будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
полемика
Май 16, 2025
Лукоморье
Штыпель Аркадий

Очень хочется спорить

Два года назад Вадим Месяц в предисловии к своей книге «Цыганский хлеб» сделал удивительное заявление: «Здесь собрано все, относящееся к светской лирике,- когда-то именно она казалась мне единственно возможным для современной поэзии жанром».

Удивительным, потому что литература, тем более современная, мне представляется делом сугубо светским, и я не знаю ни одной художественно убедительной попытки уйти от «физики» в чистую метафизику.

Вот и новая книга Месяца «Норумбега: головы предков» - три больших стихотворных цикла с комментирующими каждое стихотворение прозаическими эссе - оказалась, на мой взгляд, вполне «светской». Прилагаемые к стихам эссе, помимо рассуждений и мемуарных записей, содержат обширный компендиум разного рода сведений о материальной и духовной культуре до- и раннеисторического человечества. Здесь цитируются или пересказываются и античные авторы, и северные саги, и священные книги Востока, и серьезные работы историков культуры, и паранаучные фантазии мистиков и эзотериков нового времени (это последнее не в укор - для поэтической реконструкции «золотого века варварства» всякое лыко в строку).

В первой, безымянной, и последней, несущей название «Сведения о северном Будде Хельвиге и его Норумбеге небесной», главках книги, в целом суховатая, а местами даже как бы наспех проговариваемая проза Месяца оборачивается вдохновенным символистическим версе, чем-то вроде проповеди, чем-то, отдаленно напоминающим ницшевского «Заратустру». Впрочем, восторгов по поводу «Заратустры» я никогда не разделял, и месяцевские версе (так с некоторых пор называют прозу, сдвинутую к стиху, в отличие от верлибра - стиха, сдвинутого к прозе) и верлибры лично на меня производят большее впечатление.

«Норумбеге» можно было бы дать подзаголовок «апология варварства» - собственно, так и сделано в приложенном к книге замечательном аудиодиске.

«Мне была важна фонетика, странное слово “НОРУМБЕГА”: я пытаюсь написать эпос некоего северного народа, того гигантского европейского кочевья, которое было обозначено римлянами как варвары» - так предваряет Вадим Месяц публикацию цикла стихов о Хельвиге и Норумбеге в  журнале «Знамя». Стихи из этой подборки частью представлены на аудиодиске, но в книгу не вошли: «головы предков» - лишь первая часть масштабного замысла, в ней показаны лишь подступы к задуманному эпосу, хотя значительная часть этого эпоса уже существует.    

Совершенно естественно, что человек, увлеченный какой-то эпохой, или мифологией, или идеей, апологетически относится к предмету своего увлечения. Но любая апология явно или неявно обращена к иной точке зрения, это всегда вызов и приглашение к спору.

Вот я и попробую поспорить с некоторыми тезисами, выдвигаемыми Вадимом Месяцем.

«Поэзия, - пишет он резюмирующем послесловии, - берет начало в заклинаниях, молитвах, колдовских обрядах».

Возражать здесь не приходится; разве что пополнить этот список выкриками загонщиков на охоте, загадками, колыбельными - впрочем, и они изначально вполне могли входить в магический ритуал. А можно и не расширять список, а, напротив, копнуть еще глубже и вспомнить гипотезу (я ее вычитал, кажется,  в «Поэтике сюжета и жанра» О. Фрейденберг), согласно которой из ритуала развилась не только поэзия, но и вообще человеческая речь. Но это так, к слову.

«Чем дальше мы отходим от материка иррациональности, на котором зародилось искусство, - продолжает автор, - тем меньше шансов понять суть и действенность поэзии. Современное стихотворчество, мягко говоря, не об этом. Решительно не об этом. Тем не менее, лучшие песни слагаются именно во славу богов, а не посвящены себе подобным».

Ну, положим, «материк иррациональности» - чисто современная поэтическая метафора. Мироощущение древних складывалось из далеко идущих экстраполяций текущего опыта, охотничьего и военного, пастушеского и земледельческого, торгового, караванного и мореплавательского, социального и сексуального - экстраполяций разнообразных и противоречивых, складывалось из множества аналогий - преимущественно ложных (наши собственные умозаключения «по аналогии», как правило, тоже далеки от истины), но в основе своей было вполне рациональным. Как, к примеру, вполне «рациональна» симпатическая магия; другое дело, что основана эта магия на ложных аналогиях и предпосылках. Древние и впрямь не очень-то смущались логическими противоречиями в своей картине мира -  но до тех лишь пор, пока дело не касалось насущных забот. Сообщества, в которых берут верх «иррациональные», то есть слишком далеко оторвавшиеся от реальности представления и, соответственно, «иррациональные» - непродуктивные, расточительные - действия, попросту не выживают. Такая судьба, надо полагать, постигала многие культуры…

