будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Рецензия ЛО
Июль 17, 2025
Лукоморье
Литвак Света

Оазис

***

Странно ехать подшафе в грузовой машине.
Страшно ехать по шоссе в грозовую ночь.
По обочинам бегут случаи из жизни:
Ратца, Чагодица, Кихть, Воя, Вондожь, Вочь.
Ни таланта, ни ума, – Ёмба, Индоманка.
Пельшма, Андога, Мегра, – из последних сил!
Я убогий инвалид, житель интерната.
Я боюсь твоих молитв, преподобный Нил.
Где-то блещет в тростнике мелкий Мареотис.
Вон пещеры и скиты в скалах и песках.
Вкруг оазиса сидит скорченный народец –
тут в склерозе и в тоске дух его иссяк.
Лесопилка в лопухах, тёса серый штабель.
Чья-то банька заросла выше двери в сныть.
Удит рыбу на мостках житель-нестяжатель.
Ковжа, Колонга, Кулай, Шола, Юза, Сить.
Пала молния в скирду посредине луга.
Шумный ливень пал стеной, зарево залил.
Малохольные в скиту плачут от испуга.
Пожалей их, успокой, преподобный Нил.

Нил Сорский был настолько маргиналом, что приказал себя не хоронить – бросить в лесу на растерзание зверям, чтобы не осталось мощей. Так же до сих пор не существует и монастыря. Всем восстановили монастыри: Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Иосифо-Волоколамский… Впрочем, монастырь, конечно, был – до революции. Простенький, без стен, без башен. Сохранились кельи монахов, живших в Ниловой пустыни. Кельи образуют квадратный двор, во дворе, наверняка, раньше стояла церковь. Скитский устав: люди живут вроде и вместе, но каждый в отдельно стоящей келье – на расстоянии голоса.

Когда Николай писал это стихотворение, он задал мне вопрос: что означает прилагательное «малахольный». Оказалось, что в моём представлении, это значит «вялый, невыразительный, неволевой, стукнутый из-за угла пыльным мешком». Пожалуй, оно спуталось в моём сознании и со словом «малосольный», то есть, недоделанный. Николай сомневался, часто возвращался к этой теме. Вскоре он сообщил мне, что «малохольный» – это тот, кого мало холили. Вот оно что. Вроде того же малохольного Василия Радзевича (см книгу Н. Байтова «Прошлое в умозрениях и документах» рассказ «Журнал Радзевича»).

Алексей Сосна предложил Байтову ехать в Ферапонтов монастырь, а оттуда в Кириллов. Николай прикинул, что они будут проезжать и дорогу, по которой шёл зимой (30-е годы) в ссылку полубосой голодный Радзевич. Выехали на ночь глядя, доехали до Ярославля, ночевали в машине. Несколько часов покемарили, поехали дальше. Днём уже были в Вологде.

Это был год, в который умер художник Игорь Соловьёв, 2002. Он умер в ноябре, скоропостижно, от быстротекущего рака. А сейчас, в июле, Алексей и Николай заехали к нему в гости (уже на обратном пути): проехали Череповец, а оттуда 20 км до усадьбы, в которой находится музей Игоря Северянина. В этой усадьбе ежегодно устраивались выезды на пленэр для питерских и московских художников. Игорь Соловьёв работал здесь неоднократно вместе с группой «Солнечный квадрат». Они вместе и выставлялись. Я помню, что однажды просилась туда с ним, но Игорь сказал, что это как-то сложно устроить.

Путешественников встретили очень приветливо, всё показали, потчевали и чествовали. Сводил их Игорь и на старую лесопилку: «Очень живописная, мы там все рисуем!». Оттуда Алексей вывез на крыше автомобиля деревянный стол, подобранный среди руин. Он, кажется, до сих пор стоит во дворе Зверевского центра. Совсем простой стол. А в стихотворении Байтова появилась строка: «Лесопилка в лопухах, тёса серый штабель».

В тот же день Николай и Алексей доехали до Кубенского (озеро и селение). А Радзевичу пришлось зимой от Вологды добираться пешком до определённого ему места ссылки. У него были разваливающиеся лапти, которые он подвязывал верёвкой. По дороге Сосна подсадил женщину, которая работала в совхозе неподалёку. Видимо, это был тот самый совхоз, где подрабатывал Радзевич, откуда, впрочем, его скоро выгнали.

От Кубенского до Ферапонтова – близко. В тот год, когда Байтов и Сосна туда прибыли, монастырь ещё курировался музеем, поэтому службы разрешались только по воскресеньям. И не в том храме, где фрески Дионисия.

