будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 10, 2025
Лукоморье
Серебрякова Мария

Скромное обаяние «регионального компонента»

В маленьком северном городе, в котором я выросла, была (и сохраняется до сих пор) кипучая литературная жизнь. Несмотря на то, что во всем городе насчитывалось в лучшие годы тысяч под 40 жителей, у нас были свои Признанные Поэты. Их и их учеников печатала наша местная газета. До сих пор помню трогательное автопредисловие к стихам дамы средних лет, жившей в соседней военной точке, – людей там было еще меньше, чем в нашем городе, поэтому военная точка была провинцией по отношению уже к нашему городу: «Однажды к нам приехал [из города!] поэт Кудинов и научил меня писать стихи. И с тех пор я пишу».

Кроме поэта Кудинова, был свой классик, чьей фамилией (то ли Смирнов, то ли Сидоров) собирались назвать улицу – да вот беда, началась перестройка, и строительство любых улиц замерло навсегда. Было целое литературное объединение – что-то вроде «Северные жемчуга» или «Жемчужные севера», - собиравшееся при местной библиотеке и состоявшее из тетушек средних и преклонных лет. Был не так давно даже издан справочник писателей и поэтов нашего города (и поэт Кудинов занимал в нем почетную 23 страницу – с рассказом о том, как он нашел корни славянской азбуки: он «открыл», что буквы азбуки имели названия, которые – о чудо! – складывались в текст: аз буки веди – я ведаю буквы!).

В последние годы завелся даже свой Настоящий Писатель Рыжов – к 30 годам он автор 17 книг (хотя большую часть составляют сборники стихов, отпечатанные на принтере и скрепленные степлером). Известность он завоевал, написав 2 книги фэнтези и 3 книги детективов. Их даже издало питерское издательство, снабдив обложку грудастыми полуголыми девицами -  с пистолетами или мечами (в зависимости от жанра). Если теперь в городе когда-нибудь опять начнут строить дома, можно не сомневаться, что улицу назовут именем уже этого писателя.

Литературная жизнь всегда кипела и в нашей местной столице – Мурманске. Там был свой союз писателей, возглавляемый писателем Масловым (когда он умер, его фамилией действительно назвали улицу). Были поэты, чьи стихи мы проходили в школе и обязаны были знать, потому что это – наш «региональный компонент». Фамилии эти никому ничего не скажут, да и их носители пока здравствуют, но на свою улицу каждый из них наверняка уже претендует – если не в Мурманске, то хотя бы в родном военном городке (если вдруг там когда-нибудь опять начнут что-то строить).

Союз писателей города Мурманска был в годы моей юности славянофилен и активен, регулярно собирал «молодые таланты» на учебу, давал им грамоты и медали и, если были деньги, издавал книги – тоненькие, отпечатанные на принтере и скрепленные степлером. Он организовывал «славянские ходы» (автобусные поездки от Мурманска до Сербии и назад), вел конкурс «Храмы России» и выступал за духовное и физическое единение всех славян на почве православия. Ехидные школьники на одном из бесконечных собраний, посвященных очередному славянскому величию, сочинили стишок:

Мы на горе всем буржуям
Ход славянский наш раздуем.
Ход славянский до утра!
Просыпайся, детвора!

В те годы не было заразы интернета, поэтому путь «молодого таланта» в литературу лежал только через славянофильство, православие и кондовый соцреализм: союз писателей плодил себе подобное, привозил на встречи со школьниками себе подобное и объяснял, что Литература (произносится с придыханием) – это вот Оно. И, соответственно, Они (тоже с придыханием). Помню, как на одном из таких собраний взрослые дядьки уничтожали мальчишку, вздумавшего писать «не так» - с налетом мистицизма, под модную тогда книгу Пелевина «Чапаев и Пустота», занесенную в далекий северный город из развращенных столиц. Разной бородатости и пузатости дяденьки были немилосердны, и «антихудожественный бред» было самой мягкой оценкой несчастного десятиклассника.

А затем в качестве образца Стиля и Литературы один из мэтров зачитывал свой рассказ, про буфетчицу со своего корабля – какая она Женщина. Начало помню: капитан корабля рассказывал, что всегда берет в плаванье самую страшную буфетчицу. И вот когда все на корабле начнут ее вожделеть – значит, пора возвращаться в порт. Вот эта-то страшная буфетчица и оказывалась Настоящей Женщиной. И суровые взрослые писатели кивали головами и говорили «Дааа, вот это – Настоящая Литература!»

