будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Рецензия ЛО
Июль 16, 2025
Лукоморье

Отвлекаясь на вид из окна

Давайте представим себе настоящую серьезную прозу, такую Прозу-Прозу, концентрирующую в себе все то, за что мы любим прозу. Четкий, внятный сюжет насчет того, как раздерганный интеллигент приезжает в уездный город и постепенно собирает себя из осколков. Или, например, как благонравная девушка мечтает о кузене – и в итоге сбывается ее мечта. Но я не о том. В этих образцовых романах очень даже могут встретиться неожиданные страницы, написанные как надо – но лучше, чем надо. Когда вдруг картинка становится ярче, в воздухе возникают запахи, начинают гудеть шмели и – в общем, понятно. И можно представить себе читателя, который любит именно эти страницы гораздо больше, чем остальные. Настолько больше, что – извините уж великодушно! – ему становится в сильной степени безразлично, что в итоге станется с интеллигентом или с девушкой и ее кузеном. Тем более, это в общих чертах предсказуемо.

Так, например, Гоголь пишет Чичикова, движущегося из пункта А в пункт Б, и это перемещение служит чисто служебным целям обогащения главного героя по заранее намеченному плану – или его, героя, наказания согласно плану автора. Но вдруг вид из окна кареты, видимо бесконечная дорога, широкое небо предстают много важнее, чем остальное. И по ничтожному, в общем-то, поводу появляется образ родины как дороги, который слово в слово будут учить и декламировать школьники многих поколений.

Думаю, Павел Лемберский, русский писатель из города Нью-Йорка – тот самый очарованный читатель, для которого мгновенный вихрь прозы много дороже истории и всех ее смыслов. Он же – автор, пишущих для таких же очарованных читателей. История – только повод. В итоге с необходимостью возникает малая проза. Не курица, а филе курицы, лакомые места. Яркая и представительная подборка, например, – «Вынужденная посадка».

«Я обливался холодной водой по утрам, мне позарез нужны были мышцы на лето, чтобы хоть как-то, хоть чем-то... Я растирался до крови, я отжимался от пола. Сосед-культурист дядя Боря одобрительно крякал, и кивал, и показывал, как обращаться с эспандером, чтобы мышцы груди это самое, а то это.

А отдельные птицы уже снимались с насиженных мест и писали из Вены чудесные письма. В одном значилось: "Красотища немыслимая! Но необходимы бабки. Хорошо идут простыни, оптика". В другом хвалили комнату Брейгеля в музее Кунст-хреновище что-то такое.

Она сидела на скамейке у памятника и ее лапал он. Я наблюдал из-за афиши, но ошибки быть не могло: он целовал ее влажную шею... А-а-ах, ты!.. Я неспеша обливал его керосином из ржавой канистры, я подносил зажженную спичку к причинному месту, место вспыхивало, вздувалось, место шипело, там ведь железы, мы проходили, он обугливался целиком, он сгорал без остатка: от фуражки Коммерческаго училища до подметок нечищенных башмаков, его хоронили одетые пожарниками товарищи, медь превалировала».

Это из «Пяти легких пьес», где фасеточной природы целого Павлу Лемберскому как бы недостает, и относительно небольшая прозаическая вещь опять распараллеливается – простите за глагол, но, по-моему, сам Павел Лемберский его бы допустил, да и Word не возражает. Да и внутри каждой из (музыкальных) пьес нарастает параллельность, одновременность.

Что слегка непривычно и неуютно в прозе Лемберского – промежуточное место героя. Объясню. В гениальной прозе Чехова герои – несомненно живые люди, и наше сочувствие к ним идет на полную катушку; оно, огрубленно говоря, и есть корневой смысл этой прозы. В иначе гениальной прозе Хармса герои – фигуры речи, и сочувствовать, например, вываливающимся старухам – невменяемость. У Лемберского герои располагаются на странице чуть дольше, чем у Хармса, и так как обстановка способствует, начинают оживать. Но автор довольно безжалостен к ним. Они скорее играют роль нот в его партитуре.

Такая проза должна граничить с поэзией. Так и происходит – взгляните, например, как из фрагмента прорастает анапест:

«Дорогая, ты забыла его, ну скажи? Он был предан тебе, подносил "Лориган" Коти, бесконечные монпасье, орхидеи от Лапенштока, невпопад и неточно цитировал Малларме, целовал пальцы ног, тыкал прочерк в душистое декольте, он был свеж тогда, да, дорогая? Ты забыла его, ты забыла его, ну скажи? Ну скажи: я забыла его, я забыла его.

- Я забыла его, я забыла его.

- Я не верю тебе, дорогая».

На карте современной российской малой прозы Лемберский, без сомнения, занимает достойное место. Другое дело, что карта эта пока не составлена или, что еще хуже, составлена плохо. Что ж, займемся этим не спеша.

читайте также
Лукоморье
Настоящее путешествие
Ноябрь 6, 2011
Сульчинская Ольга
Лукоморье
Семейные ценности и дорожное движение
Август 31, 2011
Никитин Евгений
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).