу (в плохом смысле слова) нужно звуковое сопровождение под водку, местами с претензией на «интеллектуёвость», эпатажем и берущими за душу размышлениями «за жисть». И чтоб самому можно было в кухне «сбрынчать». И подпеть. И похлопать на первую долю. Вот он - русский рок.

А теперь поправка: в России рок есть! Нормальный, западный. Играют его хорошие (чаще профессиональные) музыканты, но почти никому он не нужен. Ведь русско-советской душой его редко чувствуют. Такие музыканты находятся в американо-британском русле развития и никогда суперзвездами в России не станут: для этого они недостаточно серы и одомашнены.

А «герои» тем временем получают награды из рук В.В. Путина («не стоит прогибаться под изменчивый мир», gospels 30-х годов, чуть ли не Mahalia Jackson) или выкрикивают забавный беззубый «протест» (ни против чего, «протест как таковой») матом.

И вот какая-нибудь менеджерша Катенька, двадцати семи лет отроду, с мужем своим Виктором, благодаря кумовству удачно получившим синекуру в Газпроме, идёт в пятницу вечером в клуб «Икра», где они вместе бухают и самозабвенно орут со всем залом «Всё за.бало, п…ц, на х…, б…дь!». В пятницу вечером им необходимо выпустить накопившийся за неделю пар, сбросив при этом маски (впрочем, не все – остается маска эстетики молодого московского upper-middle class), с одной из сторон оголив себя до корней: «Эх, валенки-валенки!» – «Идёт охота на волков» – «Он играет на похоронах и танцах» – «Меня зовут Шнур!»…

«Это и есть русский рок!»

Зайцев Александр
читайте также
Лукоморье
Настоящее путешествие
Ноябрь 6, 2011
Сульчинская Ольга
Лукоморье
Семейные ценности и дорожное движение
Август 31, 2011
Никитин Евгений
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).