будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
полемика
Май 24, 2025
Лукоморье

С точки зрения процесса

Для начала я хочу без малейшей доли иронии выразить благодарность Дмитрию Кузьмину за его реплику – корректную, взвешенную, ясную и лишенную элемента полемики ради полемики. По-моему, чем скорее мы перейдем на такой режим диалога, тем лучше. Мне тоже вовсе не хочется спорить с Дмитрием там, где пространства для этого спора нет, и я определю эти зоны.

Да, «архив» и «пассивный запас» - это одно и то же. Да, с точки зрения литературного процесса – именно на этой точке зрения мы им зафиксируем сейчас свое внимание – важен актив. Да, мой итоговый вывод предыдущего материала – насчет того, что младшие над старшими не производят никакого серьезного необратимого отбора и суда, - не следует логически из сказанного там же выше. Как было подчеркнуто, он последовал из наблюдений и размышлений. Думаю, пришла пора их развернуть.

Что такое литературный процесс? Это с оговорками сам процесс написания стихотворения, рассказа или романа – без последующего усвоения итога той или иной литературной институцией письмо остается вещью в себе, в процесс не вплетается. Наверное, это сумма разнообразных репрезентаций настоящего времени. Издание авторских книг – в том числе, давно ушедших поэтов и писателей (пример Кузьмина насчет Максима Амелина и графа Хвостова принимаю с благодарностью). Издание журналов, альманахов, антологий, в том числе – сетевых. Вечера, фестивали, студии, премии, критические реакции и т.д. С точки зрения распределения ролей, здесь действуют: поэт, прозаик, издатель, редактор, составитель, куратор, мастер, координатор, член жюри, критик, культуртрегер. С точки зрения человеческой начинки, это примерно одни и те же люди, с возрастом играющие все больше ролей. Если говорить о принятии решений, примерно в 90% ситуаций старшие решают судьбу младших, а не наоборот.

Какое место в литературном процессе занимает стихотворная деятельность двадцатилетних? Ну, если учесть, что не каждый считающий себя поэтом – поэт, а не все маркированное подзаголовком «стихотворение» - стихотворение, то очень маргинальную. Это навскидку 1% от реально существующего и интересного. Что еще существеннее – само выделение этого 1% является результатом деятельности старших (по отношению к этому) поколений. Есть несколько человек, интересующихся молодой поэзией, в их числе – Дмитрий Кузьмин. Но, конечно, не стоит сводить литературный процесс к этому его тонкому сектору.

Обобщаю: есть пул людей, принимающих решения. Я могу назвать их применительно к поэзии: Ермолаева, Айзенберг, Месяц, Алехин, Крючков, Василевский, Кузьмин, Пуханов, Амелин, Витковский, Комаров, Цветков, Переверзин, Давыдов, Файзов, Чупринин, Немзер и т.д. Это очевидно. В молодежной системе координат, где 30 – уже безысходная старость, это, без сомнения, старшее поколение.  Они «судят», точнее, фильтруют младших, сверстников, а также – предыдущие поколения. То есть я реанимирую на секунду свой проект уточнения: старшие, в том числе, выбирают физически мертвых. Между тем, я настаиваю на том, что републикации ушедших бережно восстанавливают картину того времени.

Цитирую возражение Кузьмина: «Это прекрасно и правильно, что названные Костюковым коллеги издают тех, кого они издают (хотя воспроизводят они, конечно, не всю карту, а тот её фрагмент, который в большей степени занимает их как читателей или исследователей: какого-нибудь Ивана Игнатьева или Неола Рубина или Нину Хабиас — нет, не воспроизводят)». Однако я беру  с полки репринтное издание «Якоря» (1936). Из помянутых мной 6 поэтов представлены 5 (кроме Ариадны Скрябиной). Из 3 гипотетически добавленных Дмитрием – ни одного. Впрочем, мы можем спросить Евгения Витковского, какая его цель – воспроизвести литературную карту той эпохи или устроить ее на свой вкус. Я практически уверен в ответе.  «Якорь» составлен Адамовичем и Кантором – представителями решающего пула той эпохи, условно старшим поколением.

Далее.  Д. Кузьмин: «Поэтому вопрос о том, что именно из поэзии недавнего прошлого сегодняшние молодые поэты держат у себя в активном запасе, кажется мне вполне правомерным и важным. Можно это выяснять путём опроса молодых поэтов, а можно аналитически, рассматривая их поэтику и уясняя себе, каковы её корни».  Между тем, анализируя поэтику, можно определить прямые влияния.  Возможно, это имеет смысл назвать корнями. Дмитрий абсолютно правильно замечает, что я смешиваю авторский и читательский опыт. Читателями поэзии на данный момент являются представители цеха. Под авторским опытом Кузьмин, очевидно, понимает переимчивость – то, что можно выудить из анализа поэтики. Здесь, однако, возникают вопросы.