В Ферапонтово встретили художника Казарина. Оказалось, что он там живёт. И за свои деньги, в качестве благотворительности, построил деревянный мост через речку, на месте старого, сгнившего. Казарин был другом Анатолия Зверева и его подражателем. Жил безбедно, но страшно пил. Незадолго до этой встречи, весной, допился до того, что стал помирать. Ему сменили лимфу – за 25 тыс долларов. Теперь не пьёт, а жена попивает по-прежнему. Алексей и Николай с ней и выпивали. А Казарин так сидел. У них переночевали.

На следующий день поехали в Кирилло-Белозерский монастырь. Там уже жили монахи, но большая часть принадлежала музею. Здесь путешественники и узнали, что неподалёку находится Нилова пустынь, монахи указали и дорогу.

Переночевали на турбазе и с утра поехали в пустынь. Она находится в тупике. Дорога долго идёт по дамбе, окружённой болотцами и лесочками. А потом она упирается в озеро, и дальше дороги нет. На месте пустыни находится психлечебница. Каре из прямоугольных корпусов: окна и двери выходят внутрь двора. Внутри двора пусто. Там когда-то наверняка стояла церковь. В кельях монахов теперь держат умалишённых (малохольных).

Когда Н.Байтов и А.Сосна попытались пройти во двор, за ворота, на них набросились охранники: вам здесь нельзя, здесь больные люди, и вообще, убирайтесь отсюда!

Сосна пытался фотографировать, ходя вокруг наружных стен, но и это не разрешили, испугались, что они – журналисты, поднимут шум в прессе итд.

За пределами пустыни-больницы – площадь, вокруг несколько домиков, видимо, для обслуживающего персонала.

А потом Алексей и Николай оттуда уехали. Вот и всё.

А теперь перечитайте стихотворение:

………………………………………………..

Все перечисленные названия рек – реальны. Эти речушки пересекают территорию, окружающую Нилову пустынь.

Хорей (7). Строфы не разделены интервалом. Рифмовка абаб. Внутренняя рифма ведёт себя по-другому:

аабс

аабб

абба

абаб

абаб

Мы видим, что формально стихотворение написано в обычной манере Николая Байтова, хотя выглядит необычно для него. Каждая строка, кроме одной, начинается с заглавной буквы. Это очень не похоже на другие стихи. Николай никогда не начинает строку с заглавной буквы. Он начинает с заглавной буквы предложение. В том-то и дело, что здесь каждая строка является законченным предложением, кроме 3-4, где вторая строка тоже начинается с заглавной – названия реки, и 11-12,  да и то, это тоже два отдельных предложения, разделённые запятой.

Очень странное впечатление производит эта единственная строка с маленькой буквы, несколько ниже середины. Словно сам умаляющий себя преподобный Нил (прямое обращение к которому стоит рефреном дважды – в середине и конце стихотворения). Далее мы находим ещё более странные вещи.

Возьмём наугад одну из строк:

«Вкруг оазиса сидит скорченный народец», разберём по буквам, из чего она состоит, что в ней звучит скрыто, зашифрованно. Ведь Байтов мастер анаграммы. Даже если в данном случае она непредумышленна, но результат всё равно поразителен. При перестановке букв строки получаем текст:

«Кавказа огненный террор (исчдос – оставшиеся буквы)» Кроме того, в строке анаграмматически присутствуют слова «суицид», «исчадие». О чём же это стихотворение?

В первых двух строках явно проговаривается слово «сумасшествие», в 14 строке слышится «слабость». И это – кроме множества осознанно употреблённых автором слов, нагнетающих духоту подташнивающего страха и убожества: странно, страшно, убогий инвалид, боюсь, скорченный, склероз, тоска, иссяк, серый, плачут от испуга. Да ещё – напоминающее идиотическое заборматывание перечисление названий рек, непривычных для современного языка.

И удивительно, что при этом ритм, тон стиха – светлый, почти радостный, жизнеутверждающий. Молитва?

Не могу удержаться, анатомирую ещё одну строку:

«Я боюсь твоих молитв, преподобный Нил».

Точная анаграмма: «От одной пилюли – смерть выпивох (бобня)». Поразительно!

В общем, кажется, что стихотворение довольно простое. Всё в нём, вроде бы, объяснимо. Сумасшедший дом на месте Ниловой пустыни. Малохольные его обитатели. Но такая кажущаяся ясность, может быть ох как обманчива. Поэтому я и использую тоже весьма сомнительное средство, как анаграмма. Как обычно, не доверяя своему «бытовому сознанию», торопливому и самоуверенному.

А если я не понимаю стихотворение, что мне остаётся делать?

август 2010

Литвак Света
читайте также
Лукоморье
Настоящее путешествие
Ноябрь 6, 2011
Сульчинская Ольга
Лукоморье
Семейные ценности и дорожное движение
Август 31, 2011
Никитин Евгений
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).