будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Рецензия ЛО
Июль 12, 2025
Лукоморье
Дубова Галина

Роман-реставрация и роман-фальсификация

Так получилось, что роман «Белая голубка Кордовы» стал первым моим знакомством с творчеством известной писательницы Дины Рубиной. Сюжет романа пересказывать бессмысленно: вся собственно сюжетная линия остается где-то внутри романа, как карандашный набросок под слоем краски. В этом смысле роман Рубиной чем-то напоминает «Сто лет одиночества» Маркеса: попробуй пересказать его в двух словах и получишь банальную латиноамериканскую мыльную оперу.

Этот роман – в первую очередь повествование о картинах, причем картины реальные и картины, созданные ловким фальсификатором Захаром Кордовиным, описаны одинаково подробно, так, что невозможно не поверить: однажды в каком-нибудь музее наткнешься случайно на «Пасмурный день. Хотьково» Фалька, «Святого Бенедикта» Эль Греко или пейзаж Нины Петрушевской. А может, уцелели где-нибудь и картины самого Кордовина – уж слишком реалистично ощущение, остающееся после книги. Фальсификатор искусно исправляет реальность – то же делает реставратор. Не случайно реставратор Андрюша – alter ego Кордовина. И после его смерти Кордовин отказывается от творчества – перестает быть художником и становится только фальсификатором.

Сам роман повторяет эту двойственность фальсификации и реставрации – что истинное, что ложное в веренице судеб и мистических совпадений? Вот Захар Кордовин, выросший в послевоенной Виннице, учившийся в Ленинграде, живущий в Израиле; вот его дед, Захар Кордовин, майор НКВД, часто выезжавший в Испанию и с какой-то нечеловеческой предусмотрительностью сохранивший для внука в серой папке в старом винницком доме уникальную коллекцию картин; вот художник круга Эль Греко, Саккариас Кордовера и его два сына-близнеца, пираты и авантюристы, одного из которых он изображает в виде монаха – спрятав под живописными слоями кинжал; вот могила в Виннице с корабликом (какой-то «губернатор антильских островов» - наверняка один из братьев-близнецов). А где-то под живописными слоями – каббалист рабби Моше Кордовера, который вдруг оказывается реальным, существующим в нашей реальности лицом – и это именно та точка, где от истории отпочковывается побег вымысла.

Отражения и перевоплощения внутри одного рода множатся поистине с маркесовской плодовитостью. Вот возвращение Захара в Кордову – и встреча с девушкой, точной копией его матери, для которой он – точная копия брата. И в ее доме – встреча с потерянным «уделом», серебряным кубком с корабликом, который тревожит его в снах. На протяжении книги он регулярно снится Захару – преданный им «удел»: вывезенный теткой Жукой из блокадного Ленинграда и проданный антиквару Захаром – чтобы «перебить» редкую книгу у другого коллекционера... Буквы иврита на кубке каждый раз складываются в иную надпись во сне – и только в Кордове Захар может прочесть то, что на самом деле было написано на кубке. Эта надпись ложится последним элементом мозаики в историю рода Кордовиных-Кордоверов. Намеки, случайные обсуждения в кафе, исторические справки – из этого вырастает подлинная история рода, семьи, «проклятой кордовинской крови», «фамильного устойчивого пигмента». И со смертью Захара ничего не заканчивается: произошло – через много поколений – воссоединение разлученных братьев, смерть Захара, можно надеяться, искупила его предательство собственного «удела» - будь то старинная семейная реликвия или творчество. Реставрация свершилась, из-под наслоений истории и судеб проступила истинная картина, истинная история рода и семьи.

А параллельно разворачивается история-фальсификация. Захар случайно находит и покупает картину Саккариаса Кордоверы – и превращает «пирата», сына художника, в «Святого Бенедикта» Эль Греко, который водворяется в покоях папы Римского в качестве его святого покровителя – еврейский пират, сын гонимых некогда католиками иудеев. Захар пишет свою картину, портрет Пилар – и «оттдает» его Саккариасу Кордовере. Истинная история искусно приправлена аферами, детективными ходами, многочисленными отсылками и к Шолом-Алейхему, и к Дэну Брауну.

Этот роман Рубиной – искусно созданный текст, в котором переплетены две сущности – реставрация действительности как ее очищение от искусственного, наносного, проникновение в ее глубины - и ее же фальсификация, ведь иначе художественное произведение невозможно. Поэтому это не справочник и не историческое исследование, но очень уж велик соблазн поверить в его реальность.

А от самого текста получаешь невероятное удовольствие – этот вычурный и живой язык, в котором вроде бы излишние поэтизмы сочетаются с совершенно бабелевскими оборотами. Да и в целом, если подумать, именно Маркес и Бабель – такие противоположные и несхожие – удивительно соединяются в тексте этого романа.

В общем, «Белая голубка Кордовы» - хорошее знакомство с творчеством Рубиной. Во всяком случае, я с удовольствием его продолжу.

Дубова Галина
читайте также
Лукоморье
Настоящее путешествие
Ноябрь 6, 2011
Сульчинская Ольга
Лукоморье
Семейные ценности и дорожное движение
Август 31, 2011
Никитин Евгений
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).