будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 11, 2025
Лукоморье

пояснения

 

А. Объектом литературной критики является не книга (форма носителя), а литературное произведение.  Нелепо было бы, например, представить себе универсальный отдел рецензий на DVD – если учесть, что на них могут оказываться фильмы, музыка, книги или программное обеспечение. Но сплошь и рядом («НГ-Экслибрис», «Книжное обозрение», критические отделы толстых литературных журналов) рецензируются принципиально разные книги: художественные, мемуарные, литературоведческие, философские, публицистические, научно-популярные, академические издания классики и т.п. Мне представляется логичным и естественным, что конкретный критик А. в состоянии говорить о поэзии вне зависимости от формы представления: книга, подборка в журнале, подборка в Интернете, поэтический вечер. Я не очень верю в компетенцию человека, отдела или издания, берущегося рецензировать книги – практически вне зависимости от их рода. С другой стороны, сам я интересуюсь преимущественно художественной литературой и хотел бы организовать место, где о ней говорят.

Б. Литературная критика – разговор о литературном качестве.  Иногда легче говорить о смысле или теме произведения, интерпретировать его социологически или как-либо еще. Но отклик, из которого нельзя понять, хорошо или плохо рецензируемое произведение, бессмыслен в главном отношении. Так, по сюжетно-тематической аннотации трудно отличить «Братьев Карамазовых» от глянцевого детектива. Говорить о почти неуловимом, субъективном, плохо поддающемся вербализации – нелегко. Как и подлинная поэзия, проза, эссеистика, настоящая литературная критика невозможна как система. Каждый раз она лишь имеет шанс возникнуть заново. Художественное событие содержит в себе зернышко действительно нового – действительно новым должен быть и ракурс разговора о нем. Принцип разговора именно о литературном качестве «выключает» некоторые холостые жанры, но оставляет много интересных возможностей, которые, как мне кажется, нельзя наперед перечислить. Разговор может быть и не привязан к конкретному произведению – так критика граничит с литературной эссеистикой.

В. Разговор о литературном произведении должен вестись в твердом понимании, читал ваш собеседник рецензируемое произведение или нет.  Как правило, еще нет – это особенность сегодняшней ситуации, связанная с множественностью источников. Вместе с тем, наш публикационный формат допускает знакомство с объектом рецензии – до или после чтения самой рецензии, по воле критика. Но само твердое понимание так или иначе «убивает» некоторые ходы. Например, рецензенту иногда кажется удобным пересказать сюжет рецензируемого произведения или его фрагмента. Но пересказ не нужен ни читавшим исходный текст, ни еще не читавшим (ослабляет интерес к чтению).

Г. Отклик как правило положителен. На этом сходятся многие эксперты, но по разным причинам, некоторые из которых я перечислю; замечу сразу, что политкорректность и бесконфликтность в число этих причин не входят. Во-первых, раз мы говорим о литературном качестве, то подразумевается наличие, а не отсутствие этого качества. Во-вторых, большинство читателей критического отклика не знакомы с его объектом. Если он недостоин их внимания, незачем и затевать разговор. В-третьих, удивительны удавшиеся, действующие стихотворения или рассказы.  Ситуация же, когда написанное одним не производит чудесного впечатления на другого (в данном случае – на критика), скучно-нормальна. О чем тут рассуждать – всерьез говоря, непонятно.

Д. Предмет критического обсуждения может быть написан и несколько лет назад. То, что разговор должен идти непременно о новинках, следует только из жесткой логики книжного бизнеса. Серьезные явления современной литературы живут, с одной стороны,  долго, с другой  – одновременно, образуя некое пространство диалога. Значение того или иного произведения может проясниться по прошествии времени; странно было бы, если бы критический отклик к этому времени оказался невозможен из соображений формата. Конечно, абсолютно удобно, когда предмет разговора находится в Интернете – или его можно прямо сейчас там разместить. Но это не обязательно.

Е. Другие жанры помимо рецензии:

Литература и жизнь – маленькие эссе об услышанных на улице диалогах, увиденных сценках, замеченных сюжетах, объявлениях и т.п.;

Без комментария – сборники цитат из пропиаренных произведений, говорящие о низком художественном уровне обсуждаемого без дополнительной аргументации;

Полемика – корректный по форме полемический ответ критику или эссеисту из другого издания – или отсюда же;

Эссе – портреты, прогнозы, аналитика, наблюдения, обобщения,  соображения жанра и направления и т.п.

Монитор – обзоры самых заметных обновлений литературных ресурсов (в первую очередь, из ЖЗ) с предельно краткими, вне пересказа, осмысленными аннотациями лучшего и худшего.

В итоге (вместе с привлеченными в качестве ссылок рецензируемыми произведениями) и получается ОЧЕНЬ ТОЛСТЫЙ ЖУРНАЛ.

Название раздела «НАЧАЛО ДНЯ» обсуждаемо. Для меня оно, во-первых, связано с фотографией, которая, в свою очередь, мне нравится. Во-вторых, очень достали разговоры о конце света, конце России, конце культуры и смерти автора. По молодости они слегка щекочут нервы и возбуждают язык. После сорока (тем более, после пятидесяти) – утомляют. По-моему, серьезный разговор о литературе только начинается…

Кроме того, остается и старое название – ЛУКОМОРЬЕ.

Остальные ссылки с титула – на уже существующие литературные ресурсы Полит.ру.

       

читайте также
Лукоморье
Настоящее путешествие
Ноябрь 6, 2011
Сульчинская Ольга
Лукоморье
Семейные ценности и дорожное движение
Август 31, 2011
Никитин Евгений
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).