Помню чудесные образцово-показательные стихи, которые зачитывал нам, школьникам, заместитель и преемник Маслова – поэт Тимофеев:

Там мальчики музыку крутят
И на землю смачно плюют!
Там девочки матерно шутят
И пиво из банок сосут!

Стихи обличали разложившееся молодое поколение, тусовавшееся в сквере на площади Пяти Углов. Контрастом к матерным девочкам-мальчикам описывалась буйная северная сирень, которая пиво не сосет, не матерится и вянет от звуков тяжелого рока.

Сейчас все они, когда-то писавшие о том, какие буфетчицы все-таки женщины, дружно вошли в ряды православных писателей, публикуются на православных сайтах и пишут духовные стихи – теми же словами и теми же размерами. Те же строки про матерно-сосущих мальчиков и девочек вполне сойдут и за обличение бездуховности молодого поколения, красящего космы в сатанинский черный цвет, правда?

Поэтика литературного чиновничества вечна, потому что она универсальна.

«Региональный компонент литературы» всегда был тесно связан со школьным образованием, он и живет в основном  за его счет. Открытые уроки, вечера стихов, встречи с читателями, беседы с юными талантами, мастер-классы пенсионеркам, чаепития в библиотеках. Библиотека – центр культурной жизни маленького провинциального города. И если нельзя устроить встречу с Пелевиным или Дмитрием Быковым, то тем ценнее наличие собственного писателя. Писатель Рыжов, например, всегда с удовольствием приходит на такие творческие вечера, рассказывает о своем творчестве, пьет чай и потом пишет под псевдонимом статью о себе самом в местную газету. И всем хорошо, и культурная жизнь в городе процветает. В 80-е годы все были соцреалистами; в 90-е годы они превратились в  «славянофилов»; сейчас требуется православие – поэтика «регионального компонента» позволяет легко менять тему, сохраняя стиль.

Большей части моих сверстников было всё равно, что в очередной раз мусолить на уроке – Лермонтова, Кольцова или Колычева. Пассажи учительниц «Образы родной земли в творчестве этого поэта проникнуты любовью и пониманием» все аккуратно записывали в тетради, чтобы на следующем уроке бодро продекламировать ответ на вопрос «В чем своеобразие лирики этого поэта?» Я не думаю, что что-то изменилось: с точки зрения обывателя вся ценность региональной поэзии в том, что она – своя; и можно больше ничего не говорить о ее художественных достоинствах.  

Единицы школьников, читавшие дома привезенные из Питера или Москвы сборники стихов современных авторов, тосковали или сочиняли пародии на это. Когда на очередном уроке литературы в рамках «регионального компонента» приходилось анализировать очередное «оно» очередного местного поэта, я думала с тоской: «Ну почему же, почему наш прекрасный регион не произвел на свет ни одного хоть сколько-нибудь приличного автора!»  Как мы с друзьями завидовали «усадебным» регионам, где жили и творили Тургенев, Толстой, Тютчев...

Полноте, да так ли все они плохи, эти региональные писатели? Неужели среди них нет подлинных жемчужин?.. Неужели всё, на что они годны, – заполнять часы в программе, отведенные на современную литературу родного края, да добывать на школьных конференциях грамоты правильно ориентированным учащимся (ну вот не могу поверить, что кто-то с хорошим вкусом в здравом уме и твердой памяти выберет для анализа поэта Кудинова вместо Гумилева или Бродского – а вот выбирают, и даже получают первые места)?

Только переехав в Москву, я узнала, что в соседнем городке родился и вырос один из современных классиков – Венедикт Ерофеев. Но увы: об этом в 90-е годы не знали даже школьники из этого городка (сейчас, говорят, в местной библиотеке все-таки сделали о нем выставку, гордо именуемую «музеем»). Любого мало-мальски яркого, независимого, оригинального автора провинциальная культура выталкивает из себя; хорошо хоть иногда – в «большую литературу».

Вернуться можно уже только общепризнанным классиком, да и то не всегда. Не знаю, входит ли сейчас Венедикт Ерофеев в наш «региональный компонент», но мне кажется, что нет. Слишком уж он непривычен, оригинален, не похож на рассказы о настоящих женщинах и духовные стихи о родной северной природе.

Серебрякова Мария
читайте также
Лукоморье
Настоящее путешествие
Ноябрь 6, 2011
Сульчинская Ольга
Лукоморье
Семейные ценности и дорожное движение
Август 31, 2011
Никитин Евгений
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).