Влияния очевидны у молодых, несостоявшихся поэтов. Чем более они взрослеют, обособляются, тем более самодостаточны. Если не замыкать литературный процесс на двадцатилетних, если перенести его нервный центр туда, где он и есть, условно говоря - на Чухонцева, Гандлевского, Цветкова, - карта влияний страшно бледнеет и сильно зависит от составителя этой карты. (Признак, кстати, несостоятельности именно анализа). А если у зрелого успешного поэта мы видим явное влияние, это превращается в проблему (Херсонский – Бродский).  Допустим, мы уяснили себе круг имен, повлиявших в свое время на юного Гандлевского. В 30 лет он их влияния преодолел. То есть – в нашей фразеологии – перевел таких-то из архива в актив, использовал и вернул обратно. Ну и что?

Мы попадаем в ножницы: там, где влияния очевидны, объект влияний еще не вполне поэзия и очень условно относится к литпроцессу. Там же, где самоочевидна поэзия и мы имеем дело с фокусом внимания литпроцесса, неочевидны влияния. И я бы так скорректировал эту картину: более осмысленно говорить о важности круга поэтов для поэта.  Например, Мандельштам почти всегда очень важен, но крайне редко мы отмечаем его стилевое влияние. Еще отчетливее это относится к Пушкину. Можно перенимать позицию по отношению к литературе, миру, метафизическую осанку, что ли. Это не считывается со стихов. Со стихов мы считаем 1-2 имени. Для полноценной жизни поэт читает, любит, помнит 50-100 других поэтов. И, конечно, авторский опыт = читательский опыт автора. А вовсе не зона стилевого влияния.

Вернемся, однако, к выбору двадцатилетних. Хочу снять одно подозрение Димы – что я говорю о дневниковом лепете как о социокультурной доминанте. Нет. Социокультурная доминанта считывается вообще без оглядки на уровень, с самотека премии «Дебют», с, условно говоря, 10.000 – как бы назвать? – социологических анкет, замаскированных под стихи. Там доминанты будут совершенно другие – стихи о Родине, стихи о дружбе и вражде, о строении мира, о первой любви. Стилистически – спотыкающиеся ямбы. Чтобы говорить о тенденции и мейнстриме двадцатилетних, я (по-моему, корректно) высекаю примерно 50 стихотворцев соответствующего возраста, уже отобранных региональными кураторами, фестивальную блуждающую компанию. Именно здесь (по-моему, на слух) доминанта – дневниковый лепет верлибром. А сужать 50 до 3-5 и находить другую тенденцию – произвол.

И последнее. Дмитрий Кузьмин вспоминает себя двадцатилетним и говорит, что «никому не ведомых декадентов и авангардистов 1890-1920-х гг. самостоятельно вылавливал из малоизвестных альманахов Серебряного века».  Оставляя в стороне, что автора 1920-х гг. маловероятно выудить из Серебряного века, замечу одно – это опыт эксклюзивно Дмитрия Кузьмина. Не просто очень одаренного и любознательного юноши из московской литературной семьи, даже так не типизируется, а ровно Кузьмина. Надеюсь, он согласится – молодые, даже самые одаренные, далеко не так самостоятельны в выборе чтения, как сам Дмитрий в молодости. Они осуществляют свой выбор в рамках представленного. Кого привез Файзов, кого издал Переверзин, кого любит Петрушкин, кого повесили на «Полутонах». Конечно, очень сильно приоритеты молодых определял и определяет сам Кузьмин – через «Вавилон», впоследствии – через «Воздух». Вряд ли, Дима, ты с этим поспоришь. Все же, извини, но молодежь «выбирает» те или иные ориентиры примерно так же, как кошка выбирает «Вискас» - а что ей остается?..

Итак. Творчество двадцатилетних поэтов – не литературный процесс, а 1% литературного процесса, более того, этот 1% фиксируется и легализуется старшим поколением. Влияние – только один и далеко не главный механизм читательской востребованности поэта поэтом.  Выбор двадцатилетних – в сильной степени выбор из адресно предложенного им выбора старшего поколения.  

читайте также
Лукоморье
Настоящее путешествие
Ноябрь 6, 2011
Сульчинская Ольга
Лукоморье
Семейные ценности и дорожное движение
Август 31, 2011
Никитин Евгений
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).