Опять же, утверждение, что «лучшие песни слагаются именно во славу богов, а не посвящены себе подобным», представляется  весьма сомнительным. Спору нет, древние гимны во славу богов весьма впечатляющи, но скрижали древности донесли до нас поэзию именно и только или почти только сакральную - на то они и скрижали. Впрочем, ни о «Книге Екклесиаста», ни о «Песни песней» не скажешь ведь, что они сложены во славу богов. А исландские саги - это вообще все больше про соседей и родственников… Чуть-чуть снизив пафос, это утверждение легко переиначивается в том смысле, что лучшие песни слагаются во славу царствующих особ (а в древности между царствующими особами и богами большой разницы не усматривалось), а не посвящены себе подобным.

Я стою на том, что сочинение песен, посвященных себе подобным, есть величайшее достижение человечества.

И если христианство - единственная религия, которая рядом с Богом-из-чертога ставит Бога-бомжа, то это - лучшая религия! (При том, что сам я остаюсь твердолобым атеистом).

И все же, с тем, что «современное стихотворчество, мягко говоря, не об этом» - я, в конечном счете, готов согласиться. Я тоже усматриваю в современном лиризме симптомы некоего кризиса и тоже склонен увязывать эти симптомы с поэтическим эгоцентризмом, а еще - с огромной инерцией накопившейся «лирической массы». Месяц-поэт в своих стихах как раз-то и идет против этой инерции.   

Еще две обширные цитаты.

«Я далек от идеализации язычества и свирепого демонизма, плохо отношусь к жертвоприношениям, сниманию скальпов и отрубанию голов, но столь напористое продвижение рациональной цивилизации, которая может похвастаться чем угодно, но не глубиной мышления и бескорыстностью веры, постоянно ставит передо мной постоянный вопрос типа: «с кем вы, художники слова?» Казалось бы, ответ ясен: на стороне слабых, бедных, униженных, - таков закон жанра. Почему же поэзия выбирает сторону самодовольного победителя?»

Не буду придираться к словам: мол, если мы «на стороне слабых, бедных, униженных», то почему «лучшие песни слагаются во славу богов»?

Но - древние верования вовсе не были бескорыстными. Богов надо было задабривать, умасливать - грубо говоря, подкупать, - именно с тем, чтобы получить некую выгоду или, по крайней мере, избежать неприятностей.

Что же до глубины мышления, то для меня теорема Пифагора бесконечно глубже его же мистического учения.

А геометрия многомерных пространств глубже геометрии плоскости.

Далее.

«Что-то изменилось: неясно, к лучшему или к худшему, но мир постепенно дрейфует назад, к фундаментализму и традиции, причем  от политического мракобесия при том никто не застрахован.

В чертах эпохи научного освоения мира, начавшейся со времен Ренессанса, явственно  начинают проступать онтологические лакуны, а в душе зияют невостребованность и пустота. Представить себе, что мы можем навсегда, окончательно отречься от на время оставленного и забытого, невозможно: слишком это расточительно и глупо».

Верно: забывать прошлое и отрекаться от прошлого - далекого или близкого - и расточительно, и глупо.

Да и ощущение некоего глобального кризиса оспорить невозможно, и дело не в том, что я тоже чувствую нечто подобное, - ощущение, в отличие от умозаключения, неоспоримо по определению.

Но если Вадим еще сомневается, к лучшему или худшему ведет дрейф назад, то для меня здесь сомнений нет: к худшему. И если он говорит, что от политического мракобесия при этом никто не застрахован, то я считаю, что дрейф к фундаментализму это самое мракобесие твердо гарантирует.

Я не знаю, что такое онтологические лакуны, но научная картина мира со всеми ее прорехами - это единственная картина, в которой я могу и хочу жить. Другими картинами я, конечно, могу любоваться, восторгаться, могу совершать туда увлекательные экскурсии (тем более, с таким гидом, как Вадим Месяц), но жить в них никак не соглашусь.

Надо ли говорить, что в этих, так сказать, «вопросительных знаках на полях» я пытаюсь оспаривать лишь отдельные тезисы автора и с нетерпением жду новых книг, продолжающих его эпический замысел.

А то, что мне хочется спорить, - это скорее достоинство книги, чем недостаток:

книгу, с которой не захочется спорить, можно и не читать.

Штыпель Аркадий
читайте также
Лукоморье
Настоящее путешествие
Ноябрь 6, 2011
Сульчинская Ольга
Лукоморье
Семейные ценности и дорожное движение
Август 31, 2011
Никитин Евгений
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).